Я ИДУ НА УРОК
О.Е. ТОНКОВА,
г. Нальчик
5-й класс
ХОД УРОКА
1. Синтаксическая пятиминутка.
– Выпишите грамматическую основу
предложения, начертите его схему.
(Заранее выписать на доске.)
По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стеклах
Лебединые перья.
– Назовите слова, в которых есть
только звонкие согласные (звуки).
– Найдите слова с безударными
гласными, выпишите их, объясните орфограмму.
2. Объяснение нового материала.
Нас 33,
Нас 33,
Нас целая семья,
Веселых, дружных, озорных,
От а до я.
– О какой семье идет речь, о чем мы
сегодня будем говорить?
– Что такое алфавит? Запишите в
тетрадях.
– Буквы, расположенные в определенной
последовательности, составляют алфавит, или азбуку.
Слово алфавит состоит из названия двух
первых букв греческого алфавита – альфа и вита,
а слово азбука – из двух первых букв старого
русского алфавита – аз и буки.
– Сегодня мы не только научимся
правильно называть буквы русского алфавита, но и
узнаем, как им пользоваться.
33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
(Заранее выписать на доске.)
– Ребята, вы когда-нибудь
задумывались, в каком порядке размещаются слова
в словарях, справочниках?
3. Проверка домашнего задания.
Чтение алфавита по памяти (2–3 ученика).
4. Закрепление темы.
– А теперь подумайте: где еще
требуется знание алфавита? Зачем нужно знать
алфавит?
– Посмотрим, как вы умеете
пользоваться алфавитом.
Распределите города по алфавиту. (Заранее
выписать на доске.)
Один ученик выходит к доске, остальные
пишут в тетрадях.
Москва, Саратов, Астрахань, Рига,
Архангельск, Мурманск, Астана.
– Что делать, если в слове совпадают
первые буквы? В каком порядке вы их напишете?
Выполните еще одно задание: распределите
по алфавиту названия рек.
Дон, Днепр, Десна, Дунай, Днестр,
Даугава.
Игра «Дежурная буква»
У нас сегодня дежурная буква – а,
она стоит на первом месте. Кто напишет больше
слов за 3–5 минут?
– Как вы думаете: все ли буквы русского
алфавита появились одновременно? А если нет, то
какая буква самая молодая? Послушайте сообщение
вашего одноклассника.
Игра «Ванька! Встань-ка!»
Группа учеников, фамилии которых
начинаются на одну букву, должны встать по
«алфавиту».
Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные
слова. (Заранее выписать на доске.)
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20
Ответы: загадка, звуки, буквы,
фонетика, алфавит.
5. Итог урока.
– Что вы сегодня узнали на уроке?
|