ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ
М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва
Продолжение. См. N№ 22, 23/2005; 1, 2, 4/2006
Тысяча и одна задача по семантике
Выпуск 6
В прошлый раз читателю для решения
предлагались задачи, в которых по толкованию
нужно было восстановить (или определить)
соответствующее слово. Эти задачи отчасти
моделируют процесс поиска слова, когда мы уже
понимаем, что хотим сказать, но еще не облекли в
окончательную форму.
Сложность этих задач весьма различна, что
зависит, в частности, от того, существуют ли
слова, близкие по смыслу, но не вполне
совпадающие с искомым словом. В случае же полной
синонимии можно говорить о вариантах решения,
хотя и в этой ситуации какой-то из вариантов
может быть более предпочтителен, например, в силу
большей употребительности.
Итак, во всех рассматриваемых задачах дано
толкование, требуется определить
соответствующее ему слово. При решении следует
учитывать, что искомое слово всегда относится к
той же части речи, что и ключевое слово в
толковании.
1. ‘Железный прут с загнутым концом для
перемешивания топлива в печи’.
Ответ: кочерга.
2. ‘Ювелирное изделие, которое носят,
как правило, на шее, в форме овальной или круглой
маленькой и плоской коробочки, предназначенной
для хранения изображения человека или другой
памятной вещи’.
Ответ: медальон.
3. ‘Спальная, домашняя или больничная
одежда из мягкой ткани, состоящая из куртки и
брюк свободного покроя’.
Ответ: пижама.
4. ‘Медный духовой музыкальный
инструмент в виде прямой трубки с раструбом,
служащий для подачи звуковых сигналов’.
Ответ: горн.
В этой задаче, в отличие от предыдущих,
возникает определенная ловушка. В качестве
ответа напрашивается слово труба, но это
неправильно, поскольку, в отличие от горна, труба
используется не только для подачи звуковых
сигналов.
5. ‘Посмотреть назад, повернув только
голову’.
Ответ: оглянуться.
Сложность этой задачи также состоит в
выборе между близкими по значению словами –
неполными синонимами. Именно поэтому здесь надо
быть внимательным к формулировке толкования,
помогающей такому выбору.
Итак, ‘посмотреть назад, повернув
только голову’ – это значение слова оглянуться.
Неправильным ответом следует считать глагол обернуться
(его неполный синоним), поскольку при
соответствующем действии можно повернуть все
тело, а не только голову, как указано в
толковании.
6. ‘Наука о неопознанных летающих
объектах внеземного происхождения’.
Ответ: уфология.
При решении этой задачи главной
проблемой является сравнительная редкость этого
слова, связанная с особым статусом данной науки.
7. ‘Манера человека держать присущим
ему образом голову и спину, находясь в
вертикальном положении’.
Ответ: осанка.
8. ‘Слова с разным значением,
совпадающие по звучанию и написанию’.
Ответ: омонимы.
Это слово относится к лингвистической
терминологии, и, хотя оно изучается в школе, не
все помнят его значение.
9. ‘Предмет или обстоятельство,
свидетельствующее о чьей-либо виновности’.
Ответ: улика.
10. ‘Заранее сложившееся отрицательное
мнение’.
Ответ: предубеждение.
Это слово надо отличать от близкого по
смыслу слова предвзятость, поскольку
последнее является скорее отношением, чем
мнением.
11. ‘Красящее вещество в животных и
растительных тканях, обеспечивающее их
окраску’.
Ответ: пигмент.
Не слишком частое слово, которое
просто надо вспомнить. Определенная трудность
состоит в его принадлежности к книжной и даже
научной лексике. В принципе зная это слово, не все
задумываются о его точном значении.
12. ‘Стиль одежды, не имеющий половой
принадлежности’.
Ответ: унисекс.
Многие носители русского языка,
относящиеся к старшим поколениям, не вполне
освоили это слово. Для молодого поколения оно
оказывается более привычным.
13. ‘Внутреннее расположение, как
правило, по отношению к человеку или живому
существу’.
Ответ: симпатия.
В качестве ответа может быть принято и
слово приязнь, которое значительно менее
употребительно и может быть оценено как
устаревающее (намного чаще мы используем его
антоним неприязнь).
14. ‘Обстановка, способствующая
душевному покою и комфорту’.
Ответ: уют.
15. ‘Человек, сам действующий по
собственной прихоти и заставляющий так
действовать других людей, не считаясь с их
желаниями и интересами’.
Ответ: самодур.
Слово близко по смыслу к слову эгоист
и при этом значительно более редкое. Тем не менее эгоист
не может быть принят в качестве правильного
ответа. В отличие от эгоиста, самодур
имеет власть над другими людьми, которую
использует ради собственных прихотей, что и
отражено в толковании.
Кажется, что подобные задачи
придумывать очень легко. Открыл словарь, взял
наугад любое слово, выписал его толкование – вот
и готова задача. Однако это не так. Как правило, к
такому случайно выбранному толкованию можно
подобрать довольно много слов, не являющихся
полными синонимами. Такие толкования
приблизительно подходят сразу ко многим разным
словам, но в точности ни к одному. Словарные
толкования слишком часто бывают не совсем точны
и не учитывают важных нюансов значения.
В классе можно дать задание, связанное
с этими задачами. Ученики должны сами придумать
такие задачи (желательно без словаря), то есть
выбрать слово, придумать для него толкование, а
затем предложить это толкование в качестве
соответствующей задачи своим одноклассникам. В
этом случае развиваются два связанных умения:
толковать слово (при составлении своей задачи) и
восстанавливать слово по толкованию (при решении
чужих задач).
А теперь перейдем к новым задачам,
связанным с понятием семантического поля, то
есть группы слов с некоторым общим, объединяющим
их значением. В принципе сам термин можно и не
употреблять. Так, можно говорить о лексической
группе мебели, посуды, напитков и т.д.
Далее речь пойдет о семантических
мини-полях, точнее, о небольших фрагментах
семантических полей, состоящих из четырех-пяти
слов. Задание состоит в том, чтобы придумать один
или несколько семантических признаков (наборов
значений), различающих все четыре слова.
Например, чтобы различить четыре термина родства
– мать, отец, дочь, сын, – необходимо ввести
как минимум два признака: пол (со значениями
‘мужской’ и ‘женский’) и родственное отношение
(со значениями ‘родитель’, ‘ребенок’). Тогда мать
описывается как ‘родитель женского пола’, отец
– как ‘родитель мужского пола’, дочь – как
‘ребенок женского пола’ и сын – как
‘ребенок мужского пола’, то есть все слова
получают разные семантические описания. В
принципе семантический признак может иметь
более чем два значения.
В том случае, когда решить задачу можно
несколькими способами, нужно стремиться
минимизировать решение, то есть предложить
минимальное количество признаков (но
достаточное для различения всех предлагаемых
слов).
Важно также оговорить, что, если у
каких-то слов есть несколько значений,
рассматривается только то из них, которое ближе
всего к семантике всего ряда.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Общее условие
Дано четыре или пять слов. Задайте
такие семантические признаки, чтобы с их помощью
можно было различить все слова, входящие в
семантическое поле. Постарайтесь, чтобы этих
признаков было как можно меньше.
1. Свеча, факел, лампа, прожектор.
2. Кресло, пуф, стул, табуретка.
3. Бра, люстра, ночник, торшер.
4. Бежать, брести, идти, карабкаться.
5. Бодать, жалить, клевать, кусать.
6. Беседа, дебаты, доклад, молитва,
перепалка.
7. Море, озеро, пруд, река, ручей.
8. Льстить, хвалить, ругать, клеветать.
|