Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2, 3, 4, 9, 11, 12, 24/2005; № 2, 4/2006


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

МЕСТОИМЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

§ 89. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Задание 1. Прочитайте предложения.

Он увидел ее.
Они облепили ее.
Он просит его.

  • Понятно ли вам, о чем или о ком идет здесь речь? Почему?

  • Даны варианты «расшифровки» этих предложений.

1. Кот увидел мышку. Женя увидел Наташу. Миша увидел ягоду.
2. Люди облепили гору. (Ю.Олеша) Мухи облепили ложку. Пчелы облепили яблоню.
3. Слон просит яблоко. (Ю.Олеша) Вова просит Ивана Семеновича. Иван Семенович просит Вову.

  • Почему в каждом случае возможно несколько вариантов? Дополните эти списки. Какое предложение имеет наименьшее количество вариантов, а какое – наибольшее? От чего это зависит?

  • В чем отличие местоименных слов от знаменательных?

  • Можно ли глагол заменить местоимением? Почему?

Задание 2. Спишите текст, заполняя орфографические пропуски.

Кольцов п_гладил свою боро_ку. Он (не)давно ее отр_стил и стал похож на к_питана дальнего плавания, который забыл дома бритву. Отец взял Олю за руку, что(бы) не пот_рять, и стал проб_раться через толпу. Их нехотя пропускали. (Ю.Дружников)

  • Укажите все местоименные слова.

  • Какие знаменательные слова заменяют местоимения?

Задание 3. Избегайте двусмысленности! Подумайте, кто получил телеграмму – мама или Наташа? Мама Наташи, когда она получила телеграмму, занервничала. Чтобы избежать подобной двусмысленности, нужно выражать мысль точнее, например, изменить синтаксическую конструкцию: Когда Наташа получила телеграмму, мама занервничала. Определите причину двусмысленности в следующих предложениях, внесите необходимую правку.

1. Елена Николаевна встретила подругу. Она ей улыбнулась.
2. Я нашел Игоря у себя в кабинете.
3. Андрей молча смотрел на одноклассника. Лицо его было хмуро.
4. Ольга Александровна попросила Вику принести свое платье.

Задание 4. Лингвистическое изложение. Прочитайте текст.

ЛИШНЯЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?

Что объединяет слова ты, они, кто, сколько, где, некий, когда, так? У них особое значение, точнее, этого значения у них как бы нет. Они – это и люди, и друзья, и коты, и леса, и мосты, и вирусы. Сколько может быть и пять, и десять, и ноль. Так – это и весело, и грустно, и быстро, и противно. Каждое из этих слов может заменять в предложении другие слова, причем по определенным правилам. Так не заменит слова веселый, а сколько – слово человек. Ведь тогда разрушилось бы предложение: эти слова по-разному изменяются и не могут занимать в предложении одно и то же место. Заменять можно только слова, которые изменяются так же, имеют ту же парадигму, иначе говоря, слова той же части речи. Они и что могут заменять существительные, какой и некий – прилагательные, сколько – числительные и т.д. Подобные слова с «пустым» значением называют местоимениями. Особенность значения у них общая, а грамматически они все разные, как и положено словам разных частей речи. Есть местоименные прилагательные, местоименные существительные, местоименные числительные, меcтоименные наречия. А говорить о том, что местоимения – отдельная часть речи, конечно, не приходится. Местоимение – явление лексики, а не грамматики. (Л.Петрановская)

Задание 5. Напишите сжатое изложение, доказав, что местоимения – явление лексическое, а не грамматическое.

§ 90. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Задание 6. Прочитайте текст.

Пусть река несет меня вниз. А я стану всматриваться в жизнь ее берегов и вод. Со мной п_ла(т,д)ка, тент, запас еды. Подводная маска, р_зиновый к_стюм, ласты. Вещи уп_кованы в р_зиновые мешки. Не страшны мне н_ жара, н_ вода. (Н.Сладков)

  • Укажите все формы местоимения я, определите их грамматическое значение.

  • Запишите текст, заменив словоформы местоимения я словоформами метоимения ты. Как изменится содержание текста?

  • Докажите, что местоимения я и ты и их формы являются одушевленными существительными общего рода.

Задание 7. Прочитайте текст.

Неизвестно, что еще рассказал бы Глеб Скамейкин про море, но в это время к нам подошел Володя. Ну и крик тут поднялся! Все обступили его. Каждый спешил рассказать ему что-нибудь о себе. Все спрашивали, будет ли он у нас в этом году вожатым или нам дадут кого-нибудь другого.
– Что вы, ребята! Да разве я отдам вас кому-нибудь другому? Будем работать с вами, как и в прошлом году. Ну, если я сам надоем вам, тогда дело другое! – засмеялся Володя.
– Вы... Надоедите?.. – закричали мы все сразу. – Вы нам никогда в жизни не надоедите! Нам с вами всегда весело! (Н.Носов)

  • Выпишите местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа, определите грамматическое значение их форм.

  • На что указывают личные местоимения множественного числа мы и вы?

  • Одинакова ли роль в тексте местоимения вы и его форм?

Задание 8. Дано предложение.

– Эге! Да вы, я вижу, упрямые, – пробурчал сторож. (А.Гайдар)

  • На одно или более лиц указывает местоимение вы? Как вы это определите?

  • Используя краткую и полную форму прилагательного упрямый, перестройте реплику сторожа так, чтобы она указывала на одно лицо. (Для этого введите обращение к Чуку, Геку или к их матери.)

Задание 9. Определите, на одно лицо или группу лиц указывают местоимение вы и его формы в следующих репликах героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1. Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
2. Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места.
3. Бобчинский. Э, нет, позвольте уж я... позвольте, позвольте, Петр Иванович... вы уж и слога такого не имеете...
Добчинский. А вы собьетесь и не припомните всего.
4. Хлестаков. А, опять валялся на кровати?
Осип. Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать? У меня есть ноги; я и постою. Зачем мне ваша кровать?
5. Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
6. Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.

Задание 10. Используя местоимения ты или вы, придумайте и запишите предложения со следующими обращениями: Коленька, Николай, Кольк, Николаша, Николай Иванович. В каких ситуациях – для вежливости или при официальной форме обращения – уместны конструкции с местоимением вы?

§ 91. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СЕБЯ

Задание 11. Запишите пословицы, устно объясните их смысл. Определите грамматическое значение форм местоимения себя.

1) В гости ходить – к себе водить. 2) За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
3) Кто сам себя хвалит, в том пути не бывает.
4) По себе дерево руби, по себе жену (мужа) бери. 5) Себе не в сладость, другим не в радость.
6) Себя покоить – дома не построить. 7) Собой красава, да не на красаве слава.

Задание 12. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение.

  • Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов)

  • Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин)

  • Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин)

  • Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров)

  • Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь)

– С некоторыми из этих фразеологизмов придумайте свои предложения.

Задание 13. Разбейте данные выражения на две группы: себя – частица и себя – возвратное местоимение.

  • Так себе. Себе на уме. Про себя (= не вслух). Ничего себе. Выйти из себя. Пускай себе. Не по себе.

  • Придумайте и запишите несколько ситуаций, в которых возможно употребление этих выражений.

Задание 14. Исправьте предложения, устранив двусмысленность.

1) Отец попросил сына отнести книгу к себе. 2) Аркадий Иванович приказал Ивану Петровичу отправить вещи к себе. 3) Директор нашел заместителя у себя в кабинете.

§ 92. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)

Задание 15. Дана реплика.

– Да вон же он!
Кто он? Сергей? Леонид Сергеевич? Заяц? Милиционер? Знак ГИБДД? Родник? Поугадывайте сами. Получилось? Почему?

Изменим ситуацию.

– А где же гриб-то?
– Да вон же он!

Ситуация прояснилась? Почему?
Какую «работу» выполняют в русском языке указательные местоименные существительные он, она, оно, они?

Задание 16. Прочитайте стихотворные отрывки.

1. А он, мятежный, просит бури...

(М.Лермонтов)

2. Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!..».

(Ф.Тютчев)

3. Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

(Н.Некрасов)

4. Он ложится усталый
На скользящий обрыв...

(И.Анненский)

5. Оно (сердце) все торопится, бьется под спудом...

(М.Кузмин)

6. Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок...

(Н.Заболоцкий)

  • Выпишите подлежащие он, она, оно, они вместе со сказуемыми-глаголами. В каком лице стоят глаголы?

  • Почему эти местоименные существительные называют местоимениями 3-го лица?

Задание 17. Прочитайте стихотворение.

Среди миров

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

(И.Анненский)

  • Определите грамматическое значение форм местоименного существительного она. Как вы думаете: почему все они написаны автором с прописной буквы?

  • При каком условии формы указательных местоименных существительных начинаются с фонемы <н’>? Приведите свои примеры добавления этой фонемы к формам местоимений он, оно, они. А как вы скажете: благодаря ему или благодаря нему? (Обратите внимание на производность предлога благодаря!)

Домашнее задание. Выучите стихотворение наизусть.

Задание 18. Спишите текст, заменяя повторяющиеся существительные указательными местоимениями, и у вас получится фрагмент рассказа-путешествия Н.Сладкова «Свист диких крыльев».

  • Я с надеждой всматривался в далекий Богров-даг – лесной хребет.

  • В ясные дни Богров-даг курчавый, зеленый; в туманные – синий и мглистый. Как у выброшенного на берег кита, выпирают у хребта ребра-отроги; между ребрами-отрогами темнеют впадины ущелий. Из одного вытекает река Шифа-руд. Еще в апреле я поднимался по реке Шифа-руд в глубину гор. Тогда снова решил, что, если не найду следов на равнине, буду искать следы в горах. Была пора, когда крестьяне на рисовых полях «пахали воду». Поля эти крестьяне отвоевывают у леса огнем и мечом...

Задание 19. Устраните двусмысленность или нелепость следующих предложений.

1) Вася спешил навстречу Вове: он был сильно взволнован. 2) Ночью в саду заливался соловей. Он был пуст и тих. 3) Таня уже давно шла по дороге и напевала песню. Она казалась ей бесконечной.
4) Темнело, когда мы добрались до знакомых, оказавшихся в развалинах старинного имения. Они были в ужасном состоянии. 5) Собака издалека заметила хозяйку. Она от радости завиляла хвостом.

§ 93. МЕСТОИМЕНИЯ КТО, ЧТО И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ

Задание 20. Докажите, что местоимения кто? что? изменяются по падежам.

И.п. кто? что?
...

  • О чем говорит это изменение?

  • В чем отличие склонения существительных от склонения местоименных существительных кто? что?

Задание 21. Только ли «грамматическими трудягами» являются вопросительные местоимения? Убедимся.

Кто стучится в дверь ко мне? (С.Маршак)

  • Какова роль местоимения кто в этом предложении?

  • Составьте еще 11 предложений, в которых бы проявлялась «вопросительная» роль местоимений кто и что.

Задание 22. Сравните.

Кто стучится? – Не пойму, кто стучится.

  • Сохранилась ли во втором предложении основная функция местоимения кто?

  • С какой целью использовано оно в этом предложении?

  • Перестройте получившиеся у вас в предыдущем задании предложения по такому же принципу.

  • Что объединяет записанные вами предложения? (Вы не забыли поставить в них запятую?)

  • В чем различие вопросительных и относительных местоимений?

Задание 23. Вспомним словообразование. Сравните.

кто? – никто (не знает)
что? – ничто (не волнует)
кого? – никого (не было) – нЕкого (винить)
чего? – ничего (не произошло) –
нЕчего (волноваться)...

  • Как образовались местоимения второго (и начиная с родительного падежа – третьего) столбика?

  • Что их объединяет? Почему они называются отрицательными?

  • Дополните данный список своими предложениями с отрицательными местоимениями (в дательном и творительном падежах).

  • Сделайте вывод, когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, а когда – ни-.

Задание 24. Решите орфографическую задачу: е или и?

1) Зачем же ты пришел, если н_чего не хочешь сказать? 2) Лике хоть говори, хоть нет, она н_чего слушать не хочет. 3) Я лично н_кому больше подсказывать не буду. 4) И н_чего воображать, если тебя старостой выбрали! 5) Н_кто не хотел стоять в воротах. 6) – Днем надо заниматься, – ответила мама. – Н_чего приучаться по ночам сидеть! От таких занятий н_какого толку не будет. Ты все равно уже н_чего не соображаешь.
7) Н_кого у меня нет, я совсем одинокий. 8) Что ты, н_когда белых мышей не видел? (Н.Носов)

  • Внимание! Правило написания приставок не- – ни- распространяется и на отрицательные местоименные прилагательные и наречия. (Вернитесь к примерам 6 и 8). Ср. также: неоткуда – ниоткуда. Придумайте два предложения с этими наречиями.

Задание 25. Волшебный квадрат! Заполните клетки квадрата отрицательными местоимениями с буквой и в приставке.

-и-

-и-

-и-

-и-

-и-

-и-

-и-

-и-

-и-

1) Я сел и написал обещание учиться лучше и н_когда больше не получать двоек. 2) Он сказал, что если б н_кто не подсказывал, то дисциплина была бы лучше. 3) А вот у меня н_какой силы воли нет. 4) Мне кажется, теперь я осилю сам, а уж если н_как не осилю, тогда пойду к Ване.
5) Мне сейчас очень н_когда. 6) Через н_которое время мать опять скажет: «Когда же ты будешь делать уроки?». 7) Шишкин сказал, что голова у него уже не болит, так что н_какого врача не нужно было вызывать. 8) И н_чего в этом удивительного нет! 9) Н_чего делать, Костя со слезами на глазах пошел раздавать своих зверей знакомым ребятам и роздал всех, кроме ежика. 10) Только Лобзика Костя не хотел н_кому отдавать. 11) Больше Шишкин Лобзика н_чему не научил. 12) Третьи говорили, что совсем н_кого не возьмут.

Задание 26. Вернемся к предпоследнему вопросу задания 22. Мы анализировали написание приставок не- и ни- в первых пяти падежах. А как быть с предложным? Он же всегда только с предлогом употребляется (поэтому так и называется)! Как вам известно, предлоги с самостоятельными частями речи пишутся раздельно. Местоимение – не исключение, поэтому пишем так:

думать (о чем?)ни о чем
думать (о ком?)не о ком

(Как вы, наверное, заметили, правило написания еи в приставке то же, что и в беспредложных местоимениях.) Оказывается, приставка может быть оторванной от корня! И это происходит не только в предложном падеже, а и в других. Посмотрите:

не к чему придраться – ни к чему не придрался.

  • Ответьте на вопросы.

Образец

У кого нашли?
– Ни у кого не нашли!
– Не у кого найти!

  • С чем пришли?

  • К кому обращался?

  • За кем стоишь?

  • О чем говорили?

  • С кем поссорился?

  • За что отчитали?

Задание 27. Раскройте скобки, заполните пропуски.

1) Тогда она еще (н_)(о)чем не догадалась. 2) Я сама (н_)(за)что не догадалась бы! 3) Я сказал, что теперь буду учиться лучше и что теперь у меня двойки (н_)(за) что на свете не будет. 4) Говорить тут долго было (н_)(о)чем. 5) А почему я беззаботный? Потому что мне (н_)(о)ком заботиться. 6) (Не)мог же я наябедничать на Шишкина, если он просил (н_)кому не говорить! 7) Спроси его в другой раз, (н_)(за)что не ответит! (Н.Носов)

Задание 28. Внимание! Правило написания не- – ни- в приставках касается только отрицательных местоименных существительных, прилагательных и наречий. В местоимениях других разрядов пишется не- независимо от ударения! Ср.: ни с кем не поздоровался (отрицательное местоимение, приставка безударная), НО! не со всеми поздоровался, не за тем пришел, не туда зашел, не к той деревне вышел и т.д. (не отрицательные местоимения). Частица ни, как вы уже знаете, используется для усиления отрицания: ни с тем не поговорил, ни с этим. Поупражняйтесь.

1) У нас (н_)то, что у вас. 2) Это (н_)твоего ума дело. 3) Это (н_)такая простая вещь – самому придумывать шлифовальный прибор. 4) Что такое модель, наверно, (н_)кто не знает, а я знаю. 5) У меня по русскому (н_)когда лучшей отметки, чем тройка, не было. 6) Мне интересно у умного человека выиграть, а (н_)(у)такого игрока, как ты. 7) Ведь я вовсе (н_)своим умом обыгрывал тебя! 8) (Н_)одной тарелки не разбили! (Н.Носов)

Задание 29. Сравните.

1. С такой работой может справиться не кто иной, как Вова Бутузов.
2. Настя увлеклась не чем иным, как детективами.
3. Никто иной, кроме Вовы, с этой работой не справится.
4. Ничем иным, кроме чтения детективов, Настя не увлекается.

  • Какое значение имеет частица не в 1-м и 2-м предложениях?

  • Какова роль приставки ни- в 3-м и 4-м предложениях?

  • Вставьте эти сочетания в данные предложения.

1) В квартиру стремительно ворвался ... сосед. 2) ... не умел этого делать так, как Полупшенный. 3) ... ему заниматься не хотелось. 4) Это было ... спецзадание. 5) В саду запел ... соловей. 6) ... он не интересовался. 7) ... другом он не хотел думать.

Задание 30. С помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь образуйте неопределенные местоимения от данных вопросительно-относительных.

Образец

Кого – кого-то, кого-либо, кого-нибудь.

Чего, кому, чему, что, кем, чем, о ком, о чем.

  • С некоторыми из них составьте предложения.

  • А как вы напишете с этими суффиксами местоименные прилагательные и наречия какой, чей, куда, где, откуда?

Задание 31. Спишите, раскрывая скобки.

1) Я думал, что география – это какой(нибудь) трудный предмет. 2) У него получался какой(то) презрительный вид, буд(то) он чем(то) гордился. 3) Ольга Николаевна продиктовала задачу про каких(то) плотников. 4) Кто(то) из наших пробил по воротам. 5) Шишкин прыгал, как кошка или какая(нибудь) пантера, и (н_)пропустил в наши ворота (н_)одного мяча. 6) В глазах (у)меня щипало, буд(то) мне кто(нибудь) в них песку насыпал. 7) Я решил на другой день списать задачу (у)кого(нибудь) из товарищей. (Н.Носов)

Задание 32. Просклоняйте местоимения кое-кто и кое-что, к каждой форме подбирая глагол.

Образец

И.п. кое-кто догадался, кое-что позабыл

Р.п. кое-кого расспросили...

  • Как вы написали приставку кое- в предложном падеже?

Задание 33. Раскройте скобки.

1) (Кое)кто (кое)(с)кем повздорил (кое)(из)-(за)чего, и (кое)кому пришлось возвращаться домой с (кое)какими порванными вещами и (кое)чем под глазами. 2) (Кое)кому пришла в голову какая(то) бредовая мысль, но все(таки) (кое)кто (кое)(с)чем согласился. 3) (Кое)(о)чем мы договорились, но (кое)(в)чем (н_)(о)какой договоренности (н_)могло быть и речи.

Задание 34. Восстановите орфографический и пунктуационный облик текста.

Мать спрашивает
Что это с тобой сегодня
(Н_)чего
Чего же ты такой скучный сидишь
Так просто
Небось натворил в школе чего(нибудь)
(Н_)чего я не натворил
Подрался с кем(нибудь)
Нет
Стекло в школе ра_шиб
Нет
Странно говорит мать.

(Н.Носов)

Задание 35. Проверьте себя!

I вариант

Если мне надо что(нибудь) делать, то я (н_)как (н_)могу заставить себя это делать, а если мне не надо что(нибудь) делать, то я (н_)как (н_)могу заставить себя этого (н_)делать. Вот, например, если я начну читать какую(нибудь) интересную книжку, то читаю и читаю и (н_)как (н_)могу оторваться. (Н.Носов)

II вариант

Мама и сама заметила, что со мной что(то) неладное творится. Она так внимательно поглядывала на меня иногда, буд(то) знала, что я о чем(то) хочу поговорить (с)ней. Мама всегда знает, когда мне нужно что(то) сказать ей. Но она (н_)когда (н_)требует, чтоб я говорил, а ждет, чтоб я сам сказал. Она говорит: если что(нибудь) случилось, то гораздо лучше, если я сам признаюсь. (Н.Носов)

Задание 36 (для обоих вариантов). Укажите все местоименные существительные, определите их разряд.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru