МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
А.БИЗИНОВ,
г. Санкт-Петербург
Как помочь неуспевающим
Речь в статье идет о необходимости регулярных
5–10-минутных домашних занятий, которые
проводятся с помощью родителей. Основная цель –
повторение основ орфографии и грамматики.
А как же без специального образования смогут
заниматься с детьми родители? Большинство из них
успешно справится с этим делом, если им
предоставить на страницах газеты (и через
Интернет) подробные разработки таких занятий
(обычно достаточно полстраницы печатного текста,
включающего правило и устное упражнение).
Занятия с родителями позволят успешно заполнить
существующие у ребенка пробелы в обучении, на что
у учителей не хватает времени на уроке.
1. Одна из причин неуспеваемости –
недостаточная устойчивость внимания
Знакомая многим ситуация:
неуспевающего ученика заставляют ходить на
дополнительные занятия, а ожидаемого результата
нет. Возможно, мы совершаем ошибку. Причиной
неуспеваемости может оказаться вовсе не лень
ученика или недостаточное внимание к нему со
стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость
внимания*. Другими словами,
ребенок не готов усваивать учебный материал в
течение 45 минут урока или соизмеримого по
длительности дополнительного занятия. Но он
справится с работой, если организовать
регулярные дополнительные занятия, на которых
подача учебного материала будет осуществляться
гораздо меньшими порциями.
Способность удерживать внимание в
течение урока является скорее исключением из
правил. Не следует путать дисциплинированно
сидящий класс и внимательно слушающих учеников.
Приведем некоторые сведения из психологии. Через
5–6 минут напряженной монотонной работы
практически у всех возникают трудности с
удержанием внимания. Если объект не вызывает
интереса, то мозг временно снижает внимание к
объекту. После этого часть людей усилием воли
снова сосредоточивает внимание на изучаемом
объекте, но большинство переключается на
что-либо другое.
Студентов колледжа попросили записать
мысли, которые возникают в ходе занятий.
Результаты оказались следующими: 20% слушали
внимательно, хотя только 12% слушали активно; 20%
думали о предстоящем свидании; 20% предавались
воспоминаниям; остальные мечтали, переживали,
беспокоились, размышляли на произвольные темы (Атватер
И. Я вас слушаю. Психология внимания / Под ред.
Гиппенрейтера).
2. Как надо проводить короткие
занятия? Какова практическая польза от них?
Нам следует учесть следующее: нельзя
сильно урезать свободное время ученика, нельзя
переутомлять ученика, надо учитывать
особенности его внимания.
Занятие следует проводить, сделав
перерыв после школы и, конечно, не перед
выполнением домашнего задания. Второе условие:
занятие должно быть настолько коротким (5–10
минут), чтобы ученик не успел дойти до черты, за
которой начинается усталость. Вы на практике
сможете убедиться, что дети достаточно охотно
соглашаются на короткие занятия, потому что они
не нарушают их жизненных планов и не требуют
титанических усилий воли, необходимых для
преодоления усталости во время продолжительных
занятий.
Если занятия проводить регулярно, то
за год получится около 200 индивидуальных занятий
по 5–
10 минут. Индивидуальность и краткость занятий
гарантируют активность работы ученика.
А сколько минут активно работает тот
же ученик на уроке? Большая часть занятий в школе
– это фронтальная работа. Учитель на уроке не
имеет возможности уделить каждому ученику по 10
минут и обычно не дает индивидуальных
дополнительных домашних заданий, а если и дает –
ученик попробует его сделать вместе с другими
домашними заданиями. И, как всегда, он его не
сделает или сделает небрежно, потому что не
успеет, устанет, отвлечется и т.п.
Другое дело, если это задание разбить
на 5–10-минутные занятия и выполнить под
контролем родителей за несколько дней. Учитель
сможет порекомендовать родителям провести
необходимый цикл занятий по плохо усвоенной
теме. Таким образом, на коротких занятиях
синхронно с учителем можно заранее подготовить
ученика к предстоящей контрольной работе.
Основная форма занятий – упражнения,
выполняемые устно и имеющие готовые ответы (но в
руках родителей). Готовые ответы позволят
указать на ошибку сразу, а не через некоторое
время после проверки тетрадей учителем.
3. Многие родители занимаются дома с
детьми. Какую помощь окажет предлагаемая
методика родителям и детям?
Процесс повторения правил будет
разбит на несколько занятий. На этих занятиях
сначала в оптимальной последовательности будут
повторяться элементарные понятия, необходимые
для понимания правила, а потом уже само правило.
Например, перед повторением правила о
правописании ё–о после шипящих можно
провести занятие, на котором ученик повторит
понятие о корне слова, на следующем занятии
потренируется в определении отглагольных
образований и т.д. Такой конспект может составить
учитель, а в дальнейшем такие разработки могут
публиковаться в газете «Русский язык», и
родители смогут их найти в Интернете. Материал
занятий, построенных по такому принципу,
позволит родителям (если ученику очередное
занятие покажется сложным) вернуться назад,
повторить основы.
Еще одна знакомая ситуация. Ученик
говорит: «А нам ничего не задано (учительница
заболела и т.д.)». В этой ситуации родители,
регулярно занимающиеся с ребенком, не
растеряются и смогут заняться, например,
повторением пройденного.
Следует заметить, что у слабых
учеников запаздывает развитие логической
памяти-мышления, да и натуральная память** обычно не очень хорошая.
Предложенные занятия будут поддерживать знания,
полученные с помощью натуральной памяти, дети
опытным путем научатся выбирать наиболее
оптимальный метод организации процесса
самообразования, т.е. когда и сколько раз в день
заниматься, определить длительность занятий и
перерывов.
Известно, что дети, не обладающие
хорошими способностями, но много времени
проводящие у телевизора, хорошо запоминают
содержание часто повторяющихся рекламных
роликов (они обычно звучат несколько секунд). Но
эти же дети затрудняются передать содержание
понравившегося им фильма.
Получается, что дети лучше запоминают
не связанные, но часто звучащие короткие тексты,
чем связанное содержание фильма. Таким образом,
вышеприведенные факты также говорят о пользе
проведения коротких ежедневных занятий.
Во время занятий не надо применять
никаких карательных мер, даже порицания, если
ребенок не мог ответить или неправильно ответил.
Не должно быть какого-либо давления, ребенок сам
должен принимать решение: если он помнит, то
отвечает, или ему еще раз надо посмотреть
справочные материалы, и он ответит, когда будет
готов. Желательно не переносить выполнение
задания на следующий день, за исключением
случаев явной усталости.
А где же стимул? А он состоит в том, что
если ребенок правильно ответил, то его хвалят, и
количество занятий сокращают. Почему нельзя
ругать в случае неудач? Во-первых, у ребенка может
появиться отвращение к таким занятиям, во-вторых,
страх неправильно ответить и расстроить
родителей будет мешать сосредоточиться на
учебной задаче.
4. О привычке заниматься и мотивации
Скажем честно, что у неуспевающих
учеников нет привычки заниматься.
Если мы хотим выработать такую
привычку у ребенка, то для этого надо создать
определенные условия: занятия должны быть
регулярными, не вызывать утомления и
отрицательных эмоций.
Регулярно проводимые
короткие занятия удовлетворяют таким
требованиям, поэтому они могут стать привычными***, а после появления первых успехов –
даже желанными. Привычка, инициатива родителей и
минимальные временные потери – все это снимет
необходимость принимать волевое решение
«наконец сесть заниматься русским языком»,
которое так трудно дается детям. На этих занятиях
надежно работает естественная для детей
мотивация: правильно ответил – быстро
освободился. Используя такую мотивацию, легко
освоить самые скучные части грамматики,
предварительно разбив «длинные» темы на
небольшие фрагменты.
Привычка быстро выполнять задание,
выработанная на коротких занятиях, со временем
поможет снять еще одну проблему слабо успевающих
учеников – они тратят много времени на домашние
уроки, но мало что успевают сделать. Иной ученик,
чтобы избежать скучной предстоящей работы,
бывает готов ухватиться за любой предлог, каким
бы ничтожным и случайным он ни был. Я, например,
знаю одного господина, который готов разгребать
угли в камине, расставлять стулья у себя в
комнате и т.д. И все это он делает не
преднамеренно, а единственно только потому,
что ему к полудню предстоит приготовить лекцию
по формальной логике, которую он терпеть не
может.
5. Если материал, изложенный в учебнике,
кажется ребенку сложным, то ему можно
порекомендовать подводящие упражнения
Например, в 5-м классе происходит
знакомство детей с предложениями, включающими
прямую речь. Некоторые дети плохо усваивают эту
тему, поскольку надо понять, что такое прямая
речь, отделить ее от слов автора и уметь
расставить знаки препинания. Т.е. учеников просят
произвести сразу несколько операций в уме,
причем с новыми абстрактными понятиями. «Но
послушайте, – думают некоторые неглупые дети, –
мы-то знаем, что прямую речь также написал автор,
т.е. это тоже слова автора!». Другими словами,
масло масляное, в головах учеников начинается
путаница: им трудно отделить «речь» от «слов».
Для преодоления этих трудностей
применим хитрость: сформулируем задание таким
образом, чтобы ученики оперировали не
малознакомыми абстрактными понятиями, а
знакомым из их опыта конкретным материалом.
Используем предложения, в которых «говорят»
только животные. Задание сформулируем так:
выделить в предложении, что сказали животные,
– это в данных предложениях и будет прямая речь.
Но тут выплывает кит садись на меня,
Айболит.
Пошла Муха на базар и купила самовар
приходите тараканы, я вас чаем угощу.
Но быки и носороги отвечают из
берлоги мы врага бы на рога бы, только шкура
дорога, и рога нынче тоже недешевы.
(Корней Чуковский)
6. Несколько слов о состоянии «выученной
беспомощности»
Выученная беспомощность – это
состояние, которое может возникнуть у детей
после ряда неудач, например, по русскому языку.
Ученик рассуждает примерно так: «Зачем что-то
делать, если я неспособный и в конечном итоге все
равно будут неприятности». Возникает стойкая
ассоциация: русский язык – неприятности. В таком
состоянии ученик перестает выполнять даже те
задания, на которые способен.
Чтобы избежать отрицательных эмоций,
ученик может прогуливать уроки. Это состояние
постепенно распространяет свое влияние и на
другие предметы. Выученная беспомощность
проявляется эмоциональными расстройствами.
Окружающим надо помнить, что приобретение
человеком этого состояния во многом зависит от
постоянных напоминаний и взысканий, от
подчеркивания того факта, что вот большинство,
мол, справилось с полученным заданием, а тебе оно
не под силу.
Таким образом, ученик нуждается не
только в знаниях по грамматике, но и в
психологической помощи, в создании комфортных
условий. Учитель связан необходимостью
оценивать учеников, поэтому он обычно
воспринимается учениками как источник
неприятностей.
Исходя из этого родителям легче
исправить положение, т.е. попытаться связать
изучение русского языка с положительными
эмоциями. Они должны объяснить ребенку, что
человек не должен быть всегда настроен на
быстрый успех. Нет таких людей, у которых все
всегда получается хорошо. Часто не лишенные
способности люди испытывают трудности при
изучении какого-либо предмета. Чтобы вывести
ребенка из состояния выученной беспомощности,
надо ставить ему посильные задачи, причем
уровень задач должен быть такой, чтобы первые
положительные результаты были достигнуты за
достаточно короткое время.
Подведем итоги
Основные задачи:
1. Создание положительного
эмоционального опыта занятий – самая важная
задача.
2. Выработка привычки регулярно
заниматься (сначала в облегченных условиях).
3. Запоминание элементарных
положений, словарных слов, постепенный переход к
повторению все более сложных правил.
4. Подготовка ребенка к более
длительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить
детей учиться.
* Устойчивость
внимания – время, в течение которого ученик
способен поддерживать высокий уровень внимания
к изучаемому объекту.
Устойчивость внимания зависит от особенности
материала, степени его трудности, знакомости,
понятности, степени интереса к данному
материалу, от индивидуальных особенностей
личности, способности посредством волевого
усилия длительно поддерживать свое внимание на
определенном уровне (Рубинштейн С.Л.
Внимание. Психология внимания / Под ред.
Гиппенрейтера).
К этому хорошему определению хочется добавить
еще наличие привычки заниматься. Ведь
автоматизированное действие, каким является
привычка, снижает роль волевого усилия. В
некоторых случаях (например, вредная привычка)
усилие воли направлено, наоборот, на то, чтобы
отвлечь внимание от некоторого объекта.
** Натуральная
память – выделяется и запоминается самое
главное, другой обработке предлагаемый материал
практически не подвергается.
*** Привычка –
автоматизированное действие, выполнение
которого в определенных условиях стало
потребностью. С формированием п. связано
смещение мотива действия. Если вначале действие
побуждается мотивом, лежащим вне его, то с
возникновением п. мотивом становится сама
потребность в выполнении данного действия.
(Психологический словарь, Интернет)
|