ПОДСПОРЬЕ
А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва
Контрольные диктанты за год
< * * * >
5-й класс
Если бы вы жили в маленьком
городишке за пару тысяч верст от столицы, ваше
сердце тоже билось бы сильнее в тот день, когда в
город вошел походный цирк. Уже больше недели
город пестрел афишами. И вот медленно
движутся повозки с разным скарбом: разноцветными
тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В
клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат
дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи.
Цирк останавливается на выгоне, где пасутся
коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.
К вечеру поставят палатки для утреннего
выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся
к цирку. Солдаты гарнизонного полка
покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи!
Не задерживайся!» (100 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
1-й вариант. И вот медленно движутся
повозки с разным скарбом: разноцветными тюками,
ящиками, бочками, клетками.
2-й вариант. В клетках тяжело дышат львы,
вертятся и кричат дикими голосами
красно-желто-зеленые попугаи.
2. Выполните морфологический разбор
слов.
1-й вариант: афишами, пестрел, (в)
маленьком (городишке).
2-й вариант: на выгоне, торопятся, (для)
утреннего (выступления).
3. Выполните фонетический разбор слова.
1-й вариант: ящиками.
2-й вариант: сердце.
4. Подберите антоним к слову.
1-й вариант: сильнее.
2-й вариант: медленно.
6-й класс
Дом стоял на берегу, и со
стороны моря он казался громадной черной скалой.
С давних пор он приобрел дурную славу. Его
жители: доктор, жена доктора, немногочисленная
прислуга – не желали ни с кем знакомиться и редко
показывались в соседнем городке. Низкие
комнаты были обиты тяжелой материей вишневого
цвета, и в доме рано зажигали свечи*. Они
горели неровным светом, мигали и в конце концов
гасли от непрерывных сквозняков, гулявших по
коридорам и лестницам. Если бы вы захотели
почитать что-нибудь из старинных книг или
журналов, которые коллекционировал доктор, или
написать письмо на душистой бумаге, вы должны
были бы придвинуться к камину – единственному
уютному месту в этом громадном доме. (106 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
выделенного предложения.
2. Выполните морфологический разбор слов:
1-й вариант: приобрел, соседнем, (в)
этом (доме).
2-й вариант: горели, вишневого, его (жители).
3. Выполните морфемный и
словообразовательный разбор слов.
1-й вариант: неровным, городке,
прислуга.
2-й вариант: старинных, почитать, жители.
4. Составьте словосочетания с
прилагательными тяжелый, черный, низкий,
употребив их в переносном значении.
7-й класс
Луч луны, блуждая по
гостиной, переполз через медные шары, украшавшие
спинку кровати, и неожиданно ударил Муми-троллю
прямо в лицо. Маленький Муми-тролль волей-неволей
проснулся и заснуть уже больше не мог. Вначале он
взглянул на ледяные узоры на оконном стекле.
Потом услышал, как где-то в подвале что-то
бормочет печь. В конце концов, все сильнее
удивляясь, он встал, едва слышными шагами
приблизился к маминой кровати и потянул маму за
ухо. Но она не проснулась, а свернулась в клубочек
и по-прежнему продолжала спать. Муми-тролль
неслышно побрел по таинственному дому, в котором
все часы давным-давно остановились и повсюду
лежал тонкий слой пыли**.
Внезапно Муми-троллю стало страшно, он вернулся
назад, лег на плетеном коврике у кровати мамы и
свернулся клубочком, точь-в-точь как она. (По
Т.Янссон) (117 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
1-й вариант. Луч луны, блуждая по
гостиной, переполз через медные шары, украшавшие
спинку кровати, и неожиданно ударил Муми-троллю
прямо в лицо.
2-й вариант. В конце концов, все сильнее
удивляясь, он встал, едва слышными шагами
приблизился к маминой кровати и потянул маму за
ухо.
2. Выполните морфологический разбор.
1-й вариант: неожиданно, удивляясь.
2-й вариант: сильнее, украшавшие.
3. Выпишите из текста однокоренное
слово:
1-й вариант: к слову услышал.
2-й вариант: к слову мама.
Укажите, к какой части речи
относится каждое слово в получившейся паре.
Выполните их морфемный разбор.
8-й класс
Дом, занесенный снегом
Этой ночью небо было почти
черным, а снег при свете луны – ярко-голубым. Под
ледяным покровом неподвижно спало море, а
глубоко внизу, под землей, всем мелким зверюшкам
и насекомым снилась весна, до которой было еще
очень далеко, ведь новый год только-только
вступил в свои права.
На том самом месте, где долина мягко начинала
подниматься в гору, стоял дом, сплошь занесенный
снегом. На мосту через речку, извивающуюся черной
змеей, не было видно никаких следов, да и вокруг
дома лежали никем не тронутые снежные сугробы.
В доме, в подвальной печи, медленно горел торф.
Изредка пробивавшийся в окошко лунный свет
освещал белые чехлы, которыми на зиму плотно
закрыли мебель, и окутанную тюлем хрустальную
люстру. А в гостиной спало долгим зимним сном
семейство Муми-троллей. Порой кто-нибудь сладко
вздыхал во сне и, свернувшись клубочком, еще
глубже зарывался в перину. (По Т.Янссон***)
(133 слова)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор.
1-й вариант. Порой кто-нибудь сладко
вздыхал во сне и, свернувшись клубочком, еще
глубже зарывался в перину.
2-й вариант. В доме, в подвальной печи,
медленно горел торф.
2. Выпишите из текста и укажите, чем
выражено:
1-й вариант: а) составное глагольное
сказуемое; б) сказуемое из безличного
предложения.
2-й вариант: а) составное именное сказуемое; б)
сказуемое из неопределенно-личного предложения.
3. В тексте подчеркните уточняющий член
предложения.
4. Являются ли однородными выделенные
определения? Свою точку зрения докажите.
9-й класс
Началось с того, что директор,
преподававший нам русский язык, повел речь как-то
о различных устарелых словах и упомянул словечко
«отнюдь», которое, по его утверждению, уже
отживало свой век и в ближайшие годы должно было
неминуемо сгинуть.
Я от всей души пожалел умиравшее слово и упросил
всю «камчатку», около десятка товарищей,
возможно чаще употреблять его. Поэтому, когда
директор спрашивал у нас, например, знаем ли мы
единственное число слова «ножницы», мы хором
отвечали: «Отнюдь!».
– А склоняются ли такие слова, как «пальто» и «кофе»?
– задавал он вопрос.
– Отнюдь! – говорили мы.
Здесь не было ни озорства, ни дерзости. Но
директор, конечно, увидел в этом злокозненный
заговор и, так как я кричал громче всех, вызвал
меня в свой кабинет и спросил, намерен ли я
прекратить «бессмысленный бунт». Когда же я по
инерции ответил «отнюдь», он разъярился и,
угрожая мне жестокими карами, приказал остаться
на два часа без обеда. (По К.Чуковскому) (143
слова)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
1-й вариант. Началось с того, что
директор, преподававший нам русский язык, повел
как-то речь о различных устарелых словах и
упомянул словечко «отнюдь», которое, по его
утверждению, уже отживало свой век и в ближайшие
годы должно было неминуемо сгинуть.
2-й вариант. Но директор, конечно, увидел в
этом злокозненный заговор и, так как я кричал
громче всех, вызвал меня в свой кабинет и спросил,
намерен ли я прекратить «бессмысленный бунт».
2. В тексте заключите в рамку вводные
слова и словосочетания.
3. Обозначьте в тексте графически: а)
все обособленные члены предложения; б) сказуемое
в безличном предложении.
< * * * >
5-й класс
Чудесным зимним днем
маленькая Баба-яга сидит на опушке леса и
смотрит, как на большой поляне дети лепят
снеговика. Он выходит как живой. Длинный
морковный нос гордо задран вверх. Глаза из черных
углей весело подмигивают. Старая кастрюля лихо
сдвинута на затылок. В правой руке снеговик
держит метлу.
Вдруг из-за деревьев выскакивают мальчишки и
налетают на снеговика. Все: кастрюля, морковка,
метла – летит в снег, а малыши громко плачут.
Маленькая Баба-яга смотрит на обломки метлы и
говорит: «Не расстраивайтесь, ребята, мы сейчас
нового снеговика слепим, а метлу я вам подарю».
Новый снеговик вышел лучше прежнего. (По
О.Пройслер****) (93 слова)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
1-й вариант. В правой руке снеговик
держит метлу.
2-й вариант. Глаза из черных углей весело
подмигивают.
2. Выполните морфологический разбор
слов.
1-й вариант: плачут, (на) опушке, (на)
большой (поляне).
2-й вариант: слепим, (на) обломки, нового
(снеговика).
3. Выполните разбор слова по составу,
подберите к нему однокоренные слова разных
частей речи.
1-й вариант: налетают.
2-й вариант: зимним.
4. Подчеркните во втором абзаце:
1-й вариант: однородные подлежащие;
2-й вариант: однородные сказуемые.
6-й класс
Приближается лето. Для Маленькой
Бабы-яги наступило тяжелое время. Она готовится
сдавать экзамен по колдовству. В лунную ночь на
перекрестке у торфяного болота собираются
ведьмы, чтобы решить ее участь. Они предлагают
Маленькой Бабе-яге вызвать северо-восточный
ветер, пригнать черную тучу, превратить лужу в
вязкое болото. Для нее это вовсе не сложные
задания. Маленькая Баба-яга не сделала ни одной
ошибки.
Тогда злая ветряная ведьма сказала:
«Наколдуй-ка нам то, что написано в колдовской
книге на странице номер семьсот двадцать
четыре!». Маленькая Баба-яга не смутилась и
наколдовала в точности то самое, что было
написано на семьсот двадцать четвертой странице.
«Отныне ты не маленькая, а взрослая
ведьма и можешь танцевать на нашем празднике», –
сказала Главная ведьма. Никто не возражал. (По
О.Пройслеру) (114 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
1-й вариант. Маленькая Баба-яга не
сделала ни одной ошибки.
2-й вариант. Для Маленькой Бабы-яги наступило
тяжелое время.
2. Выполните морфологический разбор
слов.
1-й вариант: черную (тучу), (не)
возражал, ее (участь).
2-й вариант: (в) вязкое (болото), наступило, (на)
нашем (празднике).
3. Выполните морфемный и
словообразовательный разбор слов.
1-й вариант: лунную,
северо-восточный.
2-й вариант: ветряная, перекрестке.
4. Просклоняйте числительное.
1-й вариант: (на странице номер)
семьсот двадцать четыре.
2-й вариант: (на) семьсот двадцать четвертой
(странице).
7-й класс
Маленькая Баба-яга, собиравшая хворост
в королевском лесу, устала и присела отдохнуть у
дороги. Неожиданно перед ней вырос, точь-в-точь
как из-под земли, лесничий. «Что ты здесь делаешь?
Разве ты не знаешь, что находиться в лесу
запрещено?» – закричал он, вытряхивая хворост из
корзины. «Господин лесничий, не причините зла
старой женщине!» – воскликнула Маленькая
Баба-яга и тут же заколдовала его.
Не говоря ни слова, заколдованный лесничий
взвалил на себя тяжелую корзину, сверху посадил
Маленькую Бабу-ягу и понес ее домой. По пути ему
становилось то жарко, то холодно, он поворачивал
то направо, то налево. Когда же, качаясь от
усталости, добрался до избушки, ему пришлось еще
нарубить и уложить хворост в сарае.
С той самой поры, завидев в лесу старушку,
собирающую хворост, лесничий в ужасе бежал от нее
прочь. (По О.Пройслер) (124 слова)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложений.
1-й вариант. Маленькая Баба-яга,
собиравшая хворост в королевском лесу, устала и
присела отдохнуть у дороги.
2-й вариант. Не говоря ни слова, заколдованный
лесничий взвалил на себя тяжелую корзину, сверху
посадил Маленькую Бабу-ягу и понес ее домой.
2. Выполните морфологический разбор
слов.
1-й вариант: качаясь, собирающую,
направо;
2-й вариант: завидев, собиравшую, налево.
3. Укажите в тексте:
1-й вариант: а) подчинительный союз;
б) отрицательную частицу;
2-й вариант: а) сочинительный разделительный
союз; б) отрицательную частицу.
8-й класс
В ту же ночь Маленькая Баба-яга
появилась на горе, где собирались взрослые
ведьмы и танцевали до утра. На этот раз прилетели
ведьмы со всей округи: горные и лесные, болотные и
колодезные, ведьмы тумана и ветра. Развеваются
волосы, свистят платья – это ведьмы летают
верхом на своих метлах. Они блеют, кукарекают,
визжат, а иногда посреди буйной пляски грохочут
громом и швыряются молниями.
Маленькая Баба-яга постаралась незаметно
замешаться в толпу танцующих, но тут же
наткнулась на свою тетку – злую ветряную ведьму.
Та схватила ее и приволокла к Главной ведьме,
восседающей на троне из печных ухватов. «Отнимем
у нее метлу! Живет она неблизко и будет идти
пешком три дня и три ночи!» – проговорила Главная
ведьма, наморщив лоб. Отняли у Маленькой Бабы-яги
метлу, швырнули ее в огонь, а потом ехидно
пожелали ей счастливого пути. (По О.Пройслер) (130
слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложений.
1-й вариант. Та схватила ее и
приволокла к Главной ведьме, восседающей на
троне из печных ухватов.
2-й вариант. Отняли у Маленькой Бабы-яги метлу,
швырнули ее в огонь, а потом ехидно пожелали ей
счастливого пути.
2. Выпишите из текста и определите, чем
выражено:
1-й вариант: обособленное
определение, составное сказуемое.
2-й вариант: обособленное обстоятельство,
приложение.
3. Объясните знаки препинания в
предложениях.
1-й вариант: 1-й абзац, 2-е
предложение; 2-й абзац, 1-е предложение;
2-й вариант: 1-й абзац, 1-е предложение; 2-й абзац,
последнее предложение.
4. Выпишите причастие, употребленное в
роли существительного.
9-й класс
Как-то перед вечером, когда мы
возвращались домой, вдруг сорвался сильный ветер
и погнал нас прямиком на волнорез. Мы гребли из
последних сил и все свое спасение видели в том,
чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит
о камни. Я попробовал отпихнуться от волнореза
веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от
отчаяния и вдруг почувствовал, что Житкова уже
нет у меня за спиной. Оказалось, что в тот миг,
когда нас подняло вверх, Житков с изумительным
присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его
покатую, мокрую, скользкую стену, и вскарабкался
на самый гребень. Оттуда он закричал мне:
«Конец!». «Конец!» – по-морскому «канат». Житков
требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала
свернутой в кольцо на носу, но, так как в морском
лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово
«конец» в его общем значении и завопил от
предсмертной тоски. К счастью, сторож маяка
увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. (По
К.Чуковскому) (151 слово)
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
1-й вариант. Мы гребли из последних
сил и все свое спасение видели в том, чтобы
добраться до гавани, прежде чем нас ударит о
камни.
2-й вариант. Оказалось, что в тот миг, когда нас
подняло вверх, Житков с изумительным
присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его
покатую, мокрую, скользкую стену, и вскарабкался
на самый гребень.
2. Нарисуйте схему предложения:
Житков требовал, чтобы я кинул ему
веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу,
но, так как в морском лексиконе я был еще очень
нетверд, я понял слово «конец» в его общем
значении и завопил от предсмертной тоски.
3. Подчеркните сказуемые в безличных
предложениях.
«Есть у вас метлы?» – спросила
Маленькая Баба-яга в лавке на краю деревни. Три
дня назад, когда она проникла на праздник
взрослых ведьм, ее метлу бросили в огонь, так что
Маленькой Бабе-яге пришлось идти домой пешком.
Продавец, пересчитав деньги, приготовился
перевязать метлу веревкой, чтобы прутья не
торчали в разные стороны, но вдруг застыл с
открытым ртом: покупательница, пробормотав
что-то, вскочила на нее верхом и взлетела в
небеса.
Если вы летаете на новой метле, то действовать
надо так же, как с молодой, еще не укрощенной и не
объезженной лошадью. Маленькая Баба-яга была
опытной наездницей, поэтому, хотя взбесившаяся
метла делала сумасшедшие прыжки, вставала на
дыбы, падала вниз с большой высоты, сидела крепко.
Наконец метла признала себя побежденной: она
совсем выбилась из сил и, повинуясь теперь
каждому слову, послушно летела то быстро, то
медленно, то прямо, то по кругу. «Давно бы так! –
удовлетворенно промолвила Маленькая Баба-яга,
ласково похлопала метлу, которая стала смирнее
овечки, и понеслась навстречу лесу. (По
О.Пройслер) (155 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор 2-го
предложения.
2. Выпишите грамматическую основу из
придаточных предложений:
1-й вариант: а) условия, б) уступки;
2-й вариант: а) цели, б) определительного.
3. Найдите в тексте и подчеркните
однородные члены предложения, соединенные
союзом:
1-й вариант: противительным;
2-й вариант: разделительным.
4. Дайте характеристику выделенного
предложения.
* Начиная с указанного
места либо сообщите детям пунктуацию, либо не
засчитывайте пунктуационные ошибки.
** Напоминаем, что
пунктуация при однородных придаточных еще не
изучена в 7-м классе. Предупредите, что перед и
запятая не ставится.
*** Т.Янссон. Волшебная
зима. Пер. Л.Брауде // в кн.: Все о Муми-троллях:
Повести-сказки. СПб., 2003.
**** О. Пройслер
«Маленькая Баба-яга». Пересказал с немецкого
Ю.Коринец. В кн.: «Маленький водяной и другие
сказки». М., 1985
|