ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Э.С. ДЕЗОРЦЕВА,
г. Москва
Изучение правописания безударных
гласных в корне
Изучение безударных гласных в корне в
школьном курсе русского языка представляется
фундаментом, на котором строится все обучение
ребенка русской орфографии. Уже первоклассник
получает в руки простое, но полезное правило:
проверь гласную и пиши так, как советуют
результаты этой проверки. Для ребенка это
спасательный круг: пиши трава – потому что травы,
вода – потому что воды, летят – потому что полёт.
Правда, более 50% – это слова с непроверяемыми
гласными корня, но ребенок пока о них знает мало.
Его знания о таких словах будут возрастать с
годами, с изучением ряда предметов, и их объем
будет во многом зависеть от чувства
ответственности учителя. Захочет учитель
взвалить себе на плечи тяжелый груз изучения
темы, которая непосредственно в программе ряда
классов не обозначена, – будут старшеклассники
грамотно писать слова интеллигенция, инженер,
эксперимент.
В 5-м классе ребята узнают еще правила о
чередовании гласных в корне, которые являются
как бы развернутыми исключениями из правила о
правописании проверяемых безударных корневых
гласных (таких чередований чуть больше 20).
О чередовании я говорю, конечно, и в
6–7-х классах, когда все чередования гласных в
корне детьми уже усвоены, да и соответствующее
развитие позволяет им понять эту тему более
глубоко.
Есть еще один вид чередований гласных
в корне, который орфографически почти не дает
ошибок, но удивительно углубляет у детей чувство
языка. К счастью, изучение этого вида чередований
не займет много времени, и часы для него можно
найти как на уроках русского языка, так и
литературы.
Речь идет о полногласных и
неполногласных чередованиях, которые являются
закономерным следствием слияния в нашем языке
двух потоков – старославянского, для которого
характерно неполногласие, и древнерусского,
несущего с собой полногласие. Записываем на
доске в две колонки.
Слова с полногласием
Ворота
Золото
Мороз
Оболочка
Порох
Пелена
Берег
Молоко
Сторож
Холод |
Слова с неполногласием
Врата (ср. вратарь, привратник)
Злато (ср. златокудрый, златотканый)
Мраз
Облако
Прах
Плёнка
Брег (ср. безбрежный)
Млеко (ср. Млечный Путь, млекопитающие)
Страж
Хлад (ср. хладокомбинат, хладнокровие) |
Я
специально делаю таблицу довольно длинной, чтобы
показать, что речь идет о большом пласте слов.
У русского писателя (поэта) уже в XVIII–XIX
веках была возможность выбрать тот или иной
языковой вариант, и выбор этот был не
произвольным, а стилистически обоснованным:
неполногласные слова приобретали в тексте
архаический оттенок, а потому торжественный, а
русский вариант оставался нейтральным.
Например, у Пушкина мы встречаем и то, и
другое: Для берегов отчизны дальной ты
покидала край чужой и Онегин, добрый мой
приятель, родился на брегах Невы. Еще
убедительнее сопоставление двух фраз: Здоровью
моему полезен русский холод и Мои хладеющие
руки тебя старались удержать. Судьба слов с
полногласием и неполногласием разная.
Некоторые неполногласные варианты
устарели окончательно. Например, Александр
Радищев, описывая чувство стыда, которое он
испытывал, обнаружив в самом себе черты
барина-крепостника, говорит, что почувствовал мраз,
то есть похолодел от волнения.
Другие слова живут в обоих вариантах.
Первые учебники Ломоносов называл вратами
своей премудрости, а родственник Скотинина из
фонвизинского «Недоросля» спрашивал: Целы ли ворота?
(ударившись о них головой). А ведь Ломоносов и
Фонвизин – современники.
Значит, неполногласные варианты уже в
XVIII веке имели яркий стилистический оттенок.
Особенно убедительно это видят учащиеся,
сравнивая слова молоко и млеко.
Попробуйте попросить детей купить в магазине
пакет млека. Веселый смех класса убедительно
покажет, что дети поняли стилистическую роль
слов с неполногласием.
Закрепляя эту тему, я прошу составить
два предложения со словами сторож и страж.
Например: страж закона или порядка и Вдали
раздавалась трещотка сторожа.
Работая над темой безударных гласных,
постепенно наращиваем трудности, включая в
упражнения омонимичные формы. Семиклассник не
имеет права ошибиться в правописании таких,
например, предложений: Я развиваю в сочинении
мысли о защите природы и Ветер развевал
занавеску на окне. Мальчик умолял о помощи
и Не умаляйте его вклад в дело, Скрепите
листочки доклада и Не скрипите стулом: малыш
спит, Обежать окрестности и Не обижать
младшего, Полоскать белье и Поласкать Тузика,
Спиши текст и Спеши на урок и т.д.
В то же время, постоянно упражняясь в
проверке безударных гласных корня, дети, чей
словарный запас постоянно расширяется, от более
простых случаев переходят к более сложным,
употребляя словосочетания, включающие, например,
причастия дразнящий аромат, угрожающий вид,
поглощающий влагу и т.д.
«Активные» слова ученик часто
употребляет в быту, включает в сочинение,
изложение. Вообще все, что входит в активный
словарь ученика, должно быть обязательно
орфографически «обработано», освоено. Почему бы,
например, повторяя выученные слова, названия
овощей, не использовать прием разгадывания
загадок, который так любят дети младшего и
среднего возраста? Стоит только спросить: какое
блюдо можно приготовить из капусты, моркови,
свеклы, картофеля и огурцов? Можно спросить,
какие два вида мучных изделий пишутся по-разному,
а по вкусу почти одинаковы (макароны и вермишель).
В 7–8-м классах целесообразно дать
ученикам для сопоставления два таких
предложения: Ленька хорошо пел и играл на
гитаре, и вокруг него всегда собиралась компания
ребят, умеющих повеселить себя и других. Это
могло принести и общественную пользу: во время
избирательной кампании он с друзьями
организовал настоящий концерт художественной
самодеятельности, и всем он очень понравился.
Ученики разбирают предложения по
членам, объясняют безударные гласные и все
случаи чередования, одновременно останавливаясь
на двух омонимах.
Через какое-то время даем детям
закрепляющее задание: составить два предложения
на темы «Что такое компания?» и «Что такое
кампания?». (Компания – это группа
лиц, объединенных общностью интересов,
капиталов; кампания – это мероприятие,
имеющее важное государственное (кампания 1812
года), общественное (избирательная кампания)
или хозяйственное значение (уборочная
кампания).) Такая работа полезна как для
развития речи, так и для совершенствования
навыка пунктуации (постановка тире), но, главное,
она закрепляет орфографический навык и учит
детей связывать смысл слова с его написанием.
Есть еще одна пара слов, «плодоносных»
по количеству ошибок. Это слова поликлиника и
палисадник. Что-то в их созвучии провоцирует
ошибку, и дети часто проверяют второе
существительное словом лес. Сначала
разбираем предложение: Семиэтажное здание
нашей поликлиники окружено небольшим палисадником,
где больные любят посидеть и обсудить свои
проблемы. Спрашиваю, что значит слово палисадник,
чем его можно заменить. Мы приходим к выводу, что
небольшой сквер у здания вовсе не похож на лес.
Обращаясь к слову поликлиника,
пишу на доске слова: полиглот – человек,
знающий много языков, полифония – много
звуков, полигамия – многоженство. Так,
говорю я детям, и в поликлинике лечат многие
болезни, там работают врачи разнообразных
специальностей (класс охотно их называет).
Такое предупреждение ошибок не может,
однако, заменить планомерную работу по изучению
правописания непроверяемых безударных гласных.
Начиная с 5-го класса предлагаю объединить такие
слова в смысловые группы.
Их 6. Это военная тематика; названия
животных и птиц; названия драгоценных камней и
минералов; названия цветов и растений, а также
различных цветовых оттенков для их описания;
названия всевозможных учреждений и должностей –
они могут понадобиться при составлении деловых
бумаг; театр, музыка, изобразительное искусство.
Слова каждой из этих шести групп
записываются детьми в словарик. Я советую
продолжать его самостоятельно: если столкнетесь
с какими-то новыми словами, сначала обязательно
обратитесь к орфографическому словарю, при этом
каждое слово проговаривайте по слогам.
Затем я так строю работу по развитию
речи, чтобы словарное слово полноправно вошло в
активный словарь ребенка. Большинство
традиционных написаний является
заимствованными из других языков, поэтому при
изучении непроверяемых безударных гласных корня
я стараюсь использовать опыт работы учителей
иностранного языка. Но для достижения полного
успеха в этой работе нельзя ограничиваться
рамками только своего предмета. Обязательно надо
использовать межпредметные связи, которые
обогащают школьную жизнь и помогают взрослению
детей. Ведь в каждом ребенке огонек интереса к
какому-нибудь предмету сочетается с устойчивым
равнодушием к другому предмету. А вот что будет,
если они пересекутся? Не зажжется ли от этого
пересечения интерес к нелюбимому предмету?
Начинаем с изучения слов военной
тематики. Это середина 5-го класса. По литературе
дети примерно в это время изучают описание
Полтавского боя (отрывок из «Полтавы» А.Пушкина),
«Бородино» М.Лермонтова, «Сын артиллериста»
К.Симонова, «Сын полка» В.Катаева, так что
изучение военной тематики абсолютно органично. В
словарик записываем следующие слова, постепенно
вводя их в анализ разбираемых предложений.
Канонада, солдат, офицер,
генерал, батальон, дивизия, снаряд,
патрон, парад, артиллерия, кавалерия,
казарма, арьергард, авангард, адъютант,
атака.
Хорошо, чтобы каждое из предложений,
разбираемых в классе, включало все три
орфограммы: проверяемая безударная гласная,
непроверяемая безударная гласная и чередующаяся
гласная корня. Именно сопоставление помогает
детям глубже понять правило. (Например: Справа
раздавалась канонада, и по всей равнине
расстилались дымки.)
Я даю ребятам домашнее сочинение на
тему: «Военный парад на Красной площади».
Готовить их к этой работе я начинаю сразу же
после того, как записываю слова военной тематики.
На уроках литературы после «Полтавского боя»
совместно с учителем истории мы заслушиваем
докладчиков по темам: «Военные преобразования
Петра I», «Потешное войско», «Поездка Петра I на
Запад», а перед самым сочинением – еще 2 доклада:
«Суворов – великий полководец» и «Нахимов –
великий флотоводец».
В качестве контрольного задания через
большой период времени дети выполняют задания по
тексту из «Последнего поклона» В.Астафьева:
пометить безударные гласные корня (проверяемые,
непроверяемые и чередования), объяснить также
значение слов горела палом и жарки.
Крупнее они (булыжники) были, и потому
вся дорога извивалась в объезд булыжин. Трава
в лесу сделалась реже, но цветов было больше, и
когда я вышел на окраину леса, то вся опушка палом
горела, захлестнутая жарками.
Вторая тема – названия животных. Перед
началом ее изучения всем классом идем в зоопарк.
Потом, беседуя о животных, записываем на доске:
Макака, орангутан(г), горилла,
шимпанзе (нескл.), жираф, гиена, бегемот
(гиппопотам), крокодил, аллигатор, питон,
террариум, кенгуру, колибри (нескл.).
Разбираем слово террариум.
terra – земля (латынь);
терраса – площадка над землей;
террариум – место, где живут земноводные;
терракотовый – цвет глины, земли;
территория – земельное пространство.
Через выходной мы снова идем в зоопарк,
но уже на площадку молодняка. Наутро возникает
вопрос: как волк может жить рядом с козленком, а
лиса – с петухом? Вместе с биологом мы объясняем,
что животные, помещенные вместе с первых дней
жизни, да еще в условиях избытка пищи, обычно не
проявляют агрессии.
Именно в этот момент я стараюсь
сводить детей в цирк или в уголок Дурова. После
этого в словариках появляется вторая группа
слов: цирк (спрашиваю, чем связан со
словом циркуль), арена, дрессировщик,
дрессировать.
Я рассказываю детям о двух школах
дрессировки, о династии Дуровых (она
продолжается и сегодня), которые используют не
хлыст, а наблюдательность и терпение, а
закрепляют успех, награждая четвероногого
артиста лакомством. На уроке литературы,
разбирая «Каштанку» А.Чехова, мы говорим о
гуманизме в отношении к животному, и я прошу
ребят по внеклассному чтению прочитать «Белый
пудель» А.Куприна и «Ко мне, Мухтар» И.Меттера.
После разбора множества предложений
типа Крошечная колибри своим оперением
выделялась даже среди роскошной тропической
растительности ребята писали контрольную
работу по развитию речи – описание какого-нибудь
животного. В современных семьях часто живут
домашние животные, заведенные «в воспитательных
целях», но ухаживают за ними, к сожалению, мамы и
бабушки.
Тема сочинения сформулирована так:
«Чему я научил своего младшего друга?». Разборы
уже написанных сочинений показали, что дети с
любовью относятся к своим питомцам и не
переоценивают своих успехов в дрессировке, много
интересного замечают в их поведении.
Если же дома никакого животного нет, то
предлагаем другую тему: «Что тебя заинтересовало
в поведении животного?».
Я стараюсь расширить активный словарь
ребенка, чтобы у него возникла потребность
пользоваться разнообразной лексикой: если слово
как таковое ученику не нужно, то он и не будет
уметь его писать.
Следующая лексическая тема – это
драгоценные камни и минералы.
Сначала записываем и объясняем
необходимые слова аметист – камень, имеющий
фиолетовый цвет, сапфир – синий, малахит
– зеленый, аквамарин – цвета морской волны, изумруд
и бирюза – все оттенки зеленого, смарагд,
халцедон, гранит.
Все эти слова помогают учащимся при
описании пейзажа в предстоящей работе по
развитию речи. Но сначала, как всегда, следуют
тренировочные упражнения, сопоставляющие
проверяемые безударные гласные, непроверяемые и
чередующиеся. Например, «Сапфировая даль
моря, расстилающегося перед глазами, очаровала
путника».
Тексты для анализа можно найти в
«Малахитовой шкатулке» П.Бажова и «Гранатовом
браслете» А.Куприна.
Четвертая лексическая тема – названия
растений – также органически связана с работой
по развитию речи.
Заранее давались слова: пион,
хризантема, гладиолус, настурция, георгин, сирень.
Затем следовала работа по разбору предложений,
содержащих данные орфограммы. Кстати, в школе
каждую осень проводился конкурс на лучший букет.
Через несколько уроков я попросила к
каждому из названий присоединить несколько
определений, описывающих форму, оттенки цвета,
запах. Ребята тут же по ходу дела отмечали как
удачные, так и неудачные определения (ароматный
георгин или душистый гладиолус пока не
вывели). Потом ребята писали сочинение по картине
П.Кончаловского «Сирень», которое подвело итоги
совместно проделанной работы.
Составление деловых бумаг: расписок,
заявлений, автобиографии – это первое
соприкосновение учебного материала со взрослой
жизнью. Лексическая подготовка здесь совсем
небольшая. Даю слова: директор, муниципалитет,
мэр, вице-мэр, региональный, префект, префектура,
министерство. Сюда же относятся слова,
называющие учебные учреждения города. Пишу на
доске для сопоставления следующие слова:
Университет – изучаются разные
науки.
Токарь-универсал – делает разные
детали.
Универмаг – продает разные вещи.
Универсальный – всеобщий.
Последняя лексическая группа –
искусство. Слова этой группы ребята узнают на
уроке литературы:
дирижер, режиссер, ансамбль,
композитор, манифестация, фестиваль.
Эти слова проговариваются,
записываются в словарики, закрепляются путем
орфографического разбора. (Например: Режиссер
помогает актерам создавать в спектакле
единый сценический ансамбль, сочетающий
разнообразные актерские индивидуальности.)
Так как в театр мы выезжали постоянно,
то после очередной поездки как работу по
развитию речи я предлагала детям написать
рецензию на просмотренный спектакль, попытаться
понять режиссерский замысел. Конечно, научить
этому трудно, но как попытку этого добиться я в
10-м классе предлагала ребятам сравнить две
разные экранизации произведения А.Островского
«Бесприданница».
В старших классах работа по развитию
речи носит совсем другой характер. Скажем, дайте
ответы (возможно более развернутые) на вопросы:
«Что такое эксперимент?», «Что такое антагонизм
(расовый) и ксенофобия?», «Что такое оптимизм
и пессимизм?», «Что такое пропаганда и
чем она отличается от агитации?».
Подводим итог всему сказанному:
1) методы этой работы должны быть
возможно более неожиданными, разнообразными,
нетрадиционными;
2) они должны быть непосредственно связаны с
работой по развитию речи;
3) при изучении данной темы необходимо
использовать межпредметные связи.
|