Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

ПОДСПОРЬЕ

Н.А.  ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Контрольные диктанты

НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ И ПРИСТАВОК НА З И С

КАРЛУХА

Очень уж беспокойный2 вороненок2 Карлуха. Сначала2 он важно разгуливает по двору, а потом хватает в клюв находку и летит прочь.
Однажды Карлуха раздобыл пуговицу и стал ее прятать. Сначала сунул в траву и пригнул колосок2. Распрямился колосок. Рассердился вороненок и стал сгибать колокольчики.
Глянул влево2, а там сороки расшумелись, расхрабрились. Испугался Карлуха: они могут найти пуговицу. Увидел вороненок кирпич, раскопал под ним землю и спрятал туда пуговицу. Горячо2 спорили сороки, но пуговицу не нашли.

(74 слова)

Грамматическое задание

1. Выпишите словосочетания с примыканием.

2. Выделите в словах приставки на з, с.

3. Разберите слова по составу (по вариантам).

4. Разберите следующие предложения по членам.

1-й вариант

Горячо спорили сороки, но пуговицу не нашли.

2-й вариант

Сначала он важно разгуливает по двору. а потом хватает в клюв находку и летит прочь.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-

ДРУГ

Однажды тракторист3 ехал в дальний2 район и раздумал брать с собой в дорогу любимую собаку Фильку. Он оставил ее у матери.4 Через три дня тракторист приехал в нужный ему район. Когда он прибыл на привокзальную2 площадь, его встречал преспокойный Филька. Щенок примчался за другом. Он преодолел предлинный путь и прибежал раньше хозяина. Вот такая презабавная история приключилась с Филькой.4 Дружба не знает преград.
А однажды произошла пренеприятная история. Молния ударила в трактор и оглушила водителя. Филька бросился на полевой2 стан и привел людей. Хозяина Фильки спасли. Преудивительные способности Фильки люди решили использовать для дела. Они приучили его приносить распоряжения из конторы. Превосходный получился из Фильки почтальон.

Грамматическое задание

1. Выделите слова с приставками пре- и при-, объясните их написание в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

2. Выпишите по одному словосочетанию с управлением и примыканием из 1-го абзаца
(I вариант), из 2-го абзаца (II вариант).

3. Из первого абзаца выпишите старославянское слово (преград), из последнего – заимствованное (почтальон).

4. Разберите по составу слова, указанные в тексте под цифрой 2 (по два слова для каждого варианта).

Напоминаем, что цифры около слов обозначают:

2 – произвести морфемный разбор слова;
3 – произвести морфологический разбор слова;
4 – произвести синтаксический разбор предложения.

5. Разобрать предложение по членам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru