Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Изучаем сложноподчиненные предложения

Карточки для работы на уроке и дома

9-й класс

К-1. Выпишите сложноподчиненные предложения с союзами кто, какой, расставляя знаки препинания.

I. 1. Кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой, в сей небрежной законодательнице зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того кто с гордою душой (не)боится ни людей ни муки кто умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без печали и гнева тот (не)любит Отчизны своей.
4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь тот почти березк_ каждой ножку рад поцеловать. 5. Кто на лавочке сидел кто на улицу гл_дел Толя пел Борис молчал Николай ногой к_чал.

II. 1. Такая чудесная погода какая бывает ре_ко в апреле. И вороны кричат (по)весеннему упорно и страс_но. Забормотал тетерев и кто(то) в деревн_ запел на всю округу. 2. Какая (не)обыкновенная картина предстала нашим очам.

К-2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая средства связи между частями (союзы или союзные слова).

Читайте побольше сер_езных книг где язык строже и дисц_плинированней чем в беллетристике.

Взор охв_тил лишь ширь земную
Где тесно лишь для пустоты.
И в чащу он проник лесную
Где (н)где прятаться в кусты.

И вдруг в лучах утре_него солнца я увид_л бронзовую скульптуру Ярославны: она стояла на уступе откуда открывались подернутые дымкой путивльские дали.

В те дни когда мне были новы
Все впечатленья бытия
Тогда какой(то) злобный гений
Стал тайно посещать меня.

Я смотрел в сторону откуда могли ко мне прийти.
Не хотелось возвращаться из того райского уголка земли куда волею судьбы мы попали совершенно (не)ожиданно.

– Каким синонимичным словом можно заменить все представленные в предложении союзные слова?

К-3. Спишите предложения, вставляя слово который в нужном падеже. Расставьте знаки препинания. Укажите тип придаточного и средства связи между частями.

Вполне естестве_но чу_ство грусти у каждого человека вынужде_ного ра_таваться с любимым делом___ посв_тил свою жизнь.
Нельзя забывать того первого человека___ стал нуждаться в тебе.
Любовь к людям это ведь и есть крылья___ человек поднимается выше всего.
Многие из людей___ я был едва знаком поддерживали меня в трудную минуту.
Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_ только о том что(бы) пришла твоя собака единстве_ное (по)видимому существо___ ты привязан.
Ланской вышел имея как всегда неизменно «надменную фигуру»___ впрочем содержалось довольно доброе сердце.

– Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

К-4. Исправьте ошибки в сложноподчиненных предложениях. Укажите союзы или союзные слова. Составьте схемы сложноподчиненных предложений и определите типы придаточных.

1. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2. Стояло жаркое лето на подоконнике, когда расцвели кактусы.
3. Когда распустились листья, на деревьях в траве застрекотали кузнечики. 4. У меня был инструмент для выпиливания при помощи, которого я сделал красивую рамку. 5. Я не выучил правило на основании, которого решалась задача. 6. Мы издалека увидели наш дом на крыше, которого вертелся флюгер. 7. Мы ходили на экскурсию в течение, которой я много узнал.

К-5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите предложение, в котором заключена основная мысль. Соедините простые предложения в сложноподчиненные. Спишите, расставляя знаки препинания.

Не реже двух раз в год книги в домашней б_блиотеке надо чистить щ_ткой или тряпкой. Пыль и сырость враги книги. Если в книжных шкафах п_вилась сырость книги следует протереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставлять открытыми. Тогда они хорошо проветриваются.

– Укажите способ соединения частей предложения (союзы или союзные слова).

– Постройте схемы сложноподчиненных предложений.

– Укажите типы придаточных предложений.

К-6. Прочитайте текст. Соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. Запишите, расставляя знаки препинания.

 Московский ун_верситет основан по иниц_ативе М.В. Ломоносова – великого русского уч_ного. Он всегда являлся центром русской науки и просв_щения. В ун_верситете учились знаменитые русские писатели и поэты передовые обществе_ные деятели. В нем работали выдающиеся русские уч_ные.
В настоящее время в Московском ун_верситете имеется 23 факультета. В систему учреждений МГУ входят четыре научно(исследовательских) института, учебно(научные) станц_и, астр_номическая обс_рватория, Ботанический сад, библ_отеки, издательство и т_пография.

– Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова).

– Составьте схемы получившихся сложноподчиненных предложений.

– Определите тип придаточных предложений.

К-7. Прочитайте статью. Озаглавьте ее. При списывании объедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные.

В тексте всегда есть основная мысль. Но живет она там не одна. Если бы в книгах была только основная мысль то наверное они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине основная деталь мотор. Но если не будет остального колес руля тормозов машины все(таки) не будет. Так(же) и в тексте кроме основной есть еще и другие важные мысли проблемы «подтемы». Если их найти и пересказать то получится краткий пересказ а если записать – конспект.

– Как связаны части сложноподчиненных предложений (союзами или союзными словами)?

– Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

– Запишите одним предложением, что такое конспект.

К-8. Прочитайте текст и запишите его основную мысль. Перестройте, где возможно, простые предложения, объединив их в сложные. Запишите, расставляя знаки препинания.

Пам_ть бывает разная. Есть пам_ть чу_ств. В ней хр_нятся радости и п_чали. Есть пам_ть ума. Она сохр_няет обдума_ное, понятное. Можно помнить вкус дыни которую вы ели месяц назад потому что у вас есть пам_ть на вкусовые ощущения. А есть еще пам_ть на зап_хи.
Людям во всем помогают разные виды пам_ти. Но что(бы) они (по)настоящему выручали о них надо заботиться тр_нировать и разв_вать.

– Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова).

– Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

– Укажите типы придаточных предложений.

К-9. Прочитайте текст. Запишите его основную мысль. При списывании соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания.

Сахарный сок у клена (в)первые обнаружили л_нивые женщины. Так гл_сит старая л_генда (север_)американских индейц_в ирокезов. Такие хозяйки что(бы) не идти к отд_лен_ому роднику за чистой водой надр_зали кору ближнего рослого клена и наб_рали полные горшки сока. Эти женщины соверше_но (не)ожида_но прославились как искус_ные поварихи. Все их кушанья были вкусными и сла_кими.
Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют сахарным деревом. Содержание сахара в сок_ такого клена достигает 3%.

– Укажите способ связи между частями сложного предложения (союз или союзные слова).

– Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

– Укажите тип придаточного.

К-10. Прочитайте предложенный текст и его основную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если нет, исправьте ее и дополните. Соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. При записывании расставьте знаки препинания.

Трудно предпол_жить что такая простая и (не)обходимая процедура как умывание лица имеет свою курьезную историю. В XVIII веке например (не)обходимо было спец_альное предписание врача. С его помощью можно было заставить францу_кого короля Людовика XV умыться. Во Франци_ в те времена сч_талось что после умывания водой лицо становится чу_ствительным к холоду грубее и летом сильно заг_рает.

* * *

Нужно исполнять предписания врача.

– Определите средства связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова).

– Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

– Определите тип придаточных.

К-11. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков союзы или союзные слова.

1. После обеда в больш_м зале ___ поставили рядами стулья с большими спинками стали соб_раться на собрание ___ должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоровна Михель была самая пр_влекательная умная бл_стящая девушка того кружка ___ вращался Иван Ильич. 3. То переб_рая впеч_тления прошедшего ср_жения то радос_но вообр_жая впечатления ___ он производит известием о победе вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск_кал в почтовой бричк_ испытывая чу_ство человека долго ждавшего и (на)конец достигшего начала желаемого счастья. 4. Князь Андрей не только после своего пут_шествия но и после своего похода во время ___ он был лиш_н всех удо_ств чистоты и изящества жизни испытывая приятное чу_ство отдыха среди тех р_скошных условий жизни ___ он пр_вык с детства.

К-12. Отредактируйте текст, устранив ошибочное повторение союзного слова.

Только нужный пр_дмет который используется в практик_ получает наим_нование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб_рают у (не)с_едобных(же) которые (н_)кто (не)б_рет д_леко не всегда есть название. Перевод гриба который ранее не употреблялся в пищу в класс с_едобных связан с тем что он пр_обретает имя. Слово как(будто) прор_стает с позн_ваемым пр_дметом.

К-13. Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова.

ДОЛГОЛЕТИЕ ЦВЕТОВ

Что вы знаете о продолжительност_ жизн_ цветов которые р_стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16–20 лет. Десятки лет живут кусты с_рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв_ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)пр_кратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголети_ розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра_казывать легенды. В Ясной Полян_ сохр_нились кусты роз которые цвели еще при жизн_ Л.Н. Толстого. В Германи_ известен куст розы которая живет 500 лет.

К-14. Спишите, исправляя ошибки в расстановке знаков препинания. Укажите тип придаточного предложения.

1. Искус_тво художника р_стет вместе с народом который, он изображает. 2. Только творя мы можем получить все то, счастье которое дает свободный труд. 3. Бывает храбрость которую, опасность сама пор_ждает. 4. Опасность всегда существует для тех, кто ее боится. 5. Самый счас_ливый человек, тот который дает счастье наибольшему числу людей. 6. В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. 7. Лживое лицо скроет все что, задумало коварное сердце. 8. Не в количестве знаний заключается образование но в полном понимании и искус_ном признании всего того что знаешь.

К-15. Спишите, расставляя знаки препинания и согласовывая союзные слова.

1. Я угн_здился под деревом у котор_ сучья начинались ни_ко над землей и следовательно могли защитить меня от дождя и полюбовавшись окрес_ным видом заснул себе бе_мятежным сном котор_ знаком одним охотникам. 2. Муромский как образованный европеец под_ехал к своему противнику и учтиво его пр_ветствовал. Берестов отвечал с таким(же) усердием с каков_ цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

К-16. Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное с придаточным определительным. Определите, где это можно, число, род и падеж союзного слова. Подчеркните в главном предложении слово, которое в придаточном предложении заменено союзным.

Древним грекам хорошо было извес_но масло. Его они употребляли не столько как продукт питания сколько в качестве крема для кожи и волос.
В некоторые сорта зеленого чая в Китае добавляют лепестки жасмина. Они придают напитку особый вкус и аромат.
Чай для тибетцев (не)напиток а еда что(то) (в)роде супа. Он варится в котлах и подается в плоских чашках с солью маслом и молоком.
Некоторые жители Аляски из племени квакиутль любят есть снег. Его взбивают до «густых сливок» смешивают с рыбьим жиром ч_рной патокой и сырыми ягодами.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru