Я ИДУ НА УРОК
Л.М. БЕРЛАНДИН,
гимназия № 3,
г. Сургут
Знатоки русского языка
Урок-игра
5-6-е классы
– Сегодня в нашей игре встречаются
сильнейшие игроки 5-х и 6-х классов. Дорогие
друзья, добро пожаловать в Страну русского языка.
Девиз нашей игры: «Выучи русский язык».
– Посмотрим, какая команда быстро и
правильно выполнит задания, в какой команде
больше знающих, находчивых и остроумных
любителей русского языка.
У каждой команды есть название,
девиз, капитан.
Разминка
Угадайте: о каких знаках препинания
идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак.)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак.)
Задания командам
Задание 1
Прочитайте предложение: Бесшумно
трепетали на осинке разноцветные листочки.
Определите, о каких членах данного предложения
идет речь.
1. Зависит от существительного,
обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит
от сказуемого – глагола, отвечает на вопрос где?,
выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого – глагола,
обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?;
выражено наречием.
(Разноцветные, на осинке, бесшумно.)
Задание 2
Составьте предложения.
1. Из предложения С тихим шорохом
пробежал по саду ветерок взять прилагательное,
выступающее в роли определения, поставить его в
форме именительного падежа, женского рода,
единственного числа.
2. Из предложения За ночь земля
покрылась пушистым снегом взять
обстоятельство, употребив это слово как
подлежащее.
3. Добавить глагол из предложения Мама
от усталости опустилась на диван.
4. Из предложения Над городом
пролетел быстрокрылый самолет взять
обстоятельство.
Получилось предложение: Тихая ночь
опустилась над городом.
Задание 3. Конкурс капитанов
Устный блицопрос:
1. Главный член предложения,
обозначающий действие предмета. (Сказуемое.)
2. Второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы какой? какая? какие?
чей? и обозначает признак предмета. (Определение.)
3. Второстепенный член предложения,
который обозначает место, время, способ действия.
(Обстоятельство.)
4. Раздел науки о языке, в котором
изучается правильная постановка знаков
препинания. (Пунктуация.)
5. Раздел науки о языке, в котором
изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис.)
6. Слово или сочетание слов, называющее
того, к кому обращаются с речью. (Обращение.)
7. Два или несколько слов, связанных
между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание.)
8. Главный член предложения,
обозначающий предмет. (Подлежащее.)
Задание 4
Соберите пословицу. (Раздаются
карточки с перемешанными слогами по ря док вре
мя бе ре жет.)
Задание для болельщиков
Соберите пословицу. Раздаются
карточки с перемешанными слогами у стра ха гла
за ве ли ки.
Задание 5. Конкурс «Кто больше?»
За 3 минуты составьте слова, используя
буквенный состав слова благородство.
Задание 6
Чтобы прочитать закодированные слова,
нужно правильно записать алфавит, пронумеровав
буквы.
1) 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1. (Загадка.)
2) 9, 3, 21, 12, 10. (Звуки.)
3) 2, 21, 12, 3, 29. (Буквы.)
Задание 7. Разгадайте кроссворд.
1. Антоним слова ложь. (Правда.)
2. Стихотворное художественное творчество. (Поэзия.)
3. Письменный перечень чего-либо. (Список.)
4. Антоним слова тихо. (Громко.)
5. Антоним слова вражда. (Дружба.)
6. Овечий сыр. (Брынза.)
Задание для болельщиков. Разгадайте
кроссворд.
Заполните горизонтальные строчки
cловами, противоположными по значению, и в одном
из вертикальных столбцов вы прочтете общее
название таких слов.
Горький (сладкий), начинать (кончать),
буря (затишье), рыхлый (плотный), трудолюбивый
(ленивый), короткий (длинный), свет (темнота).
Задание 8
Придумайте предложение, в котором
каждое слово начиналось бы с буквы к. Предложение
какой команды окажется длиннее?
Задание № 9. Отгадайте шарады.
1.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Расписание.)
2.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)
Задание 10. Отгадайте загадки.
1.
Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
2.
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть еще и тезка мой:
Редкостный зверек пушной.
3.
Я – антоним к слову зной,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня...
4.
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь...
Задание 11. Что это?
1. Его вешают, приходя в уныние; его
задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не
в свое дело. (Нос.)
2. Его рискуешь проглотить вместе с
чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то
сказать; на нем вертится то, что вот-вот
вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать
лишнего. (Язык.)
3. Ее толкут в ступе и носят решетом те,
кто занимается бесполезным делом; ее набирают в
рот, не желая говорить; в нее прячут концы
нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода.)
4. Ее заваривают, затевая неприятное,
хлопотливое дело, а потом расхлебывают,
распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь;
она в голове у путаников. (Каша.)
Слово жюри. Награждение победителей.
|