Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

Я ИДУ НА УРОК

О.Е.  ТОНКОВА,
г. Нальчик


Кто в алфавите живет?

5-й класс

ХОД УРОКА

1. Синтаксическая пятиминутка.

– Выпишите грамматическую основу предложения, начертите его схему.

(Заранее выписать на доске.)

По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стеклах
Лебединые перья.

– Назовите слова, в которых есть только звонкие согласные (звуки).

– Найдите слова с безударными гласными, выпишите их, объясните орфограмму.

2. Объяснение нового материала.

Нас 33,
Нас 33,
Нас целая семья,
Веселых, дружных, озорных,
От а до я.

– О какой семье идет речь, о чем мы сегодня будем говорить?

– Что такое алфавит? Запишите в тетрадях.

– Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит, или азбуку. Слово алфавит состоит из названия двух первых букв греческого алфавита – альфа и вита, а слово азбука – из двух первых букв старого русского алфавита – аз и буки.

– Сегодня мы не только научимся правильно называть буквы русского алфавита, но и узнаем, как им пользоваться.

 33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

(Заранее выписать на доске.)

– Ребята, вы когда-нибудь задумывались, в каком порядке размещаются слова в словарях, справочниках?

3. Проверка домашнего задания.

Чтение алфавита по памяти (2–3 ученика).

4. Закрепление темы.

– А теперь подумайте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?

– Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.

Распределите города по алфавиту. (Заранее выписать на доске.)

Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях.

Москва, Саратов, Астрахань, Рига, Архангельск, Мурманск, Астана.

– Что делать, если в слове совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишете?

Выполните еще одно задание: распределите по алфавиту названия рек.

 Дон, Днепр, Десна, Дунай, Днестр, Даугава.

Игра «Дежурная буква»

У нас сегодня дежурная буква а, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов за 3–5 минут?

– Как вы думаете: все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщение вашего одноклассника.

Игра «Ванька! Встань-ка!»

Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать по «алфавиту».

Игра «Шифровальщик»

Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)

9, 1, 4, 1, 5, 12, 1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20

Ответы: загадка, звуки, буквы, фонетика, алфавит.

5. Итог урока.

– Что вы сегодня узнали на уроке?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru