Я ИДУ НА УРОК
Р.М. ХУРАМШИНА,
с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан
Путешествие по сказочному лесу
Тема: «Буквы о и е
после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных».
6-й класс
Данный урок задуман как урок – путешествие по
сказочному лесу. Идея путешествия дает
возможность связать русский язык и литературу,
включить элементы краеведения, а также помогает
формировать у учащихся бережное отношение к
природе, прививать умение быть наблюдательным и
любить родную землю, заботливо, по-дружески
относиться друг к другу.
При объяснении нового материала я опиралась на
правила правописания о и е в суффиксах
существительных после шипящих.
Знать: условия выбора о
или е в суффиксах прилагательных
после шипящих и ц.
Уметь: сопоставить правила
правописания букв о или е
в суффиксах имен существительных и
прилагательных.
ХОД УРОКА
1. Вступление.
У нас сегодня необычный урок: мы
совершим путешествие в сказочный лес. Ну а перед
отправкой проверим: все ли необходимое находится
на партах? Приготовьте ручки, тетради, книги,
дневники.
Итак, тетради превращаются в дневники
путешественника. Там мы будем отмечать по ходу
путешествия все самое важное. Сделаем первую
запись – укажем дату путешествия.
2. Запись числа.
Ученики записывают дату словами.
3. Обсуждение цели урока.
Цель нашего путешествия – побывать в
сказочном лесу, познакомиться с некоторыми его
обитателями и попутно решить ряд
орфографических задач.
Прежде чем отправиться в путешествие,
подумайте: как нужно вести себя в лесу?
(Не ломать деревья, не разорять
птичьи гнезда, не трогать норки зверюшек, не
разводить костры, не оставлять за собой мусор,
т.е. беречь природу.)
Ребята, 2004 год был в Башкортостане
Годом охраны окружающей среды. Но бережно
относиться к природе нужно всегда: ведь только
так мы сохраним красоту планеты и наше здоровье.
А чтобы нам было веселее
путешествовать, давайте споем песню.
4. Песня.
Класс хором исполняет песню
(отпечатанный текст лежит на каждой парте).
Текст № 1
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
5. Деловая игра «Кто это?».
Песня придала нам бодрости, и у нас
отличное настроение. Теперь мы с вами начнем
путешествие. Но в сказочном лесу нас ждет
множество препятствий, неожиданностей. Помогать
нам будут взаимовыручка и дружба.
А вот и первое препятствие. (Учитель, передвигая
магнит по карте путешествия, подводит его к
изображению барсука и вслух читает текст № 2: Посмотрите,
там какой-то...)
Текст № 2
Зверек высунул из травы мокрый нос,
похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух,
постепенно показывается острая морда с черными
пронзительными глазками и наконец полосатая
шкурка.
– Кто это? (Барсук.)
– Найдите определения, которые
характеризуют барсука. (Барсук – мокрый черный
нос, похожий на свиной пятач_к, острая морда,
черные пронзительные глазки, полосатая шкурка.)
– Самые важные определения давайте
запишем.
Запись: Барсук – черный нос,
полосатая шкурка.
– Как называется детеныш барсука? (Барсуч_нок.)
6. Объяснение нового материала.
(Учитель передвигает магнит по карте
путешествия к изображению олененка и читает
текст № 3: Взгляните дальше...)
Текст № 3
...Под кустом жимолости стоит
прехорош_нький теленок с желтым пушком,
тоненькими нож_ньками, а красивая головка
откинута назад.
– Кто это? (Олененок.)
– А какие рассказы о лесных зверях вам
известны?
Ребята, о лесных обитателях вы можете
прочитать в книгах «Ребятам о зверятах», «Заячьи
лапы» К.Г. Паустовского, «В лесу и на речке» Г.А.
Скребицкого.
– Найдите в данном предложении
определения, с помощью которых Д.Н. Мамин-Сибиряк
описывает олененка. (Олененок – прехорош_нький,
с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, красивая
головка.)
– А еще кто живет в сказочном лесу?
(Дети по иллюстрации называют всех зверей,
которые есть на карте.) (Медведь, заяц, еж.)
– Кто из них не обитает на территории
Башкортостана?
– Как называются детеныши этих
обитателей?
(Все слова представлены на таблице,
орфограммы заранее графически выделены и
закрыты. Открываются только после того, как
ученики обоснуют выбор орфограммы.)
Ёж – ежонок
медведь – медвежонок
заяц – зайчонок
белка – бельчонок
барсук – барсучонок
– В какой части слова пропущена
орфограмма? (В суффиксе.)
– Какой частью речи являются данные
слова? (Существительные.)
– Что вы знаете о гласных о и е
в суффиксах существительных, стоящих после
шипящих?
– Теперь подставим орфограммы и
запишем в тетрадях. (По ходу объяснения закрытые
орфограммы открываются.)
– Кто еще раз сделает вывод о гласных о
и е в суффиксах существительных, стоящих
после шипящих?
– А сейчас от этих существительных
образуйте имена прилагательные. (Слова
представлены на таблице, где орфограммы
графически выделены и открыты.)
Еж – ежовый
плюш – плюшевый
ситец – ситцевый
– Определите, в какой части слова
пропущена орфограмма. (В суффиксе.)
– Какой частью речи являются данные
слова? (Прилагательные.)
– Посмотрите: какие буквы пишутся под
ударением и без ударения?
– От чего зависит выбор гласной в
суффиксах прилагательных, стоящих после шипящих?
(От ударения.)
– Значит, какой можно сделать вывод? (Если
ударение падает, пишем о, если не падает – е.)
7. Запись темы урока.
Итак, тема нашего урока: «Буквы о
и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных».
8. Работа с учебником.
А теперь откройте учебники на с. 111,
найдите § 51. Внимательно читаем правило.
– Правильно ли мы сделали вывод?
9. Словарная работа.
Ребята, прежде чем приступим к
тренировочным упражнениям, обратите внимание на
слово:
Алгоритм – порядок действий.
(Представлено на плакате. Для доступности данное
понятие объяснить на примере.)
1. Где? (В какой части слова?)
2. В чем? (В какой части речи?)
3. После чего? (После шипящих.)
4. Когда? (Под ударением – о, без ударения –
е.)
Ребята, я пыталась составить алгоритм
к сегодняшнему правилу. Читаем правило и
отвечаем по данному алгоритму.
1. Где? (В суффиксе.)
2. В чем? (В именах прилагательных.)
3. После чего? (После шипящих.)
4. Когда? (Под ударением – о, без ударения – е.)
10. Закрепление.
– Найдите упражнение 289.
– В первой строчке упражнения найдите
только прилагательные, у которых пропущена
орфограмма в суффиксе, и обоснуйте выбор гласной
по нашему алгоритму.
11. Домашнее задание.
Оставшуюся часть упражнения доделать
дома. Запишите в дневнике: упр. 289 (по заданию).
12. Продолжение тренировочных
упражнений.
Ребята, в текстах № 2 и № 3 найдите
слова с пропущенными орфограммами, обоснуйте
выбор гласной по алгоритму. (Один ученик
выполняет на доске.)
13. Работа с перфокартой.
А теперь продолжим наше путешествие.
(За то время, пока учитель передвигает магнит на
карте путешествия, проводится физкультминутка.)
Вот мы с вами подошли и к речке. Ну, а
чтобы пройти по мостику, мы должны выполнить
задание № 4.
Текст № 4
Вставьте пропущенные орфограммы и
выделите их графически.
Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый,
кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой,
лиц_вой, хорош_нький.
Подпишите фамилии. Передайте.
14. Работа со стихотворением.
И в конце нашего путешествия за рекой
ждет нас литературный герой. Отгадайте: кто он?
Текст № 5
(запись на доске)
Он и
весел, и не злобен,
Этот милый чудач_к.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятач_к.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюш_вый проказник –
Медвеж_нок...
(Винни-Пух)
– Найдите слова с пропущенными
орфограммами.
– В какой части слова пропущена
орфограмма?
– К какой части речи относятся эти
слова?
– Какую гласную подставим? Кто выйдет
к доске и объяснит? (Остальные делают на местах.)
– Кто сделает на основе данного
задания обобщение по нашей теме?
– А теперь кто хочет выразительно
прочитать данное стихотворение?
– Найдите определения, описывающие
Винни-Пуха.
(Винни-Пух – милый, веселый, плюшевый.)
15. Обобщение.
Мы хорошо справились с заданием,
надеюсь, что Винни-Пух нами доволен. Благодарю за
урок. Все будут вознаграждены за свой труд. (Отметить
особо отличившихся.)
|