Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск


Что помогает определить синтаксическую функцию деепричастного оборота

8-й класс

Синтаксическая функция словоформы обычно устанавливается путем постановки к ней вопроса. Напомним, что для подлежащего это вопросы кто? что?, для сказуемого (вопрос ставится от подлежащего) – предмет что делает? что с ним происходит? каков? что такое? кто такой?, для определения – вопросы какой? который? чей? в любой форме, для дополнения – кого? чего? и другие формы косвенных падежей местоимений кто? что?, для обстоятельств – где? когда? и другие обстоятельственные вопросы. Этот способ используется в школе и при определении функции деепричастных оборотов, например: 1) Роберт долго ходил возле этого житейского феномена, подозревая в нем тайны «загадочной русской души». (В.Песков) (ходил – почему? – подозревая... – обстоятельство причины); 2) «Гвардия ропщет», – пишет по этому поводу Пушкин, еще не зная никаких причин Дантеса не любить. (Из газеты) (пишет – несмотря на что? – еще не зная... – обстоятельство уступки); 3) Она (Вера – О.Ч.) подняла руки, защищая ими глаза. (И.Одоевцева) (подняла – с какой целью? – защищая... – обстоятельство цели).

В. Каверин
В. Каверин
Н. Заболоцкий
Н. Заболоцкий
Ю. Нагибин
Ю. Нагибин
А. Куприн
А. Куприн
С. Рахманинов
С. Рахманинов

Однако существуют деепричастные обороты, не допускающие постановки вопросов, ср.: 4) С трудом отворив тяжелые ворота, я вышел из дома. (Д.Гранин); 5) Сам он не стал прыгать, сказав небрежно, что это для него пустяки. (В.Каверин) Нельзя не отметить и деепричастные обороты, постановка вопросов к которым не отражает всех синтаксических функций, которые они могут одновременно выполнять в предложении. Так, в предложении 6) Вернувшись, лесник успокоился скоро... (Н.Заболоцкий) к деепричастному обороту ставим один вопрос: когда? (успокоился – когда? – вернувшись) – значит, деепричастный оборот – обстоятельство времени. Но остается в таком случае невыявленной еще одна его синтаксическая функция (об этом скажем ниже). Поэтому следует использовать еще один способ определения члена предложения – подбор синонимов. Для предложений с деепричастными оборотами это простые предложения с однородными сказуемыми, или сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными, или те и другие одновременно.

Подбор синонимов подтверждает, что функция деепричастного оборота – обстоятельство причины для предложения 1, ср.: Роберт долго ходил возле этого житейского феномена, потому что подозревал...; обстоятельство уступки в предложении 2: ...Пишет по этому поводу Пушкин, хотя еще не знает...; обстоятельство цели в предложении 3: Она подняла руки, чтобы защитить... . А вот предложение 6 имеет еще один синоним – простое предложение с однородными сказуемыми, ср. Лесник вернулся и успокоился скоро, отсюда видим, что деепричастие в предложении 6 выполняет еще одну роль – роль второстепенного сказуемого. Конечно, второстепенное сказуемое в школе не изучается, однако знать о нем учителю полезно: ведь существуют деепричастные обороты, выполняющие только эту функцию. Таковы деепричастные обороты в предложениях 4, 5, вот их синонимы: Я с трудом отворил тяжелые ворота и вышел из дома; Сам он не стал прыгать, а сказал небрежно... Что же, для учеников такие обороты вообще не являются членами предложения? Помня о функционировании деепричастного оборота в роли второстепенного сказуемого, учитель при подборе дидактического материала не будет включать в упражнения предложения с такими деепричастными оборотами.

А еще возможны своеобразные «подсказки», сигналы о синтаксической функции деепричастного оборота. Таковы прежде всего лексические «подсказки». Разумеется, это не каждое слово предложения или деепричастного оборота с его конкретным лексическим значением, а определенные группы слов, постоянно сопровождающие то или иное грамматическое значение деепричастного оборота. В науке их называют еще типизированными лексическими элементами. Место таких элементов в предложении различное: они могут и располагаться за пределами деепричастного оборота, и находиться в его составе.

Значение обстоятельства цели или причины «подскажут», например, сами деепричастия со значением чувства, эмоционального состояния, такие, как чувствуя, радуясь, желая, подозревая и т.д. Приведем примеры: 7) Скорее всего Кузьмой, а впоследствии Козьмой его (Пруткова. – О.Ч.) назвали, желая читателя подкузьмить. (Ф.Кривин) (ср.: Скорее всего Кузьмой, а впоследствии Козьмой его назвали, так как желали...); 8) Почуяв неладное, Яков робко поздоровался... (Е.Лапутин) (ср.: Так как почуял неладное, Яков...).

За рамками деепричастного оборота помогут определить его роль в предложении различные части речи, одиночные или в сочетании с зависимыми словами с обстоятельственной семантикой, например, времени или образа действия, выступающие, соответственно, в функции обстоятельств времени или образа действия. Такими «подсказками» бывают наречия или существительные, часто они располагаются непосредственно перед деепричастным оборотом или после него, хотя наличие их не обязательно. Вот предложения с обстоятельствами времени, сигнализирующие о той же функции деепричастного оборота: 9) Потом, став взрослым, я увидел Эльбрус и Высокий Атлас, Карпаты и Уральский хребет, Монблан и Пиренеи... (Ю.Нагибин); 10) Во время моего бега, огибая кусты и пни и совсем не думая о дороге, я заблудился. (А.Куприн) (ср.: Потом, когда стал взрослым, я...; Во время моего бега, когда огибал кусты и пни и совсем не думал о дороге, я...). А вот предложение с дистантно расположенными обстоятельством времени и деепричастным оборотом: 11) Матвей Борисович однажды узнал, встретив Аришу на улице, что она вернулась в Большой. (В.Каверин) (ср.: Матвей Борисович однажды узнал, когда встретил Аришу на улице, что...).

Отметим предложения с обстоятельствами образа действия, сигнализирующими об аналогичной функции деепричастного оборота. Эти обстоятельства выражаются наречиями – неместоименными и местоименными: 12) Рахманинов играл самозабвенно, закрыв глаза... (Ю.Нагибин) (наречие самозабвенно); 13) Действительно, стоял он кое-как, прислонившись к стене. (Вл. Орлов) (наречие кое-как); 14) Сгорбившись, безразлично слушал он этот разговор. (Из газеты) (наречие безразлично).

Таким образом, существуют основные и вспомогательные способы определения синтаксической функции деепричастных оборотов. Основные – это постановка вопросов, подбор предложений-синонимов. Вспомогательные способы – определение синтаксической функции по имеющимся в предложениях своего рода подсказкам, в частности, по типизированным лексическим элементам. Подчеркнем, что вспомогательные способы не следует использовать самостоятельно, они могут применяться в комплексе с основными способами, но их учет позволяет развивать лингвистическую наблюдательность учащихся, готовить их к глубокому познанию языка.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru