Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику русского языка под редакцией М.М. Разумовской

Н.Г.  КАЛУГИНА,
Стрелецкая школа,
Белгородский р-н,
Белгородская обл.


Действительные и страдательные причастия

На материале «Очерка зимнего дня» С.Т.  Аксакова

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(2 часа)

7-й класс

Цели урока:

1) закрепить и систематизировать знания о действительных и страдательных  причастиях;
2) вырабатывать умение производить морфемный разбор причастий;
3) развивать умение вдумчиво читать художественный текст.

Задачи урока:

1) закрепить умение находить причастия в тексте;
2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном  обороте;
3) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование урока:

1) портрет С.Т. Аксакова;
2) текст «Очерка зимнего дня» С.Т. Аксакова;
3) репродукция картины И.И. Шишкина «Зима»;
4) иллюстрации учащихся к очерку С.Т. Аксакова.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока

II. Вступительное слово учителя

Как нужно читать художественное произведение? Согласитесь, ребята, часто, интересуясь только развитием действия, вы пропускаете описания. Готовясь к нашему уроку, я попросила вас прочитать «Очерк зимнего дня» С.Т. Аксакова, но не просто прочитать, а вчитаться в описания и подумать, как они помогают понять мысли и чувства автора.

Давайте послушаем тех, кто прочитал очерк с неослабевающим интересом.

Что же необыкновенного было в той зиме, о которой спустя 45 лет вспоминает писатель, из-за чего она на десятилетия запомнилась автору?

Почему в названии произведения присутствует слово очерк?

Учащиеся отмечают, что зима запомнилась С.Т. Аксакову своими «трескучими декабрьскими морозами», отсутствием снега. Автору было больно смотреть, как гибли птицы. Нечем было кормить скот. Люди стали забивать скотину. От обилия мясной пищи стало много больных. Все с нетерпением ждали снега как избавления от страданий.

Жанр произведения – очерк, потому что оно основано на документальных фактах.

III. Исследовательская работа

1. Найдите в тексте и выпишите предложения с причастными оборотами. Объясните постановку знаков препинания в них.

Запись в тетрадях. Вода, | взброшенная вверх из стакана, | возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.
Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, | сопровождаемый крестообразными лучами; | ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались не веянными, так что и деваться с ними было некуда.
Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, | осыпаемый снежными хлопьями. |
Радостно смотрели крестьяне | на порхающие в воздухе | пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

2. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Укажите определяемое слово. Укажите слова, которые зависят от причастия (в причастном обороте).

3. Укажите обособленные и необособленные причастные обороты.

4. Есть ли в тексте причастия, выступающие в роли прилагательного?

IV. Лингвистический эксперимент

1. Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Что изменилось в постановке знаков препинания?

Учащиеся отмечают, что постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от того, где находится причастный оборот по отношению к определяемому слову.

V. Задания классу

1. Выпишите из очерка действительные причастия настоящего и прошедшего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, распределите их в четыре колонки, выделите суффиксы причастий.

Запись в тетрадях

Действительные причастия настоящего времени

порхающие (снежинки)
падающий (снег)
опускающихся (снежинок)
пылающей (соломы)
топящейся (печки)

Действительные причастия прошедшего времени

в потемневшем (воздухе)
запоздавшие (снежинки)

Страдательные причастия настоящего времени

сопровождаемый (месяц)
осыпаемый (я)

Страдательные причастия прошедшего времени

взброшенная (вода)
неприкрытая (земля)
отворена (дверь)
сжатая (она)

2. Произведите морфемный разбор причастий. Объясните правописание суффиксов причастий по образцу:

порхающий – порхать (I спряжение).
Ср. зависящий – зависеть (II спряжение);
топящейся – топиться (II спряжение).

3. Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

4. Можно ли утверждать, что причастия образуются от любых глаголов?

(Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени, страдательные причастия прошедшего времени образуются только от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида.)

5. Какова роль причастий в описании? В текстах какого стиля употребляются причастия?

(Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи.)

VI. Задание для групповой работы

Тема зимней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать русские художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Зима». Составьте 3–4 предложения с причастными оборотами, пытаясь описать то, что изображено на полотне И.И. Шишкина. Укажите действительные и страдательные причастия в своем тексте. Подчеркните причастный оборот как член предложения. (Два ученика работают у доски.)

VII. Проверка домашнего задания

Подробный пересказ текста на одну из тем: «Снегопад», «Длинные зимние сумерки», «Зимний рассвет».

(Учащиеся анализируют и дополняют ответ одноклассника).

Какие устаревшие слова встретились в тексте? Объясните их значение.

Вершок – старинная русская мера – 4,4 см.
Аршин – русская мера длины – 0,71 м.
Рижный сарай – строение, где сушат хлеб в снопах и обмолачивают его.
Пешня – лом с деревянной ручкой.
Фунт – русская мера веса – 409,5 г.
Пороша – слой только что выпавшего снега.
Малик – заячий след на снегу.
Гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы.

VIII. Отчет о выполнении группового задания.

Учащиеся читают составленные предложения по картине И.И. Шишкина «Зима».

IX. Обсуждение иллюстраций к «Очерку зимнего дня» С.Т. Аксакова.

Учащиеся отмечают наиболее удачные работы.

X. Подведение итога урока.

Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

Домашнее задание. Напишите очерк на одну из тем: «Однажды мне довелось увидеть...», «Я никогда не забуду...». Можно и самому выбрать тему. Постарайтесь включить в свой очерк предложения с причастными оборотами.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru