Я ИДУ НА УРОК
А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Красногорск,
Московская обл.
Сочинительные союзы
7-й класс
Цели урока:
познакомить учеников с группами
сочинительных союзов (соединительные,
противительные, разделительные);
закрепить навык нахождения в тексте
сочинительных и подчинительных союзов;
развивать умение правильно
расставлять запятые перед союзами;
поддерживать у учеников интерес к
изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового
материала.
Оборудование:
Межпредметные связи: связь с
информатикой, биологией, физикой.
Тема урока: «Люби и знай русский язык».
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы, цели урока
1. Слово учителя.
– Мы сегодня, ребята, продолжим
знакомство с союзом как частью речи, узнаем, на
какие группы делятся сочинительные союзы,
закрепим навык расстановки запятых перед
союзами. Работая с материалом урока, вы еще раз
убедитесь в богатстве русского языка.
2. Запись темы урока в тетрадях.
II. Проверка домашнего задания
1. Синтаксическая пятиминутка. Один
ученик работает у доски.
Задание 1. Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Сделайте полный
синтаксический разбор второго предложения.
В_л_чайшее б_га_во народа – его язык!
Тыс_ч_летиями накапл_ваю_ся и вечно живут в слов_
(не)сметные сокров_ща ч_л_веч_ской мысли и опыта.
2. Выступления 1–2 учеников на
тему «Союз как часть речи». (Ученики пользуются
раздаточным материалом «Союз».)
3. Работа 2–3 учеников с
индивидуальными заданиями (карточки).
Задание 2. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки
препинания. Выделите союзы, определите, какие
они: сочинительные или подчинительные?
Успехи в з_логи_ пр_в_ли к тому что
с_ст_м_тических груп_ стало недост_вать для
клас_иф_кац_и ж_вотных. Поэтому уч_ные стали
(в)в_дить в клас_иф_кац_ю новые груп_ы, напр_мер
с_мейства об_ед_няющие роды и типы об_ед_няющие
клас_ы ж_вотных.
Виды выд_ляю_ся (не)только по внешним призн_кам но
и по многим другим ч_ртам стр_ения а также по
особ_нностям обр_за жизни распр_стр_нения.
(Из учебника «Животные», 7–8-й классы, §
7)
Задание 3. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки
препинания. Выделите союзы, определите, какие
они: сочинительные или подчинительные?
З_кон Паскаля п_зв_ляет об_яснить
действ_е г_др_влич_ской маш_ны. Это маш_ны действ_е
к_торых основ_но на з_конах дв_жения и р_вн_вес_я
жидк_стей.
Осн_вной частью г_др_влич_ской маш_ны служат два
ц_линдра разного д_ам_тра сн_бж_нные поршнями и
с_ед_ненные тру_кой. Пр_странство под поршнями и
тру_ку зап_лняют жи_костью. Высоты ст_лбов
жи_кости в обоих ц_линдрах од_наковы пока на
поршни (не)действуют силы.
(Из учебника «Физика», 7-й класс, § 47)
4. Беседа с классом о союзах с
использованием двух иллюстрированных плакатов.
«Требуем запятую!»
но, а
«Мы опасные союзы!»
и, или, да |
III. Объяснение нового
материала
1. Работа с раздаточным материалом
«Сочинительные союзы» (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сочинительные
союзы |
Соединительные |
И, да(и), тоже, также; ни..., ни;
как..., так и |
Противительные |
А, но, да(но), зато, однако, же и
др. |
Разделительные |
Или, либо, то..., то..., не то..., не
то... |
2. Работа с учебником:
чтение теоретического материала.
3. Работа с раздаточным наглядным
материалом «Запятая между однородными
членами предложения» (см. таблицу 2).
Таблица 2
Запятая между
однородными членами предложения |
Ставится |
Не ставится |
|
|
IV. Закрепление нового
материала
1. Выполнение упражнений из
учебника по группам:
а) 1-я группа – комментированное
письмо;
б) 2-я группа – самостоятельная работа с
последующей устной проверкой.
2. Творческая работа.
Индивидуальные задания на карточках-картинках.
Задание 1. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, найдите союзы, определите их
группу.
Люди пр_думали к_мп_ют_ры, чтобы быстро
вып_лнять сложные расчеты. И не случайно (в)н_чале
их н_зывали эл_ктронными выч_слительными
маш_нами, или ЭВМ. Но к_мп_ют_ры могут р_шать не
только м_т_м_тические з_дачи. Ч_л_век научил их
упр_влять к_смич_скими к_раблями, различными
маш_нами, м_х_низмами и даже целыми з_водами.
Задание 2. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, найдите союзы, определите их
группу.
С_й(час) и дома к_мп_ют_ры ст_новя_ся
(не)зам_нимыми п_мощниками. А сколько разных
свед_ний хр_нят к_мп_ют_ры в св_ей пам_ти! Они вс_гда
к вашим услугам и в любой м_мент мгн_венно дадут
нужную спра_ку. Уч_ному и врачу, инж_неру и учит_лю,
п_сат_лю и к_мп_зитору, к_нструктору и агр_ному –
всем может помоч_ к_мп_ют_р.
3. Словарная работа.
Напишите как можно больше слов,
связанных с компьютером.
(Компьютер, дисковод, принтер,
монитор, клавиатура, системный блок, процессор,
дисплей, программа.)
4. Творческая работа.
Сочинение-миниатюра «Компьютер в моей
жизни» с использованием сочинительных союзов.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Шарады
Две ноты, союз,
Все вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора.
(До-ми-но.)
Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают вкусный плод
Южноамериканского растения.
(А-на-нас.)
Мой первый слог – на дереве.
Второй мой слог – союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
(Сук-но.)
Игра «Дружная семья»
Каждая буква начинает слово,
принадлежащее к одной из 10 частей речи. Нужно
записать это слово рядом с буквой, указав часть
речи записанного слова. Например, ответы будут
выглядеть так:
Л
– ли – частица.
И – или – союз.
Т – триста – числительное.
Е – ехать – глагол.
Р – радостно – наречие.
А – а – союз.
Т – тот – местоимение.
У – у – предлог.
Р – розовый – прилагательное.
А – ах – междометие.
|