ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
Андрей ХЕГАЙ,
5-й курс, филфак МПГУ,
г. Москва
Запомнившийся урок
Стояла на удивление погожая и теплая
осень, манившая из просторных классов в
постепенно желтеющий мир опавшей листвы. Мы,
пятикурсники филфака МПГУ, отважно сражались с
соблазном дневной прогулки по Москве, еще не
успевшей остыть от летнего зноя. На два месяца мы
стали новыми учителями-словесниками в 610-й
московской школе, где проходила наша
педагогическая практика.
Одновременно с нами практику
проходили студенты заочного отделения, среди
которых была Юлия Николаевна Никитенко. Эта
молодая миловидная особа производила
впечатление опытного педагога, хотя работала Юля
совсем в иной области – в издательском деле.
Странно было наблюдать, как студенты-дневники,
казалось бы, уже специалисты во многих сферах, в
том числе немного и в педагогическом ремесле,
ходят на уроки, которые дает заочница. Но на этих
занятиях действительно было чему учиться.
Мне удалось побывать на уроке Юли в 7-м
классе, где изучались страдательные причастия
прошедшего времени.
Звонок. Небольшой по численности класс
неохотно рассаживается и угрюмо рассматривает
новую практикантку. В глазах учеников – пятый по
счету урок – попытка сосредоточиться. Юля
моментально занимает внимание семиклассников,
не привыкших к тому, что новый учитель знает весь
класс пофамильно и поименно. Нескольким ученикам
Юля дает индивидуальное творческое задание –
разгадывание кроссворда. Передо мной сидит Дима
Трубин, которому досталось это непростое
задание. Заглядываю в вопросник: 1)
Действительное причастие настоящего времени,
использованное А.Конан Дойлем в названии
рассказа, повествующем о загадочных человечках.
Чуть было не говорю вслух пляшущие, но юный
кроссвордист отвечает на другой вопрос:
прилагательное в названии одной из повестей
А.Пушкина (цикл «Повести Белкина») – станционный.
В это время остальные ученики заняты повторением
темы «Причастие». На доске начерчена схема,
объясняющая образование действительных и
страдательных причастий, руководствуясь которой
класс повторяет непростой материал.
– Образуйте, пожалуйста,
действительные причастия прошедшего или
настоящего времени от глаголов, которые выражают
отношение к вашим друзьям, родителям.
– Помогающий…
– Друживший…
– Заботящийся…
Взгляд Юлии Николаевны
останавливается не только на активных учениках
– отвечает и немногочисленная «камчатка»...
Спустя 15 минут после начала урока 7-й
«А» уже не похож на стайку птиц, уставших после
четырех академических часов полета. Класс почти
не замечает, как проходит пятый урок. Тем
временем Юля собирает индивидуальные задания –
кроссворды. Пора приступать к изучению новой
темы.
Я не знаю, много ли семиклассников
страдало в свое время над страдательными
причастиями, однако класс Юлии Николаевны
практически сразу определяет, от каких глаголов
образуется данный вид причастий прошедшего
времени:
отданный – отдать;
испуганный – испугать;
замеченный – заметить.
– Страдательные причастия прошедшего
времени образуются с помощью суффиксов -нн-,
-енн-, -т- от основы инфинитива переходных
глаголов: унизить – униженный, открыть –
открытый, усеять – усеянный.
Оказывается, все совсем не сложно, если
иметь чуточку внимания и желание «погрузиться» в
новый материал. Эту простую истину 7-й «А»
прекрасно усвоил еще в начале урока.
Семиклассница Варя решила
литературный кроссворд полностью и, главное,
правильно. Теперь она рвется к доске, где нужно
будет образовать только что пройденные
страдательные причастия прошедшего времени:
прочитать – прочитанный;
обидеть – обиженный;
принести – принесенный.
Класс хором определяет суффикс
причастия и основу глагола. После работы у доски
Юля раздает всему классу текст, посвященный
Жуковскому-переводчику. Отрывок изобилует пока
неизвестными семиклассникам именами.
Жуковский, названный Пушкиным
«гением перевода», переводил произведения
Гомера, Дж. Г. Байрона, И.В. Гете, братьев Я. и
В. Гримм, И.Ф. Шиллера, В.Скотта и многих
других поэтов...
Читая
вслух текст, ученики находят в нем страдательное
причастие прошедшего времени, определяют, от
какой основы и при помощи какого суффикса оно
образовано. Юля не случайно выбрала сложный
научно-публицистический отрывок: именно с
помощью таких текстов у ребенка вырабатывается
интерес не только к изучению причастий или
любого другого материала по русскому языку:
ученик уже будет знать имена классиков русской и
мировой культуры, которые в дальнейшем будут
изучаться им с удовольствием и большим
интересом.
Звонок с урока, но класс готов
продолжать работу, будто никакого звонка и не
было... Шепотом делюсь впечатлениями с
одногруппницей, которая весь урок старательно
конспектировала занятие.
|