МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
В день смеха
В нашей
газете уже стало традицией отмечать самый
веселый день года – 1 апреля и публиковать
материалы, связанные с юмором. Почему мы так
неравнодушны к этому дню?
– Конечно, хочется, чтобы на уроках
вообще, а тем более в день смеха, не было скучно.
– Когда человек улыбается или смеется,
он радостен и дружелюбен; он легче и веселее
справляется с трудностями, если у него есть
чувство юмора. А это чувство можно и нужно
развивать.
– Веселое, приподнятое состояние духа
делает человека свободным, раскрепощенным,
пробуждает в нем творческие силы.
– Юмор, ирония позволяют заглянуть
вглубь слов, обнаружить их скрытый подтекст, тем
самым раздвинуть границы понимания литературы и
мира.
На дидактические материалы в
учебниках советского периода был наложен запрет:
тексты должны были быть стилистически
нейтральны, ни в коем случае не затрагивать
эмоциональной сферы детей, дабы не отвлекать их
внимания от изучаемых схем и правил. Смех на
уроках негласно тоже был запрещен, он не должен
был мешать учебному процессу. Раскрывая учебник
русского языка, дети не улыбались.
Сейчас, когда жизнь как бы с лихвой
возмещает упущенное, все наперебой играют со
словами; газеты, журналы, реклама и т.п. пестрят
каламбурными заголовками и рифмами. (Правда,
массовость нового увлечения приводит к замене
тонкого юмора грубым. См. публикацию на с. 23.)
И в ученической среде сильна тяга к языковой
игре, но обычно проявляется она в разговорах
между собой на сленге, молодежном жаргоне.
Учебники же стали повеселее, но ненамного. А ведь
совсем нетрудно найти вместо скучного текста
какого-то упражнения – занимательный, с теми же
самыми орфограммами или пунктограммами.
Результат – живая реакция ученика, внимание и
уважение к учителю. В произведениях
художественной литературы хранятся россыпи
языковых шуток, юмористических перлов, просто
веселых рассказов, неизвестных, а то и непонятных
детям, – пусть же юмор придет и на уроки русского
языка.
Примеры из книги Э.Распэ
«Приключения барона Мюнхаузена»
(Обособление второстепенных членов
предложения,
постановка знаков препинания в
сложноподчиненном предложении.)
...Из
чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный
олень, у которого между рогами росло высокое,
развесистое вишневое дерево! ...Я сразу догадался,
что это дерево выросло из той маленькой косточки,
которая в прошлом году послужила мне пулей.
...Я
схватил нож, подбежал к убитому медведю, содрал с
него шкуру и напялил ее на себя... Медведи...
обнюхивали меня и, приняв за медведя, мирно
отходили один за другим.
(М.С. Майофис. Иллюстрации к книге
Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)
|