Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Э.С.  ДЕЗОРЦЕВА,
г. Москва


Изучение правописания безударных гласных в корне

Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Уже первоклассник получает в руки простое, но полезное правило: проверь гласную и пиши так, как советуют результаты этой проверки. Для ребенка это спасательный круг: пиши трава – потому что травы, вода – потому что воды, летят – потому что полёт. Правда, более 50% – это слова с непроверяемыми гласными корня, но ребенок пока о них знает мало. Его знания о таких словах будут возрастать с годами, с изучением ряда предметов, и их объем будет во многом зависеть от чувства ответственности учителя. Захочет учитель взвалить себе на плечи тяжелый груз изучения темы, которая непосредственно в программе ряда классов не обозначена, – будут старшеклассники грамотно писать слова интеллигенция, инженер, эксперимент.

В 5-м классе ребята узнают еще правила о чередовании гласных в корне, которые являются как бы развернутыми исключениями из правила о правописании проверяемых безударных корневых гласных (таких чередований чуть больше 20).

О чередовании я говорю, конечно, и в 6–7-х классах, когда все чередования гласных в корне детьми уже усвоены, да и соответствующее развитие позволяет им понять эту тему более глубоко.

Есть еще один вид чередований гласных в корне, который орфографически почти не дает ошибок, но удивительно углубляет у детей чувство языка. К счастью, изучение этого вида чередований не займет много времени, и часы для него можно найти как на уроках русского языка, так и литературы.

Речь идет о полногласных и неполногласных чередованиях, которые являются закономерным следствием слияния в нашем языке двух потоков – старославянского, для которого характерно неполногласие, и древнерусского, несущего с собой полногласие. Записываем на доске в две колонки.

Слова с полногласием

Ворота
Золото
Мороз
Оболочка
Порох
Пелена
Берег
Молоко
Сторож
Холод

Слова с неполногласием

Врата (ср. вратарь, привратник)
Злато (ср. златокудрый, златотканый)
Мраз
Облако
Прах
Плёнка
Брег (ср. безбрежный)
Млеко (ср. Млечный Путь, млекопитающие)
Страж
Хлад (ср. хладокомбинат, хладнокровие)

Я специально делаю таблицу довольно длинной, чтобы показать, что речь идет о большом пласте слов.

У русского писателя (поэта) уже в XVIII–XIX веках была возможность выбрать тот или иной языковой вариант, и выбор этот был не произвольным, а стилистически обоснованным: неполногласные слова приобретали в тексте архаический оттенок, а потому торжественный, а русский вариант оставался нейтральным.

Например, у Пушкина мы встречаем и то, и другое: Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой и Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Еще убедительнее сопоставление двух фраз: Здоровью моему полезен русский холод и Мои хладеющие руки тебя старались удержать. Судьба слов с полногласием и неполногласием разная.

Некоторые неполногласные варианты устарели окончательно. Например, Александр Радищев, описывая чувство стыда, которое он испытывал, обнаружив в самом себе черты барина-крепостника, говорит, что почувствовал мраз, то есть похолодел от волнения.

Другие слова живут в обоих вариантах. Первые учебники Ломоносов называл вратами своей премудрости, а родственник Скотинина из фонвизинского «Недоросля» спрашивал: Целы ли ворота? (ударившись о них головой). А ведь Ломоносов и Фонвизин – современники.

Значит, неполногласные варианты уже в XVIII веке имели яркий стилистический оттенок. Особенно убедительно это видят учащиеся, сравнивая слова молоко и млеко. Попробуйте попросить детей купить в магазине пакет млека. Веселый смех класса убедительно покажет, что дети поняли стилистическую роль слов с неполногласием.

Закрепляя эту тему, я прошу составить два предложения со словами сторож и страж. Например: страж закона или порядка и Вдали раздавалась трещотка сторожа.

Работая над темой безударных гласных, постепенно наращиваем трудности, включая в упражнения омонимичные формы. Семиклассник не имеет права ошибиться в правописании таких, например, предложений: Я развиваю в сочинении мысли о защите природы и Ветер развевал занавеску на окне. Мальчик умолял о помощи и Не умаляйте его вклад в дело, Скрепите листочки доклада и Не скрипите стулом: малыш спит, Обежать окрестности и Не обижать младшего, Полоскать белье и Поласкать Тузика, Спиши текст и Спеши на урок и т.д.

В то же время, постоянно упражняясь в проверке безударных гласных корня, дети, чей словарный запас постоянно расширяется, от более простых случаев переходят к более сложным, употребляя словосочетания, включающие, например, причастия дразнящий аромат, угрожающий вид, поглощающий влагу и т.д.

«Активные» слова ученик часто употребляет в быту, включает в сочинение, изложение. Вообще все, что входит в активный словарь ученика, должно быть обязательно орфографически «обработано», освоено. Почему бы, например, повторяя выученные слова, названия овощей, не использовать прием разгадывания загадок, который так любят дети младшего и среднего возраста? Стоит только спросить: какое блюдо можно приготовить из капусты, моркови, свеклы, картофеля и огурцов? Можно спросить, какие два вида мучных изделий пишутся по-разному, а по вкусу почти одинаковы (макароны и вермишель).

В 7–8-м классах целесообразно дать ученикам для сопоставления два таких предложения: Ленька хорошо пел и играл на гитаре, и вокруг него всегда собиралась компания ребят, умеющих повеселить себя и других. Это могло принести и общественную пользу: во время избирательной кампании он с друзьями организовал настоящий концерт художественной самодеятельности, и всем он очень понравился.

Ученики разбирают предложения по членам, объясняют безударные гласные и все случаи чередования, одновременно останавливаясь на двух омонимах.

Через какое-то время даем детям закрепляющее задание: составить два предложения на темы «Что такое компания?» и «Что такое кампания?». (Компания – это группа лиц, объединенных общностью интересов, капиталов; кампания – это мероприятие, имеющее важное государственное (кампания 1812 года), общественное (избирательная кампания) или хозяйственное значение (уборочная кампания).) Такая работа полезна как для развития речи, так и для совершенствования навыка пунктуации (постановка тире), но, главное, она закрепляет орфографический навык и учит детей связывать смысл слова с его написанием.

Есть еще одна пара слов, «плодоносных» по количеству ошибок. Это слова поликлиника и палисадник. Что-то в их созвучии провоцирует ошибку, и дети часто проверяют второе существительное словом лес. Сначала разбираем предложение: Семиэтажное здание нашей поликлиники окружено небольшим палисадником, где больные любят посидеть и обсудить свои проблемы. Спрашиваю, что значит слово палисадник, чем его можно заменить. Мы приходим к выводу, что небольшой сквер у здания вовсе не похож на лес.

Обращаясь к слову поликлиника, пишу на доске слова: полиглот – человек, знающий много языков, полифония – много звуков, полигамия – многоженство. Так, говорю я детям, и в поликлинике лечат многие болезни, там работают врачи разнообразных специальностей (класс охотно их называет).

Такое предупреждение ошибок не может, однако, заменить планомерную работу по изучению правописания непроверяемых безударных гласных. Начиная с 5-го класса предлагаю объединить такие слова в смысловые группы.

Их 6. Это военная тематика; названия животных и птиц; названия драгоценных камней и минералов; названия цветов и растений, а также различных цветовых оттенков для их описания; названия всевозможных учреждений и должностей – они могут понадобиться при составлении деловых бумаг; театр, музыка, изобразительное искусство.

Слова каждой из этих шести групп записываются детьми в словарик. Я советую продолжать его самостоятельно: если столкнетесь с какими-то новыми словами, сначала обязательно обратитесь к орфографическому словарю, при этом каждое слово проговаривайте по слогам.

Затем я так строю работу по развитию речи, чтобы словарное слово полноправно вошло в активный словарь ребенка. Большинство традиционных написаний является заимствованными из других языков, поэтому при изучении непроверяемых безударных гласных корня я стараюсь использовать опыт работы учителей иностранного языка. Но для достижения полного успеха в этой работе нельзя ограничиваться рамками только своего предмета. Обязательно надо использовать межпредметные связи, которые обогащают школьную жизнь и помогают взрослению детей. Ведь в каждом ребенке огонек интереса к какому-нибудь предмету сочетается с устойчивым равнодушием к другому предмету. А вот что будет, если они пересекутся? Не зажжется ли от этого пересечения интерес к нелюбимому предмету?

Начинаем с изучения слов военной тематики. Это середина 5-го класса. По литературе дети примерно в это время изучают описание Полтавского боя (отрывок из «Полтавы» А.Пушкина), «Бородино» М.Лермонтова, «Сын артиллериста» К.Симонова, «Сын полка» В.Катаева, так что изучение военной тематики абсолютно органично. В словарик записываем следующие слова, постепенно вводя их в анализ разбираемых предложений.

Канонада, солдат, офицер, генерал, батальон, дивизия, снаряд, патрон, парад, артиллерия, кавалерия, казарма, арьергард, авангард, адъютант, атака.

Хорошо, чтобы каждое из предложений, разбираемых в классе, включало все три орфограммы: проверяемая безударная гласная, непроверяемая безударная гласная и чередующаяся гласная корня. Именно сопоставление помогает детям глубже понять правило. (Например: Справа раздавалась канонада, и по всей равнине расстилались дымки.)

Я даю ребятам домашнее сочинение на тему: «Военный парад на Красной площади». Готовить их к этой работе я начинаю сразу же после того, как записываю слова военной тематики. На уроках литературы после «Полтавского боя» совместно с учителем истории мы заслушиваем докладчиков по темам: «Военные преобразования Петра I», «Потешное войско», «Поездка Петра I на Запад», а перед самым сочинением – еще 2 доклада: «Суворов – великий полководец» и «Нахимов – великий флотоводец».

В качестве контрольного задания через большой период времени дети выполняют задания по тексту из «Последнего поклона» В.Астафьева: пометить безударные гласные корня (проверяемые, непроверяемые и чередования), объяснить также значение слов горела палом и жарки.

Крупнее они (булыжники) были, и потому вся дорога извивалась в объезд булыжин. Трава в лесу сделалась реже, но цветов было больше, и когда я вышел на окраину леса, то вся опушка палом горела, захлестнутая жарками.

Вторая тема – названия животных. Перед началом ее изучения всем классом идем в зоопарк. Потом, беседуя о животных, записываем на доске:

Макака, орангутан(г), горилла, шимпанзе (нескл.), жираф, гиена, бегемот (гиппопотам), крокодил, аллигатор, питон, террариум, кенгуру, колибри (нескл.).

Разбираем слово террариум.
terra – земля (латынь);
терраса – площадка над землей;
террариум – место, где живут земноводные;
терракотовый – цвет глины, земли;
территория – земельное пространство.

Через выходной мы снова идем в зоопарк, но уже на площадку молодняка. Наутро возникает вопрос: как волк может жить рядом с козленком, а лиса – с петухом? Вместе с биологом мы объясняем, что животные, помещенные вместе с первых дней жизни, да еще в условиях избытка пищи, обычно не проявляют агрессии.

Именно в этот момент я стараюсь сводить детей в цирк или в уголок Дурова. После этого в словариках появляется вторая группа слов: цирк (спрашиваю, чем связан со словом циркуль), арена, дрессировщик, дрессировать.

Я рассказываю детям о двух школах дрессировки, о династии Дуровых (она продолжается и сегодня), которые используют не хлыст, а наблюдательность и терпение, а закрепляют успех, награждая четвероногого артиста лакомством. На уроке литературы, разбирая «Каштанку» А.Чехова, мы говорим о гуманизме в отношении к животному, и я прошу ребят по внеклассному чтению прочитать «Белый пудель» А.Куприна и «Ко мне, Мухтар» И.Меттера.

После разбора множества предложений типа Крошечная колибри своим оперением выделялась даже среди роскошной тропической растительности ребята писали контрольную работу по развитию речи – описание какого-нибудь животного. В современных семьях часто живут домашние животные, заведенные «в воспитательных целях», но ухаживают за ними, к сожалению, мамы и бабушки.

Тема сочинения сформулирована так: «Чему я научил своего младшего друга?». Разборы уже написанных сочинений показали, что дети с любовью относятся к своим питомцам и не переоценивают своих успехов в дрессировке, много интересного замечают в их поведении.

Если же дома никакого животного нет, то предлагаем другую тему: «Что тебя заинтересовало в поведении животного?».

Я стараюсь расширить активный словарь ребенка, чтобы у него возникла потребность пользоваться разнообразной лексикой: если слово как таковое ученику не нужно, то он и не будет уметь его писать.

Следующая лексическая тема – это драгоценные камни и минералы.

Сначала записываем и объясняем необходимые слова аметист – камень, имеющий фиолетовый цвет, сапфир – синий, малахит – зеленый, аквамарин – цвета морской волны, изумруд и бирюза – все оттенки зеленого, смарагд, халцедон, гранит.

Все эти слова помогают учащимся при описании пейзажа в предстоящей работе по развитию речи. Но сначала, как всегда, следуют тренировочные упражнения, сопоставляющие проверяемые безударные гласные, непроверяемые и чередующиеся. Например, «Сапфировая даль моря, расстилающегося перед глазами, очаровала путника».

Тексты для анализа можно найти в «Малахитовой шкатулке» П.Бажова и «Гранатовом браслете» А.Куприна.

Четвертая лексическая тема – названия растений – также органически связана с работой по развитию речи.

Заранее давались слова: пион, хризантема, гладиолус, настурция, георгин, сирень. Затем следовала работа по разбору предложений, содержащих данные орфограммы. Кстати, в школе каждую осень проводился конкурс на лучший букет.

Через несколько уроков я попросила к каждому из названий присоединить несколько определений, описывающих форму, оттенки цвета, запах. Ребята тут же по ходу дела отмечали как удачные, так и неудачные определения (ароматный георгин или душистый гладиолус пока не вывели). Потом ребята писали сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень», которое подвело итоги совместно проделанной работы.

Составление деловых бумаг: расписок, заявлений, автобиографии – это первое соприкосновение учебного материала со взрослой жизнью. Лексическая подготовка здесь совсем небольшая. Даю слова: директор, муниципалитет, мэр, вице-мэр, региональный, префект, префектура, министерство. Сюда же относятся слова, называющие учебные учреждения города. Пишу на доске для сопоставления следующие слова:

Университет – изучаются разные науки.
Токарь-универсал – делает разные детали.
Универмаг – продает разные вещи.
Универсальный – всеобщий.

Последняя лексическая группа – искусство. Слова этой группы ребята узнают на уроке литературы:

дирижер, режиссер, ансамбль, композитор, манифестация, фестиваль.

Эти слова проговариваются, записываются в словарики, закрепляются путем орфографического разбора. (Например: Режиссер помогает актерам создавать в спектакле единый сценический ансамбль, сочетающий разнообразные актерские индивидуальности.)

Так как в театр мы выезжали постоянно, то после очередной поездки как работу по развитию речи я предлагала детям написать рецензию на просмотренный спектакль, попытаться понять режиссерский замысел. Конечно, научить этому трудно, но как попытку этого добиться я в 10-м классе предлагала ребятам сравнить две разные экранизации произведения А.Островского «Бесприданница».

В старших классах работа по развитию речи носит совсем другой характер. Скажем, дайте ответы (возможно более развернутые) на вопросы: «Что такое эксперимент?», «Что такое антагонизм (расовый) и ксенофобия?», «Что такое оптимизм и пессимизм?», «Что такое пропаганда и чем она отличается от агитации?».

Подводим итог всему сказанному:

1) методы этой работы должны быть возможно более неожиданными, разнообразными, нетрадиционными;
2) они должны быть непосредственно связаны с работой по развитию речи;
3) при изучении данной темы необходимо использовать межпредметные связи.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru