Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

НОВЫЙ ПОДХОД

Н.В. АПИНА,
г. Горно-Алтайск,
Республика Алтай


...Не оказаться на обочине прогресса

...«Прадаёца «Масквичь» (объявление на рынке). «Полет в страну чюдовищь» (афиша детского сеанса), «...оплата в течении месяца» (квитанция), «согласно приказа № ...» (информация в банке)... Еще и еще: ценники в магазинах, рекламные щиты и объявления, правила пользования тем или иным в общественных местах, инструкции, тетрадки наших учеников... Да что там! Надписи на памятниках погибшим делают с ошибками! Неужели действительно – «не вырубишь топором»?..

Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, пытающуюся уяснить себе свойства воды. Рыба не может жить вне воды, и человек не может остаться человеком вне языка. Печально сознавать, что отсутствие речевой и орфографической культуры демонстрируется на всех уровнях и уже мало кого удивляет. Школа – едва ли не единственное место, где дети слышат (по крайней мере должны слышать) грамотную, настоящую русскую речь. И образцом здесь, конечно же, должны быть учителя. Пусть дети хотя бы в классе слышат, что можно говорить по-другому, и кто знает, может, им захочется говорить и писать так же?

Как, если не личным примером, учить грамотной русской речи? Есть традиционные технологии, с помощью которых опытные, талантливые педагоги достигают хороших результатов, однако проблема повышения общей культуры речевой подготовки выпускников остается не решенной и заставляет искать новые подходы к организации обучения русскому языку, повышению интереса к предмету. Желание решать ее оптимальным образом есть у всех: и у учителей, и у учеников. Это особенно актуально в условиях введения ЕГЭ по русскому языку как обязательного при одном часе в неделю в 10–11-х классах по базовой программе (хорошо, если в учебном плане есть факультативы или спецкурсы, за счет которых можно увеличить время на совершенствование владения языком).

Общеизвестно, что навыки грамотной речи вырабатываются только в процессе бесконечных упражнений, тренировок, диктантов. Прекрасные возможности в этом плане открывают перед нами новые информационные технологии, которые мы можем использовать в обучении русскому языку. Применение компьютера как инструмента для решения задач по повышению орфографической и пунктуационной грамотности трудно переоценить. Согласитесь: многократные повторы одних и тех же действий – работа достаточно рутинная и малоинтересная, и именно компьютер справится с ней как нельзя лучше, при этом и интерес не убьет, и поможет каждому продвинуться и убедиться в своих успехах в овладении грамотностью. Трехлетняя практика нашей гимназии в этом направлении показала, что у учеников большой интерес к занятиям такого рода, а результаты выпускных и вступительных экзаменов тех, кто дополнительно занимался на компьютере, подтверждают эффективность занятий.

Важно учитывать то, что наши дети и мы с вами живем в условиях, когда компьютер многими воспринимается как предмет бытовой техники, и незнание его хотя бы на простейшем уровне вызывает, мягко говоря, недоумение. И не стоит говорить, что мы помним времена без телевизора (и, представьте себе, ничего – жили). Нельзя допустить, чтобы наши дети, особенно из сельских школ, чувствовали себя на обочине прогресса.

Предвижу реплики коллег: вам хорошо, у вас есть возможности, а у нас их нет. Да, возможности в нашей гимназии есть. И пусть даже в самом волшебном сне нам не приснится школа с 11 компьютерными классами, среди которых есть оборудованные по последнему слову техники с соблюдением всех санитарных норм (такая есть в Москве); пусть нам даже не грезится, что наши компьютеры будут менять каждые два года (как в Австралии, например), но и два компьютерных класса позволяют в нашей гимназии функционировать внутренней сети, на сервере которой установлено несколько десятков учебных программ по многим предметам. Нашим ученикам открыт доступ к ним в свободное от уроков и спецкурсов время. Но все это у нас появилось не по мановению волшебной палочки – этого нужно было очень захотеть, если угодно, этим нужно было «заболеть».

Кому? В идеале увлеченность (или хотя бы интерес) должна возникнуть синхронно у администрации и у учителей, пусть не у всех, но хотя бы у кого-то. У нас так и произошло: наш директор Н.С. Константинов использовал все возможности, чтобы обеспечить условия применения компьютеров в учебном процессе. Нельзя не отметить и интенсивный характер связи при изучении практически всех предметов с информатикой, обращение к понятийному аппарату, методам и средствам, присущим этой отрасли знания. Конечно, не везде (особенно в маленьких сельских школах) преподается информатика, но, с другой стороны, на первом этапе достаточно, чтобы учитель русского языка (равно как и любого другого предмета) сам умел включать и выключать компьютер, научился манипулировать мышкой, освоил самые простые приемы работы с «многооконным» интерфейсом. Кстати, сегодня в рукописном виде стараются работы не сдавать, так что освоение клавиатуры и текстового процессора Word нашим детям, равно как и нам, никак не помешает. Не думаю, что для человека с высшим образованием это будет представлять проблему. Вернее, проблема есть, но скорее психологического порядка. В массе своей учителя русского языка – женщины, большинство из которых никогда не сидели (и не испытывают желания сидеть) перед монитором компьютера и потому боятся «нажать не на ту кнопку»... И это не только в нашей республике. Статистика свидетельствует, что всего лишь 9% учителей российских школ используют компьютер для обучения.

Да, постоянно говорят о вредном влиянии компьютера на здоровье. Да, дешевый компьютер вреден, а дорогой почти недоступен. Да, о мультимедийном диапроекторе в сельской школе можно только мечтать. Проблемы перечислять долго. Но «джинн уже выпущен из бутылки», и вернуть туда его мы не в состоянии. Так, может, лучше помочь детям понять, что «умные» машины научат не только «стрелялкам»? Возникает масса проблем, но их надо решать компетентным людям. Кто сегодня захочет писать железным перышком, когда есть шариковая и гелиевая ручки? И если без компьютера сегодня немыслимо представить развитие общества, то почему наши дети, особенно из сельских школ, должны чувствовать себя обделенными? Во всех городских и районных школах есть компьютерные классы, в сельских школах в рамках президентской программы установлено как минимум по два компьютера (их состояние и использование – это уже следующая частная проблема), и при большом желании на доступном уровне можно организовать работу с учебными программами (кружок, дополнительное занятие, факультатив, повышение грамотности учителей, создание компьютерных презентаций). Почему бы не устраивать во время каникул на базе районных школ (они могли бы стать своеобразными очагами информационной культуры) курсы для ребят из глубинки по работе с учебными программами мультимедиа?

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в образовании – дело новое. И можно, конечно, сидеть и ждать, когда Департамент общего и среднего образования и медиакомпания, созданная в издательстве «Просвещение», обеспечат нас учебно-методическим сопровождением учебников в электронном виде как на дисках, так и в интернет-формате. Кстати, возможности последнего используют только 5% российских учителей. А почему бы не помечтать о едином информационном поле Горно-Алтайска и, может быть, Республики Алтай? Это почти то же, что Интернет, но без «мусора»...

Уже сегодня мы готовы и должны действовать хотя бы в пределах возможного, используя те качественные образовательные электронные ресурсы (ОЭР), которые предлагает рынок мультимедиа.

Еще раз хочу подчеркнуть, что привлечение новых информационных технологий к обучению русскому языку – это не самоцель, не новомодное излишество и не волшебная палочка, по мановению которой наши дети станут грамотными. Нет, это просто стремление к созданию всех возможных, в том числе и нестандартных, условий для более успешного освоения учениками русской грамоты. Природа по-разному одарила нас и наших учеников (потому и не можем мы на-гора ежегодно выдавать результат один лучше другого, чего ждут от нас руководители всех уровней), но по крайней мере у нас должно быть осознание того, что мы сделали все, что в комплексе позволит каждому нашему ученику достичь максимально возможного для него (на данный момент) уровня грамотности.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru