Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2006

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

Андрей ХЕГАЙ,
5-й курс, филфак МПГУ,
г. Москва


Запомнившийся урок

Стояла на удивление погожая и теплая осень, манившая из просторных классов в постепенно желтеющий мир опавшей листвы. Мы, пятикурсники филфака МПГУ, отважно сражались с соблазном дневной прогулки по Москве, еще не успевшей остыть от летнего зноя. На два месяца мы стали новыми учителями-словесниками в 610-й московской школе, где проходила наша педагогическая практика.

Одновременно с нами практику проходили студенты заочного отделения, среди которых была Юлия Николаевна Никитенко. Эта молодая миловидная особа производила впечатление опытного педагога, хотя работала Юля совсем в иной области – в издательском деле. Странно было наблюдать, как студенты-дневники, казалось бы, уже специалисты во многих сферах, в том числе немного и в педагогическом ремесле, ходят на уроки, которые дает заочница. Но на этих занятиях действительно было чему учиться.

Мне удалось побывать на уроке Юли в 7-м классе, где изучались страдательные причастия прошедшего времени.

Звонок. Небольшой по численности класс неохотно рассаживается и угрюмо рассматривает новую практикантку. В глазах учеников – пятый по счету урок – попытка сосредоточиться. Юля моментально занимает внимание семиклассников, не привыкших к тому, что новый учитель знает весь класс пофамильно и поименно. Нескольким ученикам Юля дает индивидуальное творческое задание – разгадывание кроссворда. Передо мной сидит Дима Трубин, которому досталось это непростое задание. Заглядываю в вопросник: 1) Действительное причастие настоящего времени, использованное А.Конан Дойлем в названии рассказа, повествующем о загадочных человечках. Чуть было не говорю вслух пляшущие, но юный кроссвордист отвечает на другой вопрос: прилагательное в названии одной из повестей А.Пушкина (цикл «Повести Белкина») – станционный. В это время остальные ученики заняты повторением темы «Причастие». На доске начерчена схема, объясняющая образование действительных и страдательных причастий, руководствуясь которой класс повторяет непростой материал.

– Образуйте, пожалуйста, действительные причастия прошедшего или настоящего времени от глаголов, которые выражают отношение к вашим друзьям, родителям.

– Помогающий…
– Друживший…
– Заботящийся…

Взгляд Юлии Николаевны останавливается не только на активных учениках – отвечает и немногочисленная «камчатка»...

Спустя 15 минут после начала урока 7-й «А» уже не похож на стайку птиц, уставших после четырех академических часов полета. Класс почти не замечает, как проходит пятый урок. Тем временем Юля собирает индивидуальные задания – кроссворды. Пора приступать к изучению новой темы.

Я не знаю, много ли семиклассников страдало в свое время над страдательными причастиями, однако класс Юлии Николаевны практически сразу определяет, от каких глаголов образуется данный вид причастий прошедшего времени:

отданный – отдать;
испуганный – испугать;
замеченный – заметить.

– Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-,   -енн-, -т- от основы инфинитива переходных глаголов: унизить – униженный, открыть – открытый, усеять – усеянный.

Оказывается, все совсем не сложно, если иметь чуточку внимания и желание «погрузиться» в новый материал. Эту простую истину 7-й «А» прекрасно усвоил еще в начале урока.

Семиклассница Варя решила литературный кроссворд полностью и, главное, правильно. Теперь она рвется к доске, где нужно будет образовать только что пройденные страдательные причастия прошедшего времени:

прочитать – прочитанный;
обидеть – обиженный;
принести – принесенный.

Класс хором определяет суффикс причастия и основу глагола. После работы у доски Юля раздает всему классу текст, посвященный Жуковскому-переводчику. Отрывок изобилует пока неизвестными семиклассникам именами.

Жуковский, названный Пушкиным «гением перевода», переводил произведения Гомера, Дж. Г. Байрона, И.В. Гете, братьев Я. и В. Гримм, И.Ф. Шиллера, В.Скотта и многих других поэтов...

Читая вслух текст, ученики находят в нем страдательное причастие прошедшего времени, определяют, от какой основы и при помощи какого суффикса оно образовано. Юля не случайно выбрала сложный научно-публицистический отрывок: именно с помощью таких текстов у ребенка вырабатывается интерес не только к изучению причастий или любого другого материала по русскому языку: ученик уже будет знать имена классиков русской и мировой культуры, которые в дальнейшем будут изучаться им с удовольствием и большим интересом.

Звонок с урока, но класс готов продолжать работу, будто никакого звонка и не было... Шепотом делюсь впечатлениями с одногруппницей, которая весь урок старательно конспектировала занятие.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru