Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Т.ШКАПЕНКО,
Ф.ХЮБНЕР


Русский «тусовочный» как иностранный

Пиротворческие силы, или Языковая игра

Познакомьтесь, уважаемые читатели, с любопытным пособием, вышедшим в 2003 г. (Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ»), предназначенным в основном иностранцам, изучающим русский язык. Приводим почти полностью главу, содержащую одно из 18 занятий. Нам интересно было бы узнать, говорите ли вы со своими учениками о языке СМИ и к каким выводам приходите, каково ваше отношение к языковым играм в СМИ.

Смех активно заботится об истине, не разрушает мир,
а экспериментирует над миром и тем деятельно его исследует.

Д.С. Лихачев, А.М. Панченко

В старые добрые времена игры с языком были уделом немногих. Общенародное шествие по маршруту «Светлое будущее» ни в коей мере не располагало к игровым шалостям в сообщениях о выполнении планов или директивах партии. Эксперименты над «великим и могучим» допускались только в поэзии и народном фольклоре – анекдотах. Если не считать «игр в законе» – высокоидейных метафор типа битва за урожай или закрома Родины, язык СМИ был безупречно мертв.

Сегодня эпидемия языковых игр охватила значительную часть носителей языка. Использование игровых приемов в СМИ, особенно в заголовках, стало чуть ли не обязательной нормой. Что тому виной? Долгие годы воздержания? Рекламный маневр наподобие яркой упаковки товара? Или, может быть, аномалии в жизни провоцируют и игры в аномалии в языке? Как бы то ни было, такой игровой бум не всегда обеспечивает высокое качество игры, и газетные заголовки порой демонстрируют многократное паразитирование путем «технической» переделки существующих культурно-языковых моделей. Так, из названия песни и фильма «Утомленные солнцем» родились массовые клоны: утомленные долгом, сетью и т.п., а очередной проигрыш российской футбольной или хоккейной команды рождает клоны популярной песни «Какая Боль! Аргентина – Ямайка: пять – ноль».

Причем языковые игры захватили не только СМИ, прозу, поэзию, но и рядового носителя языка. Более того, игровые практики вышли на уровень пародийного перенесения существующих произведений в новую стилевую плоскость – как правило, жаргонную.

В общемировых играх языковые эксперименты часто представляют собой шутки над языком – и только. В современных русских массовых игрищах со словом отмечается сильная их спровоцированность социальными процессами. Язык словно предрасположен к тому, чтобы малейшее умственное усилие рождало игрему, демонстрирующую суть называемого. Таковы практически вошедшие в обиход демокрады, или прихватизация, или выявленное в результате языкотворчества мощное народное течение – пофигизм. Хотя, конечно, имеются и эксперименты ради экспериментов. В любом случае, игры в пластилистику1 – это, очевидно, самый безобидный вид деятельности homo ludens2.

1.1. Прокомментируйте игремы с точки зрения способов языковой игры и получаемого значения.

Катастройка (Московская правда, 17.12.91), кардоначальник, трепортаж (Журналист, 99, 12), лжурналист (Журналист, 01, 4), волчеризация (Известия, 20.10.92), ельцинизм (Правда, 30.07.93), тельАвидение (Московский комсомолец, 26.11.92), вкладоискатели (Профиль, 93, 2), выжимание человечества (Известия, 05.06.93), палата мордов (Известия, 23.07.92), Московский сексомолец (Российские вести, 25.09.93), драконат (Русская речь, 93, 6), фальшивобилетчики (Аргументы и факты, 01, 21), «Истерия СССР» (веселый учебник по истории СССР Кирилла Немоляева), «Любью» (роман Ю.Малецкого), БиДе (Белый Дом; Московский комсомолец, 12.10.93), Садомное кольцо (А.Проханов).

1.3. Прокомментируйте способы языковой игры.

1. В России две беды – морозы и отморозки.

2. Еще 50 грамм инвестиций, и я – недвижимость.

3. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок, потому что все бабы – язвы.

4. Никому не поставить нас на колени! Мы лежали, лежим и будем лежать!

5. Думаю, не ошибусь, если промолчу.

6. Не бывает вечных двигателей – бывают вечные тормоза.

7. Хороните деньги в Сберегательном банке.

8. Храните деньги в сберегательных баксах.

9. Стране нужен другой народ!

10. В стране стабилизировались темпы роста спада российской экономики.

11. К сожалению, я все больше убеждаюсь, что миром правит не тайная ложа, а явная лажа. (В.Пелевин)

1.4. Охарактеризуйте способ языковой игры в данных газетных заголовках.

1. У студентов начались критические дни. (Московский комсомолец, 11.01.01)

2. Мэр в законе. (Московский комсомолец, 29.12.00)

3. Бабушка и бабки (Московский комсомолец, 04.01.01) – о концертной рекордсменке Тине Тернер.

4. Грипповуха (Аргументы и факты, 00, 46) – об эпидемии гриппа.

5. Тоска объявлений – критика уровня грамотности объявлений в «Комсомольской правде».

6. КомпроМАТерщина (в Интернете можно найти компромат на всех известных политиков). (Аргументы и факты, 00, 52)

7. Реклама – пудреница мозгов. (АиФ-Здоровье, 15.11.00)

8. Без фонтана – не фонтан. (Московский комсомолец, 29.04.01)

9. Ученье – свет, если денег – тьма (Комсомольская правда, 04.05.01) – о «мираже» бесплатности высшего образования в России.

10. Забабные странички. (Блин, 95, 3)

11. Социализм с человеческим хвостом. (Коммерсантъ-Власть, 01, 19)

1.5. Выберите среди АиФоризмов1 те, которые используют приемы языковой игры.

1. Несмотря на стоимость жизни, она все еще популярна.

2. И на старуху бывает порнуха!

3. Сколько товарищей потеряли на пути в господа!

4. Вегетарианцы животных не едят, а объедают.

5. Обладание острым умом власти приравнивают к ношению холодного оружия.

6. Власть портит человека. Безвластие – народы.

7. Должен ли народ послать своих руководителей подальше, если они и так страшно далеки от народа?

8. Голосование – реализация права свободного гражданина валять дурака и губить свою страну.

9. На выборах ультраправые боролись с ультравиноватыми.

1.6. Определите языковые приемы в данных газетных заголовках. Скажите: насколько популярен такой способ в ваших СМИ?

1. Посадил огурец? Молодец! (Труд, 09.06.01)

2. Чтоб инфляцию побить, надо акции купить. (Комсомольская правда, 15.06.01)

3. Наши бабы лучше «АББЫ». (Комсомольская правда, 25.07.01)

4. Солидный ответ на солидный пикет. (Аргументы и факты, 01, 6)

5. Выколотые глазки вместо вечерней сказки. (Аргументы и факты, 01, 3)

6. Вышла кошка на природу улучшать свою породу. (Комсомольская правда, 01.05.01)

7. Жизнь студента хороша, но вот в кармане – ни гроша. (Труд, 15.06.01)

8. Без лоха и жизнь плоха. (Московский комсомолец, 07.05.01)

9. Отмоют грязь, по достоверным данным, братки своим апартеидом банным. (Комсомольская правда, 15.08.01)

Вышла кошка на природу улучшать свою породу

1.7. Определите языковые приемы в данных газетных заголовках.

1. Думу – на счетчик (о предложении штрафовать фракции, демонстративно покидающие Думу). (Аргументы и факты, 98, 38)

2. Восемь тысяч – без базара (о покорении российскими альпинистами 8-тысячеметровой горной вершины). (Московский комсомолец, 21.05.01)

3. Погода пошла на мокрое дело (об урагане и его жертвах в Москве). (Московский комсомолец, 25.07.01)

4. Наш президент не будет «шестеркой» у «семерки». (Жизнь, 27.07.01)

5. Конкретно чистые города (Комсомольская правда, 31.08.01) (об итогах конкурса «Самый благоустроенный город России за
2000 год»).

6. Кто заказал Америку? (О террористических актах в Нью-Йорке и Вашингтоне.) (Московский комсомолец, 13.09.01)

1.8. Сопоставьте оригинальные высказывания (прецедентные тексты) с их игровыми перифразами. Прокомментируйте смысл игрем.

1. Одна голова – хорошо, а две – лучше.

___________, а с мозгами – лучше.

2. Когда говорят пушки, музы молчат.

___________________, музы бегут к тому, кто лучше стреляет.

3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

________, чем утка под кроватью.

4. Работа не волк, в лес не убежит.

__________________, а большая свинья.

5. Долг платежом красен.

_______________ зелен.

6. Волка бояться – в лес не ходить.

Путина бояться – в сортир не ходить.

7. Россия – страна с непредсказуемым будущим.

______________ с предсказуемым прошлым.

(По материалам СМИ)

2.1. Прокомментируйте способы межъязыковой (русско-английской) игры.

1. От фастфуда к фастлайфу. (Иртеньев)

2. ФАСТ-суд по-русски. (Московский комсомолец, 05.06.01)

3. Хиппи New Year (в Москве началось неформальное лето) (Московский комсомолец, 04.06.01)

4. Друг или drug – ненужное зачеркнуть. (Птюч)

5. Пьянству – бой, проституции – герлз! (Блин)

6. Рашен нам самим страшен! (www.gazeta.ru)

7. Название рок-группы «DEADушки».

8. Название баскетбольной команды – «Уралгрейт».

9. Рубрика в «Московском комсомольце» «SOSеди».

2.2. Ознакомьтесь с народными приемами межъязыковой игры и прокомментируйте их.

Русские народные частушки в экспортном варианте

Съел миленок мухомор,
Он не встанет never more.
Мухомор миленок съел,
И ему не very well.

При работе со зверьми
Будь всегда напорист.
Сколько wolf’a ни корми,
Он все смотрит в forest.

(Комсомольская правда, 28.07.95)

Из учебного пособия «Русский „тусовочный”как иностранный»


1 Пластилистика – игрема, основанная на контаминации слов пластика и стилистика; автор термина – поэт А.Левин.

2 Homo ludens (лат.) – человек играющий.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru