Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2, 3, 4, 9, 11, 12, 24/2005; № 2/2006


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(Продолжение)

§ 81. Склонение существительных во множественном числе

Задание 79. Просклоняйте данные существительные во множественном числе: занавеска, юноша, голос, фронтон, полотенце, даль, сани.

  • Влияет ли наличие обеих форм числа на парадигму существительных во множественном числе?

  • В каких падежах множественного числа существительные разных родов и типов склонения имеют одинаковые окончания?

  • Какие окончания характерны для именительного падежа множественного числа?

  • Как образуется форма родительного падежа множественного числа существительных? А винительного?

Задание 80. Прочитайте текст.

Самой красивой из петербургских оград, бесспорно, является ограда Летнего сада. Тридцать шесть пепельно-розовых гранитных колонн, завершенных вазами и урнами, ритмично чередуются с железными звеньями решетки простого и строгого рисунка. Металлические звенья выкованы умельцами-кузнецами в Туле на заводе купца Денисова, а гранитные колонны созданы руками искусных каменотесов из села Путилова, расположенного недалеко от Петербурга. Классическая ограда вместе с садом и гранитной набережной образует единый ансамбль, неразрывно связанный с архитектурно-художественным обликом панорамы невских берегов.

«Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке...» – восторгался поэт К.Н. Батюшков.

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград, –

писала Анна Ахматова. (Б.Пукинский)

  • Сгруппируйте словоформы существительных во множественном числе по падежам, выделите окончания.

  • Только ли окончания участвуют в образовании этих форм?

Задание 81. Обратите внимание: существительное торт во всех падежах единственного и множественного числа имеет ударение на первом слоге: тортом, торты... Придумайте шесть предложений, используя существительное торт во множественном числе во всех падежах. Например, так:

И.п. Торты на витрине выглядели заманчиво и аппетитно...

А теперь прочитайте свои предложения вслух!

Задание 82. Разберемся в некоторых особенностях образования форм именительного падежа:

а) Для многих существительных характерна такая тенденция: если в именительном падеже единственного числа ударение падает не на последний слог, то в именительном падеже множественного ударным становится окончание (в современном русском языке оно очень продуктивно!): профессор – профессора, директор – директора...

Образуйте по этому принципу множественное число следующих существительных.

Вексель, доктор, егерь, катер, кондуктор, окорок, веер, перепел, тенор (высокий мужской голос), тетерев, трактор, фельдшер, штемпель (оттиск, то же, что печать).

б) Наоборот, у части существительных, имеющих в именительном падеже единственного числа ударение на последнем слоге, именительный падеж множественного числа образует безударное окончание -и (-ы), а ударение сохраняется на той же фонеме, что и в единственном числе: инженер – инженеры...

Запишите и произнесите вслух формы множественного числа следующих существительных.

Шофёр, договор, режиссёр, танцор, монтажёр, пенсионер, офицер, торт, вахтёр, ретушёр.

  • Внимание! Перечисленные выше особенности образования именительного падежа множественного числа существительных срабатывают не всегда. Ср.: корректор – корректоры (форма корректора является разговорной), диспетчер – диспетчеры, тренер – тренеры, комбайнер – комбайнеры и др. Чтобы не запутаться в ударениях подобных существительных, лучше всего обращаться к словарям, и в первую очередь – к орфоэпическим.

Задание 83. В данных предложениях существительное договор употреблено во всех шести падежах единственного числа. Прочитайте их вслух, правильно ставя ударение (не на первый, а на третий слог!).

И.п. Договор был подписан 26 ноября 2005 года.
Р.п. Подписание договора было отложено на два месяца.
Д.п. К подписанному договору многие отнеслись сдержанно.
В.п. Директор отказался подписывать этот договор.
Т.п. Этим договором стороны остались довольны.
П.п. В этом договоре не хватает еще одного пункта.

А теперь в этих же предложениях заменим единственное число существительного договор множественным.

И.п. Договоры были подписаны 26 ноября 2005 года.

Дальше продолжите самостоятельно.

  • Прочитайте записанные вами предложения вслух. (Помните! Ударение на первом о в слове договор не является литературным! Гораздо красивее всегда делать его на третьем одоговор!).

  • Понаблюдайте: как чаще всего произносят это существительное ваши знакомые, журналисты на радио и телевидении?

  • А как теперь будете произносить его вы?

Задание 84. У некоторых существительных возможны варианты образования формы именительного падежа множественного числа: годы – года, пекари – пекаря, токари – токаря и др. В этих случаях форма на -ы (-и) свойственна книжной, в первую очередь письменной, речи, а форма на
-а (-я)
– разговорной (в том числе и профессиональной): секторы – сектора, якори – якоря, слесари – слесаря.

Составьте предложения со следующими парами слов.

Инспекторы – инспектора, отпуски – отпуска, кузовы – кузова, прожекторы – прожектора.

  • Какая форма предпочтительнее в письменной речи, а какая – в разговорной?

  • А как чаще всего произносите эти формы вы?

Задание 85. Запишите уже знакомое вам высказывание К.Паустовского, расставьте пропущенные знаки препинания.

Для всего что существует в природе воды воздуха неба облаков солнца дождей лесов болот рек и озер лугов и полей цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

  • Найдите существительные в форме множественного числа родительного падежа.

  • Заполните таблицу.

  • Понаблюдайте, каким окончаниям именительного падежа единственного числа соответствуют окончания родительного падежа множественного числа.

  • Во всех ли случаях проявляется подобная закономерность?

Задание 86. Вернемся к предыдущему заданию. Не совсем внимательный человек может выделить в словоформе названий окончание -ий. А это совсем не так. И причина ошибки – фонема <j>. Очень коварная фонема, зачастую она – невидимка! Понаблюдаем.

И.п. ед. ч.

размышлени<j>-э
(размышление)
колебани<j>-э
акаци<j>-а
стать<j>-а

Р.п. мн. ч.

размышлений
колебаний
акаций
статей

Во всех этих случаях родительный падеж множественного числа образует нулевое окончание! А <j> здесь завершает основу! <J> является окончанием (вместе с гласным) в том случае, когда в именительном падеже единственного числа его не было: юнош-а – юнош-ей, печь- – печ-ей. (Окончание -ий вообще не характерно для парадигмы существительного, оно – принадлежность прилагательного: синий, весенний...)

Докажите или опровергните справедливость следующих утверждений.

  • В форме скамей окончание -ей.

  • В форме молний окончание нулевое.

  • В форме понятий окончание -ий.

  • В форме камней окончание нулевое.

  • В форме друзей окончание нулевое.

  • В форме утверждений окончание нулевое.

  • В форме особенностей окончание нулевое.

Задание 87. Проверьте себя. Выпишите из данного текста все существительные в форме множественного числа, выделите их окончания.

На протяжении нескольких тысяч лет своего существования человек изменял окружающую среду. Рубил деревья для строительства домов и их отопления, вырубал леса, чтобы освободить почву под посевы, бурил шахты для добычи полезных ископаемых, осушал участки болот, выводил новые сорта растений и породы животных.
Но резких изменений не происходило вплоть до XIX века. Активно использовать научные достижения человечество стало в последние два века. В результате началась промышленная революция. (О.Бочкова)

  • Домашнее задание. Порассуждайте письменно, к каким изменениям окружающей среды привела промышленная революция за последние два века.

Задание 88. Поработаем со словарями. Запишите грамматически верные формы родительного падежа множественного числа.

Пара валенок – валенков, носок – носков, чулок – чулков, сапог – сапогов. Разговорились двое армян – армянов, болгар – болгаров, таджик – таджиков. Взвод солдат – солдатов, гусар – гусаров, партизан – партизанов. Килограмм апельсин – апельсинов, яблок – яблоков, помидор – помидоров. Повздорили из-за кочерёг – кочерьгов – кочерыжек, сплетен – сплетней, местов – мест, усадьбов – усадеб, простынь – простыней. Сколько вишен – вишень, черешней – черешень – черешен, кухней – кухонь. Как много было у вас сейчас делов – дел!

§ 82. Различие в склонении одушевленных и неодушевленных существительных

Задание 89. – А как отличить одушевленные существительные от неодушевленных? – спросила Настя Кувшинчикова.
– Здесь же ответ лежит на поверхности! – философски прореагировал Иван Семенович Полупшенный. – Одушевленные называют живые предметы – людей, животных, а неодушевленные – неживые. И нечего голову ломать!
– Эх, Иван Семенович! – вздохнул Вова Бутузов. – Если бы все так просто! Вот ведь гуся возьмем. Понятно, это существительное одушевленное. А если речь идет о жареном гусе?
– А может, все от вопроса зависит? – предположила Настя. – Гусь – кто? Жареный гусь...ой, не знаю...
Жареный гусь – что!упорствовал Полупшенный. – Он уже не живой и годится только для новогоднего стола!
– Нет, тут что-то иное. Смотрите, толпа – что?, кукла – кто? задумался Вова.

  • Внесем ясность в этот диалог. Заполните данные таблицы. Окончания существительных выделите.

Существительные единственного числа

Существительные множественного числа

  • Выявите закономерности разделения существительных на одушевленные – неодушевленные. (Подсказка! Сравните формы винительного падежа существительных разных родов с именительным и родительным. Какие совпадения вы заметили?)

  • В чем был не прав И.С. Полупшенный? Найдите в одной из реплик самого Ивана Семеновича опровержение его позиции.

    Ищу (кого? что?)

    неодушевленные
    книг

    одушевленные
    товарищ-ей

Задание 90. Разбейте данные существительные на две группы, дописывая и выделяя окончания винительного падежа множественного числа.

Табун-, снеговик-, народ-, труп-, мертвец-, жарен- гус-, микроб-, толп-, копчен- кур-.

Задание 91. Сгруппируйте по одушевленности – неодушевленности существительные из данного отрывка. Что облегчит вам задачу?

 Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца».
«Врите, врите, бесенята, –
Заворчал на них отец: –
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!
Суд наедет, отвечай-ка;
С ним я ввек не разберусь;
Делать нечего; хозяйка,
Дай кафтан: уж поплетусь...
Где ж мертвец?» – «Вон, тятя, э-вот!»
В самом деле, при реке,
Где разостлан мокрый невод,
Мертвый виден на песке.
Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
Горемыка ли несчастный
Погубил свой грешный дух,
Рыболов ли взят волнами,
Али хмельный молодец,
Аль ограбленный ворами
Недогадливый купец?

(А.Пушкин. Утопленник)

Задание 92. Вопрос на засыпку! Вы без труда докажете, что существительные гость, монах, депутат – одушевленные. Почему же тогда мы говорим идти в гости (а не в гостей), постричься в монахи (а не в монахов), баллотироваться в депутаты (а не в депутатов)?

Ответ на этот и многие другие вопросы вам поможет найти энциклопедия для детей «Языкознание. Русский язык» «Издательского дома “Аванта+”»!

Задание 93. Лингвистическое изложение.

Категория одушевленности/неодушевленности – еще один пример того, что в языке логика иная, нежели в реальном мире. Для языка «живыми» оказываются кукла, воздушный змей, шахматный ферзь, а неживыми – толпа и человечество. По-видимому, для языка ферзь – фигура активная («ходит», «угрожает», даже может кого-то «съесть»), а человечество как единый деятель не воспринимается. (Л.Петрановская)

Дополнительное задание

Докажите справедливость утверждений автора, содержащихся во втором предложении.

§ 83. Разносклоняемые существительные

Задание 94. Определите склонение существительных в данном предложении.

Каждая артель за три летних месяца, то есть за время, когда население Египта было не занято на полевых работах, успевала доставить на площадку, где возводилась пирамида, не больше десяти блоков известняка. (Н.Непомнящий)

  • Удалось ли вам определить склонение существительного время? Поясните свою позицию.

  • Просклоняем его в обоих числах.

  • Окончания каких склонений представлены в парадигме единственного числа этого существительного? И в каких падежах?

  • Внимание! Говорите правильно: сколько времени!

  • Сделайте вывод об особенностях склонения существительного время и еще 9 подобных существительных на -мя: бремя, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

Задание 95. Докажите, что существительное мужского рода путь тоже является разносклоняемым.

И.п. Путь был долог.

Р.п. Вследствие долгого пут-и бойцы устали.

  • Продолжите самостоятельно, выделите окончания.

Задание 96. Перепишите, вставляя буквы на месте пропусков.

1) Сем_на оказались невсхожими. 2) В соседнем плем_ проводника не оказалось.
3) Сколько врем_ вы проведете в командировке? 4) Нам навстречу гнал стадо пастух по им_ Савелий. Одна корова шла почему-то с пустым вым_. 5) Мы любовались плам_ ночного костра. 6) Женщина дотронулась до тем_ малыша. 7) Тем врем_ тучи сгущались. 8) Мне с тобой не по пут_.
9) Из-за утраченного знам_ дивизия была расформирована. 10) Никогда ничего пут_ не объяснишь!

Задание 97. Задание для любящих сочинять: попробуйте употребить все разносклоняемые существительные в одном (пусть и маленьком) связном тексте.

Повторение склонения существительных

Задание 98. Прочитайте текст.

Казалось, крепость заспалась, и сон ее был давен и глубок. Однако стоило спуститься к Днестру, как картина тотчас изменилась. Со стороны реки крепость выглядела куда как внушительно, быть может, даже грозно. Она нависала над водою, как чело великана. Камень был ровного серого цвета, словно не время, а люди навели его.
Но и тут картина дышала миром. Лодка рыбарей медленно плыла по течению...
Паром их дожидался. Паромщик низко поклонился господам офицерам, и они закатились на дощатый настил.
На другом берегу, в виду колонии Парканы – пристанища задунайских болгар, – их пути разошлись. Оба об этом пожалели, порешив, однако, и в обратную дорогу пуститься вместе, встретившись в Тирасполе через три дня. (Р.Гордин)

  • Выпишите примеры, подтверждающие наличие трех типов склонения существительных в русском языке. По какому принципу происходит это распределение?

  • Встретились ли в тексте разносклоняемые существительные? Докажите.

  • Выделите окончание в словоформе над водою. Приведите второй вариант этой формы. Запишите еще несколько примеров вариантов падежных окончаний.

  • Определите падеж и склонение выделенного существительного.

  • На примере одного одушевленного и одного неодушевленного существительного докажите разницу в их склонении.

  • Фонемным или нефонемным является правописание падежных окончаний в существительных типа течение, колония и им подобных? Для доказательства приведите их парадигмы единственного числа.

  • Приведите примеры образования формы родительного падежа множественного числа по аналогии с формой болгар. Какие еще окончания могут образовывать эту форму? Докажите.

§ 84. Склонение существительных, имеющих окончания, омонимичные окончаниям прилагательных

Задание 99. Сколько типов склонения существительных вы знаете? Какие? Прочитайте предложения.

1. У опытного портного много постоянных клиентов.
2. Первым на стол поставили аппетитное заливное.
3. Во многих школьных столовых в перемену бывает шумно.

  • К какой части речи вы отнесете выделенные слова? Соответствуют ли они главным грамматическим характеристикам существительных: неизменяемость по родам; считаемость – несчитаемость; зависимость падежа от роли существительного в предложении?

  • Опираясь на эти критерии, докажите принадлежность указанных слов к существительным.

  • Можно ли говорить об особом типе склонения существительных? В чем его особенности?

Задание 100. Просклоняйте словосочетания прилагательное + существительное из предыдущего задания в единственном и множественном числе, обозначьте окончания-омонимы.

Задание 101. Определите синтаксическую роль выделенных существительных в данных предложениях.

1) В предновогодние дни в кондитерской было особенно многолюдно. 2) «Эклер» – мое любимое пирожное. 3) К свадьбе невеста приготовила богатое приданое. 4) Парикмахерская находится от нас в двух шагах. 5) Из ванной доносился плеск воды.

  • Имеют ли эти существительные омонимичные прилагательные? Поясните свою позицию.

Задание 102. Докажите, что существительные военный, дежурный, часовой, чайная, легкие, сладкое омонимичны одной из родовых форм прилагательного.

Образец

Военный с подругой шел не спеша по парку. – Оборонное предприятие выполнило срочный военный заказ.

Задание 103. Прочитайте анекдот.

Входят в автобус трое.
– У меня проездной, – говорит один.
– Сквозной, – молвит другой.
– А я тоже без билета! – заявляет третий.

  • Укажите все существительные, омонимичные прилагательным, в том числе и порядковым.

§ 85–86. Неизменяемые существительные. Какие существительные в русском языке не склоняются?

Задание 104. Прочитайте предложения, укажите род, число и падеж существительного кенгуру. Какие слова помогли вам определить грамматические формы этого существительного?

1) Вот луг кенгуру. Их недавно привезли к нам. 2) Мы с детских лет симпатизируем кенгуру. Вот он впервые перед нами! (Ю.Олеша)

Задание 105. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Лейтенант Кислица съел и крем-брюле, и эскимо и направился к выходу.
Маэстро Жора посм_трел на часы. До (Н,н)ового года совсем немного врем_. В кафе никого (не)осталось. По радио перед_вали музыку. Жора выключил радио, что(бы) музыка (не)отвл_кала его от пр_дст_ящего дела. Он зап_р дверь, пог_сил в зале свет, сел за стойку и высыпал из ящика деньги. (Ю.Дружников)

  • Найдите все неизменяемые существительные, определите их число и падеж.

  • Попробуйте определить род этих существительных. Как вы будете рассуждать?

Задание 106. Выявим критерии определения рода неизменяемых существительных. Проанализируйте таблицу.

Определение рода неизменяемых существительных

  • Внимание! Род некоторых существительных не зависит от перечисленных критериев – он связан с влиянием различных аналогий: (молотый) кофе (под влиянием устаревших форм кофей, кофий), (вкусная) салями (= колбаса), (несправедливый) пенальти (= одиннадцатиметровый штрафной удар), (тушеная) кольраби (= капуста), (пустынная) авеню (= улица) и ряд других.

  • Род несклоняемых географических названий, печатных изданий (газет, журналов) и др. определяется родом нарицательного существительного, обозначающего то, что названо именем собственным: на широкой Лимпопо (река), в далеком Рио-де-Жанейро (город), в английской «Таймс» (газета).

  • Сделайте вывод, какие существительные в основном не склоняются в русском языке.

Задание 107. Согласуйте прилагательные с существительными.

(Вкусный) рагу, (картофельный) пюре, (розовый) фламинго, (куриный) филе, (полный) фиаско (= поражение), (захватывающий) ралли, (красивый) колье, (молодой) шимпанзе, (просторный) фойе, (модный) ателье, (рыжий) пони, (обширный) досье, (горячий) кофе, (свежий) сулугуни (= сыр), (надоедливый) цеце (= муха), (очаровательный) мисс.

  • С некоторыми словосочетаниями составьте предложения.

Задание 108. Даны существительные шимпанзе и фламинго и глагол видеть. Составьте из них предложения, используя глагол в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени, а существительные – в именительном и винительном падеже единственного и множественного числа. Сколько предложений у вас должно получиться?

Образец

(Один) Шимпанзе увидел (одного) фламинго.

  • Правильный ответ вы найдете после одного из дальнейших заданий!

Задание 109. Внимательно прочитайте таблицу

Какие существительные не склоняются

  • Внимание! Заимствованные мужские имена и фамилии на согласный склоняются так же, как и обычные существительные II склонения: Шерлок Холмс – Шерлока Холмса – Шерлоку Холмсу и т.д.

Задание 110. Прочитайте исторический анекдот.

Император Николай I прогуливается перед Зимним дворцом. Навстречу ему рабочий. Николай:
– Ты откуда?
– Из депа, ваше императорское величество!
– Дурак, депо же не склоняется!
– Все склоняется перед вашим императорским величеством!

  •  На чем основан юмор этого курьеза?

  • Докажите, что глагол склоняться многозначный. В каких значениях используют его участники диалога?

Задание 111. Спишите, раскрывая скобки; определите падеж имен собственных.

1) Директор потребовал от (Джоаккино Россини) срочного создания увертюры к («Отелло»).
2) Как-то к композитору (Морис Равель) пришел посредственный музыкант. 3) Французского композитора (Жан Филипп Рамо) иногда упрекали в использовании слабых либретто для своих опер. 4) (Марк Твен) как-то пришлось остановиться в гостинице. 5) Украинского композитора (Штогаренко) спросили о реакции публики на его новую симфонию. 6) Один писатель пригласил (Бернард Шоу) на премьеру своей новой комедии. (По А.Макарову) 7) Мне по душе героини (Николь Кидман). 8) Визит (Маргарет Тэтчер) в Германию прошел успешно.

  • Ответ к заданию 108: у вас должно получиться шесть предложений (вместе с образцом).

Задание 112. Поставьте в нужной форме приведенные в скобках слова, определите род неодушевленных неизменяемых существительных.

1) А вы покритикуйте (Андрей Седых)! 2) Автор выражает искреннюю признательность майору (Гарри Зонт) и лейтенанту (Билли Ярд). 3) Утро (Джон Смит) состояло из ледяного душа и вялой перебранки с массажистом. 4) Мне стоило большого труда отстоять вашу кандидатуру перед генералом (Ричардсон). 5) Он покупал лотерейные билеты, ездил в (метро). 6) С тех пор Джон Смит покидал (свой) ателье вместе с Надей. 7) Молодые сержанты быстро привыкли к высокому сутулому гражданину в (драповый пальто). 8) Надя вздохнула и запела (высокий чистый) контральто. 9) Из (ближайший) кафе доносились звуки магнитофона. (По С.Довлатову)

§ 87. Правописание суффиксов существительных

Задание 113. Орфографический марафон! Используя учебник, словари, различные пособия и собственные знания, заполните пропуски; обозначьте суффиксы существительных.

1. Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщ_ке Жане Шамете.
2. Шамет зарабатывал на существован_е тем, что прибирал мастерские ремесленн_ков в своем квартале.
3. Жил Шамет в лачуге на окра_не города.
4. Лачуга мусорщ_ка приткнулась к поднож_ю северного крепостного вала, рядом с домишками жестянщ_ков и сапожн_ков.
5. К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места, кроме сыщ_ков.
6. Из-под шляпы у Шамета всегда торчал клоч_к волос.
7. Беспорядочная партизанская война создавала много внезапных опасн_стей.
8. Он вспомнил до мельчайших подробн_стей рыбачий посел_к на берегу Ла-Манша.
9. Медузы там похожи на кружевные юб_чки балерины.
10. И там такая сыр_сть!
11. На тесных улицах был слышен из лавч_нок суетливый стук часов.
12. От этого платья пахло весенней свеж_стью.
13. Однажды Шамет увидел молодую женщину в бледно-сиреневом платье с черными круж_вами.
14. Какой ты стала красав_ц_й!
15. Какая кому выгода от моей добр_ты!
16. Шамету пришлось научить этого томного красавч_ка вежлив_сти.
17. Во всяком случае не этот господинч_к поднесет тебе золотую розу.
18. Шамет увидел на лотке едва заметный золотящийся порош_к.
19. Прошло много времени, пока золотого порошка накопилось столько, что можно было сделать из него слит_к.
20. Вечерняя темн_та шевелилась от ветра и мигающих огней.
21. Вода Балтики чуть заметно отливает янтарной желт_зной.
22. Молчаливая уборщ_ца Лиля сидит в уютном холле и вяжет круж_во.
23. Вечером тебя охватывает ощущен_е полного одиноч_ства.
24. Мультатули – выход_ц из семьи потомственных моряков.
25. С редким муж_ством Мультатули карал взят_чн_ков.
26. Силу Мультатули давала исступленная вера в свою прав_ту.
27. Ван-Гог внес свою долю в сокровищн_цу будущего – свои картины.
28. Весна сыпала на город желтоватые цветы каштанов с красными крап_нками на лепестках.
29. Тиш_на встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы.
30. От кухонной ламп_чки воняло керосином.
31. В дверях парикмахерской стоял веснушчатый парикмахер и грыз сем_чки.
32. Я не был профессиональным наблюдат_лем или сборщ_ком фактов.
33. Баратынский сказал о Пушкине:

...Пушкин молодой, сей ветр_(н,нн)_к блестящий,
Все под пером своим шутя животворящий...

34. Рояль. Березовый дым. Настройщ_к, закутанный до глаз.
35. У всех плетней ветер намел сугробы мелкой, как мошк_ра, черноватой пыли.
36. По хатам голосили женщ_ны, муж_ки понуро сидели на завал_нках.
37. Он с каждым днем чахнет, как свеч_чка!
38. Я добежал до парома, разбудил перево(з,с;ч,щ)ика.
39. Мы сели в доща(н,нн)_к.
40. Вот у вас стоит на столе пепельн_ца.
41. Начальн_к почты возвращал эти письма назад.
42. Пришлось навестить местного аптек_ря.
43. Я проникал в глуб_ну тайги.
44. Дом_к стоял на берегу канала, в маленьком саду.
45. Никогда нельзя думать, что вот этот седой барабан_ик в оркестре понадобится мне когда-нибудь для рассказа.
46. Первое время я писал у себя в комнате с утра до темн_ты.
47. Я полюбил этот старый дом за угрюм_сть и тиш_ну, за бестолковый стук ход_ков и постоянный запах березового дыма из печки.
48. На столе стоял букет_к камелий, сделанный из воска.
49. По ночам я слушал, как деревенский сторож стучит у окол_цы в колотушку.
50. Это были листья низкорослого кустарникового дубн_ка.
51. В прозрачной глуб_не аквамарина есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной син_вы.
52. Я лесной человек – простой обход_ик.
53. Юрин напоминал тех знат_ков и любит_лей своего края, кропотливых исследоват_лей, которые по зерн_шку собирают интересные черты из краевой, а то и из районной географии, флоры и фауны.
54. Клад под этим кустом закопан. Золотой карандаш_к.
55. Ведь рождаются же сказки при скромной помощи таких незначительных и даже ненужных вещей, как сухая горош_на или горл_шко от разбитой бутылки.
56. Постепенно развозит дороги, наступает распут_ца, бездорожье.
57. На реках появляются во льду первые промо_ны с черной водой, а на буграх – протал_ны и проплеш_ны.
58. Я знал нескольких паромщ_ков и перево(з,с;ч,щ)_ков.
59. Паром заменяет собой народные сбор_ща и деревенские чайные.
60. Это была действительно посланн_ца небес, предвестн_ца прекрасной утренней зари.

(По повести К.Паустовского
«Золотая роза»)

  • Составьте обобщающую таблицу «Правописание суффиксов существительных».

Правописание суффиксов существительных

§ 88. Правописание приставки не- и частицы не с существительными

Задание 114. Прочитайте предложения. Почему не- со всеми существительными пишется слитно?

1) Сложно убедить окружающих в своей невинности. 2) Вы простым голосованием делаете из невежд полководцев! (Антисфен, древнегреческий философ) 3) С недвижимостью у Ильи было все в порядке. 4) Никакие жизненные невзгоды не сломили Николая. 5) Невидимкою луна освещает снег летучий. (А.Пушкин) 6) Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была. (Русская народная песня) 7) Ненависть – плохой советчик. 8) Непоседа портит беседу. (Русская пословица)

  • Разбейте существительные с не- на две группы: не- – приставка и не- – часть корня.

Задание 115. Спишите, раскрывая скобки. К существительным с приставкой не- подберите синонимы.

1) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет.
2) (Не)воля счастья не даст. 3) (Не)лады да свары хуже пожара. 4) (Не)счастья бояться – счастья не видать. 5) (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
6) (Не)быль как вода, а быль как смола. (Русские пословицы)

  • Как вы поняли значение этих пословиц?

Задание 116. Спишите предложения, раскройте скобки. Объясните устно правописание не- с существительными.

1) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед (не)взгодами и отступить перед преградами. (К.Паустовский) 2) Я содрогался от (не)поправимости судьбы Оли Мещерской. (К.Паустовский) 3) Аркадий часто испытывал (не)ловкость из-за своего физического (не)достатка – он был хромой. 4) В (не)воле звери плохо размножаются. 5) Чувство (не)уверенности часто подводило Петра Ивановича. 6) Брат посмотрел на Сергея с (не)доверием.

Задание 117. Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните смысл пословиц.

  • (Не)топор тешет, а плотник.

  • (Не)приходом люди богатеют, а расходом.

  • (Не)пером пишут, а умом.

  • (Не)печь кормит, а руки.

  • (Не)ловец, да молодец.

  • (Не)деньги нас наживали, а мы деньги нажили.

  • (Не)годы, а горе старит.

  • (Не)воровством добывают деньги – ремеслом.

Задание 118. Выпишите сначала предложения со слитным написанием не-, а затем – с раздельным. Поясните свою позицию.

1. Потом на реках происходит первая подвижка льда (именно подвижка, а (не)движение).
2. Мальчик с (не)терпением ждал, когда же старуха сделается счастливой.
3. Когда иные художники и скульпторы смешивают вдохновение с «телячьим восторгом», то это выглядит как полное (не)вежество и (не)уважение к тяжелому писательскому труду.
4. Это (не)рука Сары Бернар или Веры Холодной.
5. Стоило Федину оторваться от рукописи и посмотреть на окно, как десятки горящих (не)навистью собачьих глаз впивались в него.
6. Он чувствовал от этого даже некоторую (не)ловкость.
7. Простота и (не)устроенность нашей жизни напомнили нам молодость.
8. Правка рукописей делалась для Флобера в некоторых случаях (не)дорогой для совершенствования прозы, а самоцелью. (Флобер – знаменитый французский писатель).
9. Вера в реальность своих героев и в (не)преложность того, что он о них написал, была у Бальзака поистине фантастической. (К.Паустовский)

Повторение имени существительного

Задание 119. Прочитайте текст.

Старик Клячин открыл нам историю Западной Европы. Он говорил хрипло, резко, обрывками фраз. Он бросал слова, как комья глины.
Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о Девятом термидора.
Клячин был знаток французской революции. Существование этого учителя в тогдашней гимназии было загадкой. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента.
Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей. Он избежал гильотины и смерти в болотах Гвианы и не потерял ни капли своего сурового энтузиазма.
Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции – о его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, какие песни тогда пел народ, как выглядели газеты.
Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал. (К.Паустовский)

  • Дайте определение имени существительного.

  • На примере слов глина, фонарь, болото покажите, как определяется родовая принадлежность существительных.

  • Найдите в тексте несколько считаемых и несчитаемых предметов.

  • В чем особенность образования множественного числа существительного комья?

  • Запишите в предложном падеже единственного числа: история, негодование, революция, существование, речь, гимназия, гильотина, столетие, свидетель, энтузиазм, событие. От чего зависит выбор окончания?

  • Докажите, что в тексте представлены три типа склонения существительных. В какую группу вы отнесете существительное время?

  • Укажите несколько одушевленных и неодушевленных существительных, докажите, что это деление чисто грамматическое.

  • В чем отличие существительных Клячин, Париж, Конвент от учитель, трибуна, город?

  • Определите синтаксическую роль существительных в предложении Он избежал...

Задание 120. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

С в_(к,г)зала до пристан_ пришлось идти через весь городок. Недавно прош_л лед, и река шир_ко п_блескивала ж_лтой водой. Была самая ранняя весна – сухая и серая. Только на с_рен_ в п_лисадн_ках уже зеленели поч(?)ки.
Можно было, конечно, взять у в_(к,г)зала др_безжащее, пов_давшее виды такси, но врем_ до отхода реч(?)ного катера оставалось еще много, и гораздо пр_ятнее было медленно пройти через весь город – мимо сводч_тых т_рговых рядов, по к_рпичному мосту над оврагом, где шумел, пенясь, ручей и бр_дили, пр_глядываясь к мусорной земле, надменные грачи, мимо маленькой электростанци_, мимо дом_ков с такими чистыми окнами, что с улицы были хорошо в_дны освещенные утренним солнц_м фикусы, фигуры запорожц_в, пишущих письмо турецкому султану, горки с п_судой и спящие на креслах коты. (К.Паустовский)

  • Произведите морфологический разбор существительных: (взять) такси, (оставалось много) времени, (фигуры) запорожцев.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru