Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

В день смеха

В нашей газете уже стало традицией отмечать самый веселый день года – 1 апреля и публиковать материалы, связанные с юмором. Почему мы так неравнодушны к этому дню?

– Конечно, хочется, чтобы на уроках вообще, а тем более в день смеха, не было скучно.

– Когда человек улыбается или смеется, он радостен и дружелюбен; он легче и веселее справляется с трудностями, если у него есть чувство юмора. А это чувство можно и нужно развивать.

– Веселое, приподнятое состояние духа делает человека свободным, раскрепощенным, пробуждает в нем творческие силы.

– Юмор, ирония позволяют заглянуть вглубь слов, обнаружить их скрытый подтекст, тем самым раздвинуть границы понимания литературы и мира.

На дидактические материалы в учебниках советского периода был наложен запрет: тексты должны были быть стилистически нейтральны, ни в коем случае не затрагивать эмоциональной сферы детей, дабы не отвлекать их внимания от изучаемых схем и правил. Смех на уроках негласно тоже был запрещен, он не должен был мешать учебному процессу. Раскрывая учебник русского языка, дети не улыбались.

Сейчас, когда жизнь как бы с лихвой возмещает упущенное, все наперебой играют со словами; газеты, журналы, реклама и т.п. пестрят каламбурными заголовками и рифмами. (Правда, массовость нового увлечения приводит к замене тонкого юмора грубым. См. публикацию на с. 23.)

И в ученической среде сильна тяга к языковой игре, но обычно проявляется она в разговорах между собой на сленге, молодежном жаргоне. Учебники же стали повеселее, но ненамного. А ведь совсем нетрудно найти вместо скучного текста какого-то упражнения – занимательный, с теми же самыми орфограммами или пунктограммами. Результат – живая реакция ученика, внимание и уважение к учителю. В произведениях художественной литературы хранятся россыпи языковых шуток, юмористических перлов, просто веселых рассказов, неизвестных, а то и непонятных детям, – пусть же юмор придет и на уроки русского языка.

Примеры из книги Э.Распэ
«Приключения барона Мюнхаузена»

(Обособление второстепенных членов предложения,
постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении.)

...Из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое, развесистое вишневое дерево! ...Я сразу догадался, что это дерево выросло из той маленькой косточки, которая в прошлом году послужила мне пулей.

...Я схватил нож, подбежал к убитому медведю, содрал с него шкуру и напялил ее на себя... Медведи... обнюхивали меня и, приняв за медведя, мирно отходили один за другим.

 

(М.С. Майофис. Иллюстрации к книге
Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru