МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Изучаем сложноподчиненные
предложения
Карточки для работы на уроке и
дома
9-й класс
К-1. Выпишите сложноподчиненные
предложения с союзами кто, какой, расставляя
знаки препинания.
I. 1. Кто б смел искать девчонки нежной в
сей величавой, в сей небрежной законодательнице
зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того
кто с гордою душой (не)боится ни людей ни муки кто
умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без
печали и гнева тот (не)любит Отчизны своей.
4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь
тот почти березк_ каждой ножку рад поцеловать. 5.
Кто на лавочке сидел кто на улицу гл_дел Толя пел
Борис молчал Николай ногой к_чал.
II. 1. Такая чудесная погода какая бывает
ре_ко в апреле. И вороны кричат (по)весеннему
упорно и страс_но. Забормотал тетерев и кто(то) в
деревн_ запел на всю округу. 2. Какая
(не)обыкновенная картина предстала нашим очам.
К-2. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания и указывая средства
связи между частями (союзы или союзные слова).
Читайте побольше сер_езных книг где
язык строже и дисц_плинированней чем в
беллетристике.
Взор охв_тил лишь ширь земную
Где тесно лишь для пустоты.
И в чащу он проник лесную
Где (н)где прятаться в кусты.
И вдруг в лучах утре_него солнца я
увид_л бронзовую скульптуру Ярославны: она
стояла на уступе откуда открывались подернутые
дымкой путивльские дали.
В те дни когда мне были новы
Все впечатленья бытия
Тогда какой(то) злобный гений
Стал тайно посещать меня.
Я смотрел в сторону откуда могли ко мне
прийти.
Не хотелось возвращаться из того райского уголка
земли куда волею судьбы мы попали совершенно
(не)ожиданно.
– Каким синонимичным словом можно
заменить все представленные в предложении
союзные слова?
К-3. Спишите предложения, вставляя
слово который в нужном падеже. Расставьте
знаки препинания. Укажите тип придаточного и
средства связи между частями.
Вполне естестве_но чу_ство грусти у
каждого человека вынужде_ного ра_таваться с
любимым делом___ посв_тил свою жизнь.
Нельзя забывать того первого человека___ стал
нуждаться в тебе.
Любовь к людям это ведь и есть крылья___ человек
поднимается выше всего.
Многие из людей___ я был едва знаком поддерживали
меня в трудную минуту.
Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_
только о том что(бы) пришла твоя собака
единстве_ное (по)видимому существо___ ты привязан.
Ланской вышел имея как всегда неизменно
«надменную фигуру»___ впрочем содержалось
довольно доброе сердце.
– Составьте схемы сложноподчиненных
предложений.
К-4. Исправьте ошибки в
сложноподчиненных предложениях. Укажите союзы
или союзные слова. Составьте схемы
сложноподчиненных предложений и определите типы
придаточных.
1. Когда соревнования окончились от
усталости, я с трудом держался на ногах. 2. Стояло
жаркое лето на подоконнике, когда расцвели
кактусы.
3. Когда распустились листья, на деревьях в траве
застрекотали кузнечики. 4. У меня был инструмент
для выпиливания при помощи, которого я сделал
красивую рамку. 5. Я не выучил правило на
основании, которого решалась задача. 6. Мы
издалека увидели наш дом на крыше, которого
вертелся флюгер. 7. Мы ходили на экскурсию в
течение, которой я много узнал.
К-5. Прочитайте текст. Озаглавьте
его. Выпишите предложение, в котором заключена
основная мысль. Соедините простые предложения в
сложноподчиненные. Спишите, расставляя знаки
препинания.
Не реже двух раз в год книги в домашней
б_блиотеке надо чистить щ_ткой или тряпкой. Пыль и
сырость враги книги. Если в книжных шкафах
п_вилась сырость книги следует протереть сухой
тряпкой. Шкафы нужно оставлять открытыми. Тогда
они хорошо проветриваются.
– Укажите способ соединения частей
предложения (союзы или союзные слова).
– Постройте схемы сложноподчиненных
предложений.
– Укажите типы придаточных
предложений.
К-6. Прочитайте текст. Соедините,
где возможно, простые предложения в
сложноподчиненные. Запишите, расставляя знаки
препинания.
Московский ун_верситет основан по
иниц_ативе М.В. Ломоносова – великого русского
уч_ного. Он всегда являлся центром русской науки
и просв_щения. В ун_верситете учились знаменитые
русские писатели и поэты передовые обществе_ные
деятели. В нем работали выдающиеся русские
уч_ные.
В настоящее время в Московском ун_верситете
имеется 23 факультета. В систему учреждений МГУ
входят четыре научно(исследовательских)
института, учебно(научные) станц_и,
астр_номическая обс_рватория, Ботанический сад,
библ_отеки, издательство и т_пография.
– Укажите способ связи между частями
сложного предложения (союзы или союзные слова).
– Составьте схемы получившихся
сложноподчиненных предложений.
– Определите тип придаточных
предложений.
К-7. Прочитайте статью. Озаглавьте
ее. При списывании объедините, где возможно,
простые предложения в сложноподчиненные.
В тексте всегда есть основная мысль. Но
живет она там не одна. Если бы в книгах была
только основная мысль то наверное они состояли
бы только из одних заголовков. Можно сравнить
книгу с машиной. В машине основная деталь мотор.
Но если не будет остального колес руля тормозов
машины все(таки) не будет. Так(же) и в тексте кроме
основной есть еще и другие важные мысли проблемы
«подтемы». Если их найти и пересказать то
получится краткий пересказ а если записать –
конспект.
– Как связаны части сложноподчиненных
предложений (союзами или союзными словами)?
– Составьте схемы сложноподчиненных
предложений.
– Запишите одним предложением, что
такое конспект.
К-8. Прочитайте текст и запишите
его основную мысль. Перестройте, где возможно,
простые предложения, объединив их в сложные.
Запишите, расставляя знаки препинания.
Пам_ть бывает разная. Есть пам_ть
чу_ств. В ней хр_нятся радости и п_чали. Есть пам_ть
ума. Она сохр_няет обдума_ное, понятное. Можно
помнить вкус дыни которую вы ели месяц назад
потому что у вас есть пам_ть на вкусовые ощущения.
А есть еще пам_ть на зап_хи.
Людям во всем помогают разные виды пам_ти. Но
что(бы) они (по)настоящему выручали о них надо
заботиться тр_нировать и разв_вать.
– Укажите способ связи между частями
сложного предложения (союзы или союзные слова).
– Составьте схемы сложноподчиненных
предложений.
– Укажите типы придаточных
предложений.
К-9. Прочитайте текст. Запишите
его основную мысль. При списывании соедините, где
возможно, простые предложения в
сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания.
Сахарный сок у клена (в)первые
обнаружили л_нивые женщины. Так гл_сит старая
л_генда (север_)американских индейц_в ирокезов.
Такие хозяйки что(бы) не идти к отд_лен_ому
роднику за чистой водой надр_зали кору ближнего
рослого клена и наб_рали полные горшки сока. Эти
женщины соверше_но (не)ожида_но прославились как
искус_ные поварихи. Все их кушанья были вкусными
и сла_кими.
Больше всего сахара содержится в соке сахарного
клена. Его еще называют сахарным деревом.
Содержание сахара в сок_ такого клена достигает
3%.
– Укажите способ связи между частями
сложного предложения (союз или союзные слова).
– Составьте схемы сложноподчиненных
предложений.
– Укажите тип придаточного.
К-10. Прочитайте предложенный
текст и его основную мысль, сформулированную
ниже. Верна ли она? Если нет, исправьте ее и
дополните. Соедините, где возможно, простые
предложения в сложноподчиненные. При
записывании расставьте знаки препинания.
Трудно предпол_жить что такая простая
и (не)обходимая процедура как умывание лица имеет
свою курьезную историю. В XVIII веке например
(не)обходимо было спец_альное предписание врача.
С его помощью можно было заставить францу_кого
короля Людовика XV умыться. Во Франци_ в те времена
сч_талось что после умывания водой лицо
становится чу_ствительным к холоду грубее и
летом сильно заг_рает.
* * *
Нужно исполнять предписания врача.
– Определите средства связи между
частями сложного предложения (союзы или союзные
слова).
– Составьте схемы сложноподчиненных
предложений.
– Определите тип придаточных.
К-11. Спишите предложения,
расставляя знаки препинания и вставляя вместо
пропусков союзы или союзные слова.
1. После обеда в больш_м зале ___
поставили рядами стулья с большими спинками
стали соб_раться на собрание ___ должен был
проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья
Федоровна Михель была самая пр_влекательная
умная бл_стящая девушка того кружка ___ вращался
Иван Ильич. 3. То переб_рая впеч_тления прошедшего
ср_жения то радос_но вообр_жая впечатления ___ он
производит известием о победе вспоминая проводы
главнокомандующего и товарищей князь Андрей
ск_кал в почтовой бричк_ испытывая чу_ство
человека долго ждавшего и (на)конец достигшего
начала желаемого счастья. 4. Князь Андрей не
только после своего пут_шествия но и после своего
похода во время ___ он был лиш_н всех удо_ств
чистоты и изящества жизни испытывая приятное
чу_ство отдыха среди тех р_скошных условий жизни
___ он пр_вык с детства.
К-12. Отредактируйте текст,
устранив ошибочное повторение союзного слова.
Только нужный пр_дмет который
используется в практик_ получает наим_нование.
Грибники дают название только тем грибам которые
они соб_рают у (не)с_едобных(же) которые (н_)кто
(не)б_рет д_леко не всегда есть название. Перевод
гриба который ранее не употреблялся в пищу в
класс с_едобных связан с тем что он пр_обретает
имя. Слово как(будто) прор_стает с позн_ваемым
пр_дметом.
К-13. Отредактируйте текст,
устраняя неоправданное повторение союзного
слова.
ДОЛГОЛЕТИЕ ЦВЕТОВ
Что вы знаете о продолжительност_ жизн_
цветов которые р_стут (во)круг наших домов в наших
садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16–20 лет.
Десятки лет живут кусты с_рени и жасмина.
Известен сорт ириса который был выв_ден более ста
лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его
(не)пр_кратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголети_ розовых кустов которые
кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно
ра_казывать легенды. В Ясной Полян_ сохр_нились
кусты роз которые цвели еще при жизн_
Л.Н. Толстого. В Германи_ известен куст розы
которая живет 500 лет.
К-14. Спишите, исправляя ошибки в
расстановке знаков препинания. Укажите тип
придаточного предложения.
1. Искус_тво художника р_стет вместе с
народом который, он изображает. 2. Только творя мы
можем получить все то, счастье которое дает
свободный труд. 3. Бывает храбрость которую,
опасность сама пор_ждает. 4. Опасность всегда
существует для тех, кто ее боится. 5. Самый
счас_ливый человек, тот который дает счастье
наибольшему числу людей. 6. В ком нет любви к
стране родной, те сердцем нищие калеки. 7. Лживое
лицо скроет все что, задумало коварное сердце. 8.
Не в количестве знаний заключается образование
но в полном понимании и искус_ном признании всего
того что знаешь.
К-15. Спишите, расставляя знаки
препинания и согласовывая союзные слова.
1. Я угн_здился под деревом у котор_
сучья начинались ни_ко над землей и
следовательно могли защитить меня от дождя и
полюбовавшись окрес_ным видом заснул себе
бе_мятежным сном котор_ знаком одним охотникам. 2.
Муромский как образованный европеец под_ехал к
своему противнику и учтиво его пр_ветствовал.
Берестов отвечал с таким(же) усердием с каков_
цепной медведь кланяется господам по приказанию
своего вожатого.
К-16. Из каждой пары простых
предложений составьте сложноподчиненное с
придаточным определительным. Определите, где это
можно, число, род и падеж союзного слова.
Подчеркните в главном предложении слово, которое
в придаточном предложении заменено союзным.
Древним грекам хорошо было извес_но
масло. Его они употребляли не столько как продукт
питания сколько в качестве крема для кожи и
волос.
В некоторые сорта зеленого чая в Китае добавляют
лепестки жасмина. Они придают напитку особый
вкус и аромат.
Чай для тибетцев (не)напиток а еда что(то) (в)роде
супа. Он варится в котлах и подается в плоских
чашках с солью маслом и молоком.
Некоторые жители Аляски из племени квакиутль
любят есть снег. Его взбивают до «густых сливок»
смешивают с рыбьим жиром ч_рной патокой и сырыми
ягодами.
|