МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск
Что помогает определить
синтаксическую функцию деепричастного оборота
8-й класс
Синтаксическая функция словоформы
обычно устанавливается путем постановки к ней
вопроса. Напомним, что для подлежащего это
вопросы кто? что?, для сказуемого (вопрос
ставится от подлежащего) – предмет что делает?
что с ним происходит? каков? что такое? кто такой?,
для определения – вопросы какой? который? чей?
в любой форме, для дополнения – кого? чего? и
другие формы косвенных падежей местоимений кто?
что?, для обстоятельств – где? когда? и
другие обстоятельственные вопросы. Этот способ
используется в школе и при определении функции
деепричастных оборотов, например: 1) Роберт
долго ходил возле этого житейского феномена,
подозревая в нем тайны «загадочной русской
души». (В.Песков) (ходил – почему? – подозревая...
– обстоятельство причины); 2) «Гвардия ропщет»,
– пишет по этому поводу Пушкин, еще не зная
никаких причин Дантеса не любить. (Из газеты) (пишет
– несмотря на что? – еще не зная... –
обстоятельство уступки); 3) Она (Вера – О.Ч.)
подняла руки, защищая ими глаза. (И.Одоевцева)
(подняла – с какой целью? – защищая... –
обстоятельство цели).
В. Каверин
Н. Заболоцкий
Ю. Нагибин
А. Куприн
С. Рахманинов
|
Однако существуют
деепричастные обороты, не допускающие
постановки вопросов, ср.: 4) С трудом отворив
тяжелые ворота, я вышел из дома. (Д.Гранин); 5) Сам
он не стал прыгать, сказав небрежно, что это для
него пустяки. (В.Каверин) Нельзя не отметить и
деепричастные обороты, постановка вопросов к
которым не отражает всех синтаксических функций,
которые они могут одновременно выполнять в
предложении. Так, в предложении 6) Вернувшись,
лесник успокоился скоро... (Н.Заболоцкий) к
деепричастному обороту ставим один вопрос: когда?
(успокоился – когда? – вернувшись) –
значит, деепричастный оборот – обстоятельство
времени. Но остается в таком случае невыявленной
еще одна его синтаксическая функция (об этом
скажем ниже). Поэтому следует использовать еще
один способ определения члена предложения –
подбор синонимов. Для предложений с
деепричастными оборотами это простые
предложения с однородными сказуемыми, или
сложноподчиненные с придаточными
обстоятельственными, или те и другие
одновременно.
Подбор синонимов подтверждает, что
функция деепричастного оборота –
обстоятельство причины для предложения 1, ср.: Роберт
долго ходил возле этого житейского феномена, потому
что подозревал...; обстоятельство уступки в
предложении 2: ...Пишет по этому поводу Пушкин, хотя
еще не знает...; обстоятельство цели в
предложении 3: Она подняла руки, чтобы
защитить... . А вот предложение 6 имеет еще один
синоним – простое предложение с однородными
сказуемыми, ср. Лесник вернулся и
успокоился скоро, отсюда видим, что
деепричастие в предложении 6 выполняет еще одну
роль – роль второстепенного сказуемого. Конечно,
второстепенное сказуемое в школе не изучается,
однако знать о нем учителю полезно: ведь
существуют деепричастные обороты, выполняющие
только эту функцию. Таковы деепричастные обороты
в предложениях 4, 5, вот их синонимы: Я с трудом
отворил тяжелые ворота и вышел из дома; Сам он
не стал прыгать, а сказал небрежно... Что же,
для учеников такие обороты вообще не являются
членами предложения? Помня о функционировании
деепричастного оборота в роли второстепенного
сказуемого, учитель при подборе дидактического
материала не будет включать в упражнения
предложения с такими деепричастными оборотами.
А еще возможны своеобразные
«подсказки», сигналы о синтаксической функции
деепричастного оборота. Таковы прежде всего лексические
«подсказки». Разумеется, это не каждое слово
предложения или деепричастного оборота с его
конкретным лексическим значением, а
определенные группы слов, постоянно
сопровождающие то или иное грамматическое
значение деепричастного оборота. В науке их
называют еще типизированными лексическими
элементами. Место таких элементов в предложении
различное: они могут и располагаться за
пределами деепричастного оборота, и находиться в
его составе.
Значение обстоятельства цели или
причины «подскажут», например, сами деепричастия
со значением чувства, эмоционального состояния,
такие, как чувствуя, радуясь, желая, подозревая
и т.д. Приведем примеры: 7) Скорее всего Кузьмой,
а впоследствии Козьмой его (Пруткова. – О.Ч.)
назвали, желая читателя подкузьмить. (Ф.Кривин)
(ср.: Скорее всего Кузьмой, а впоследствии
Козьмой его назвали, так как желали...); 8) Почуяв
неладное, Яков робко поздоровался... (Е.Лапутин)
(ср.: Так как почуял неладное, Яков...).
За рамками деепричастного оборота
помогут определить его роль в предложении
различные части речи, одиночные или в сочетании с
зависимыми словами с обстоятельственной
семантикой, например, времени или образа
действия, выступающие, соответственно, в функции
обстоятельств времени или образа действия.
Такими «подсказками» бывают наречия или
существительные, часто они располагаются
непосредственно перед деепричастным оборотом
или после него, хотя наличие их не обязательно.
Вот предложения с обстоятельствами времени,
сигнализирующие о той же функции деепричастного
оборота: 9) Потом, став взрослым, я увидел
Эльбрус и Высокий Атлас, Карпаты и Уральский
хребет, Монблан и Пиренеи... (Ю.Нагибин); 10) Во
время моего бега, огибая кусты и пни и совсем не
думая о дороге, я заблудился. (А.Куприн) (ср.: Потом,
когда стал взрослым, я...; Во время моего бега, когда
огибал кусты и пни и совсем не думал о дороге, я...).
А вот предложение с дистантно расположенными
обстоятельством времени и деепричастным
оборотом: 11) Матвей Борисович однажды узнал,
встретив Аришу на улице, что она вернулась в
Большой. (В.Каверин) (ср.: Матвей Борисович
однажды узнал, когда встретил Аришу на улице,
что...).
Отметим предложения с
обстоятельствами образа действия,
сигнализирующими об аналогичной функции
деепричастного оборота. Эти обстоятельства
выражаются наречиями – неместоименными и
местоименными: 12) Рахманинов играл самозабвенно,
закрыв глаза... (Ю.Нагибин) (наречие самозабвенно);
13) Действительно, стоял он кое-как,
прислонившись к стене. (Вл. Орлов) (наречие кое-как);
14) Сгорбившись, безразлично слушал он этот
разговор. (Из газеты) (наречие безразлично).
Таким образом, существуют основные и
вспомогательные способы определения
синтаксической функции деепричастных оборотов.
Основные – это постановка вопросов, подбор
предложений-синонимов. Вспомогательные способы
– определение синтаксической функции по
имеющимся в предложениях своего рода подсказкам,
в частности, по типизированным лексическим
элементам. Подчеркнем, что вспомогательные
способы не следует использовать самостоятельно,
они могут применяться в комплексе с основными
способами, но их учет позволяет развивать
лингвистическую наблюдательность учащихся,
готовить их к глубокому познанию языка.
|