ПОДСПОРЬЕ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Контрольные диктанты
НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ И ПРИСТАВОК НА З
И С
КАРЛУХА
Очень уж беспокойный2 вороненок2
Карлуха. Сначала2 он важно разгуливает по
двору, а потом хватает в клюв находку и летит
прочь.
Однажды Карлуха раздобыл пуговицу и стал ее
прятать. Сначала сунул в траву и пригнул колосок2.
Распрямился колосок. Рассердился вороненок и
стал сгибать колокольчики.
Глянул влево2, а там сороки расшумелись,
расхрабрились. Испугался Карлуха: они могут
найти пуговицу. Увидел вороненок кирпич,
раскопал под ним землю и спрятал туда пуговицу.
Горячо2 спорили сороки, но пуговицу не
нашли.
(74 слова)
Грамматическое задание
1. Выпишите словосочетания с
примыканием.
2. Выделите в словах приставки на з,
с.
3. Разберите слова по составу (по
вариантам).
4. Разберите следующие предложения по
членам.
1-й вариант
Горячо спорили сороки, но пуговицу не
нашли.
2-й вариант
Сначала он важно разгуливает по двору.
а потом хватает в клюв находку и летит прочь.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-
ДРУГ
Однажды тракторист3 ехал в
дальний2 район и раздумал брать с собой в
дорогу любимую собаку Фильку. Он оставил ее у
матери.4 Через три дня тракторист приехал в
нужный ему район. Когда он прибыл на
привокзальную2 площадь, его встречал
преспокойный Филька. Щенок примчался за другом.
Он преодолел предлинный путь и прибежал раньше
хозяина. Вот такая презабавная история
приключилась с Филькой.4 Дружба не знает
преград.
А однажды произошла пренеприятная история.
Молния ударила в трактор и оглушила водителя.
Филька бросился на полевой2 стан и привел
людей. Хозяина Фильки спасли. Преудивительные
способности Фильки люди решили использовать для
дела. Они приучили его приносить распоряжения из
конторы. Превосходный получился из Фильки
почтальон.
Грамматическое задание
1. Выделите слова с приставками пре-
и при-, объясните их написание в 1-м абзаце
(I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
2. Выпишите по одному словосочетанию с
управлением и примыканием из 1-го абзаца
(I вариант), из 2-го абзаца (II вариант).
3. Из первого абзаца выпишите
старославянское слово (преград), из
последнего – заимствованное (почтальон).
4. Разберите по составу слова,
указанные в тексте под цифрой 2 (по два
слова для каждого варианта).
Напоминаем, что цифры около слов
обозначают:
2 – произвести морфемный разбор
слова;
3 – произвести морфологический разбор
слова;
4 – произвести синтаксический разбор
предложения.
5. Разобрать предложение по членам.
|