Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Назначение частицы
7-й класс
(Ребята разделены на группы. Они
работают по своим карточкам, затем сообщают
результаты работы классу.)
К-1. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
ЛЯГУШКА
Всегда отме_но вежлив будь
С лягушечкою кроткой.
(Н_)называй ее отнюдь
«Уродкой-бегемоткой»
(Н_)«раскорякой» (н_)«квашней»
(Н_)«квинтер-финтер-жабой»;
(Н_)рань ей сердце шуткой злой
Души (н_)окорябай.
Но пониманием согрей
Открой ей сердце шире –
Ведь для того кто верен ей
Нет друга пред_ней нежней
И бл_г_родней в мире.
(Х.Беллок. Перевод Г.Кружкова)
1. Какую проблему поднимает автор
стихотворения? Запишите ее. Почему возникла эта
проблема?
2. Выразите свое отношение к поднятой
проблеме. Использованные в своем сочинении
частицы подчеркните.
К-2. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
ЕСЛИ Я БЫЛ БЫ
Если я был(бы) маленький(маленький)
гном
Я(б) умывался каплей одной дождя
Я(бы) на божьей коровк_ ездил верхом
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Я под дверями(бы) (за)прост_ проходил
Мне(бы) комар к_зался большим орлом
Блюдце – широким озером если(б) я был...
Если(б) я был маленький(маленький) гном.
Я(бы) (н_)папу (н_)маму обнять (н_)мог
Разве мизинч_к, и то – (н_)наверн_ка
Я(бы) в испуге шарахался из(под) ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если(бы) мне под_рила конфету «Полет»
Тетя которая очень любит меня
Я(бы) конфету эту ел целый год
Фантик один ра_ворачивал(бы) полдня.
Что(б) написать короткое слово «пр_вет»
Я(бы) с неделю ворочал вечным п_ром...
(Эти стихи я писал четырнадцать лет
Я ведь и есть маленький(маленький) гном.)
(Ш.Силверстейн. Перевод Г.Кружкова)
– Напишите сочинение «Если бы я был...»,
укажите использованные вами частицы и их разряд.
К-3. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
ДОЖДЬ
Дождик. Сыро. Мокрота.
Нет (н_)кошки (н_)кота
Во дворе где лужи.
Мудрый кот (н)так(то) прост:
Выставил в окошко хвост –
Льет(ли) там, (с)наружи?
Дождик. Сыро. Мокрота.
(Н_)увид_шь (н_)кота
во дворе (н_)кошку.
Моросит сказал мудрец
Уб_рая наконец
Мокрый хвост с окошка.
(Клод Руа. Перевод М.Яснова)
К-4. Спишите, расставляя
пропущенные знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы. Укажите разряд и значение
частиц.
Если(бы) меня спросили что я ценю
больше всего в наших мальчишках и девч_нках я(бы)
назвал в первую очередь (люб_)знательность.
(Н_)просто любопытство, какое пр_суще всякой
сорок_ а именно (люб_)знательность, иными словами
– любовь к познанию. Качество это свойстве_но
только человеку и (от)того, насколько рано оно
пр_вито, во многом буд_т завис_ть весь дальнейший
образ жизни этого человека круг его интересов
дела и поведение.
(Е.Носов)
1. Чем различаются слова любознательность
и любопытство? Запишите с этими словами
словосочетания, чтобы была ясна разница в
значении.
2. Какова роль модальных частиц в
тексте? Прочитайте этот текст без модальных
частиц. Что изменилось? Сделайте вывод о
назначении частиц.
3. Докажите верность предложения Любознательность
– путь к познанию.
К-5. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд частиц и их значение.
Есть еще такие или нету? –
Нам пока ра_гадка не дана...
Берегите отчую планету –
Все(таки) у нас она одна.
Может, д_лека от ид_ала
Только без особе_ных затей
Неба голубое одеяло
Всех нас укрывает как детей.
Все мы – земл_ки а (н_)пр_шельцы.
Всем нам (по)тому и отвечать:
Буд_м(ли) когда как пог_рельц_
В чуждые галактики стучать?
Только вот дождемся(ли) ответа –
Пусто во Вселенной тишина...
Берегите отчую планету
Все(таки) у нас она одна.
(А.Казанцев)
1. Сформулируйте тему и основную мысль
стихотворения.
2. Подберите синонимы к словам отчую,
чуждый. Что это за слова? Для чего их использует
автор? Какую тональность они придают
стихотворению?
3. Каких частиц больше всего в тексте?
Случайно ли это? Обоснуйте свое мнение.
4. Продолжите поднятую автором тему
своим небольшим рассуждением.
|