Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактический материал по теме «Частицы», который можно использовать для дифференцированной, групповой и индивидуальной работы.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Отличие частиц от других частей речи

К-1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово. Выберите правильный ответ.

А. Стоит себе лес, улыбается. (И.Никитин)

1. Слово себе выступает в роли дополнения, обозначает предмет, который одновременно является и лицом, производящим действие. Значит, это местоимение.

2. Слово себе выражает отношение говорящего к высказанному, относится к сказуемому стоит, не является членом предложения. Оно служит только для подчеркивания того, что действие, названное этим глаголом, протекает свободно, совершается действующим лицом или предметом в своих интересах. Следовательно, здесь слово себе – частица, а не местоимение.

Б. Дождь, ветер, холодище, паровоз старый, скверный... измотался я в эту ночь – прямо сил нет. (М.Горький)

1. Слово прямо имеет значение признака действия, обозначает, куда направлено действие, служит обстоятельством места. Значит, это наречие.

2. Слово прямо служит для выражения чувства героя; оно согласуется со словами сил нет и выражает степень усталости говорящего. Слово прямо – частица.

В. – Эй, – окликаю я Петю, – на носу не спать! Смотри не проворонь Анюя (приток Колымы)!

1. Слово смотри – глагол в повелительном наклонении.

2. Слово смотри – служебная часть речи; употреблено говорящим для выражения своего желания подчеркнуть значимость совершаемого действия. Значит, смотри – усилительная частица.

Г. Шумит листвой иной зеленый сад и шепчет: мол, цвету я всем на зависть! А в небе тучи, предвещая град, глядят, смеясь, на молодую завязь. (Р.Гамзатов)

1. Слово мол – существительное, обозначает предмет.

2. Слово мол – служебная часть речи, служит для субъективной передачи чужой речи (автор передает, что шепчет сад). Значит, это частица.

Д. По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал: капли дождевые, скатывались с игол. (В.Майков)

1. Слово точно – наречие, обозначающее признак действия, служит в предложении обстоятельством образа действия, отвечает на вопрос как?

2. Слово точно – сравнительная частица; она выражает впечатление говорящего от дождевых брызг, напоминающих жемчуг.

(Правильные варианты ответов: А2, Б2, В2, Г2, Д2.)

Для правильного выполнения этого задания ученикам предлагается памятка.

  •  

1. Помни, что знаменательные части речи являются членами предложения, а частицы – нет.

2. Знаменательные части речи обладают смысловым значением, что-то обозначают, а частицы такого значения не имеют.

3. Если частицы омонимичны глаголам, то только подчеркивают усиленное внимание к чему-то или показывают, что действие, о котором сообщается в предложении, не было закончено, так как оно было прервано в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств.

4. Если частицы омонимичны наречиям, местоимениям, существительным с предлогом, то они лишь усиливают, подчеркивают какое-то отношение говорящего к высказываемой мысли, акцентируют внимание на всем предложении или каком-то слове в нем.

К-2. Укажите предложения, в которых выделенное слово – частица, омонимичная союзу. Выпишите эти предложения.

А. 1. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто он собрался лететь. (А.Куприн) 2. Дождь начинает хлестать с меньшей силой, и ветер как будто стихает.

Б. 1. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин) 2. Никак не мог я и думать, что гнездо соловки так близко от меня. Показала мне его кукушка.

В. 1. Теперь даже рябь морская, на солнце горящая, виднелась так ясно, будто Костя глядел с палубы катера. 2. Вечер. Солнце будто тлеет, гаснет постепенно. Над волною чайка реет, умываясь пеной.

Г. 1. И он зашагал по Невскому, оглядываясь, нет ли за ним слежки. (Н.Вирта) 2. Песенку не спеть ли, притаясь в траве? Облачка как петли в ясной синеве!

Д. 1. На Кунашире есть целые озера, вода которых кажется как будто подогретой. 2. Однако я боюсь, как бы не простудиться.

(Правильные ответы: А2, Б2, В2, Г2, Д1.)

К-3. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются знаменательными частями речи, а не частицами.

А. 1. Хоть и невелика лесная земляника, а какая замечательная это ягода! 2. Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза. Кто же этот удивительный человек? – Голубчик, да ведь это Рубинштейн. (А.Куприн)

Б. 1. Вдоль реки несется лодочка, на ней песня раздается, все слышней, слышней. (А.Плещеев)
2. Все доступно пристальному взору: дно речное, паутины нить. (Вл.Соколов)

В. 1. – В честь чего мне особая пища? Что я, больной? (А.Соболев) 2. В глуши что делать в эту пору? Гулять? (А.Пушкин)

Г. 1. «У кого чай есть? Пить хочу ужасно». Кто-то из партизан подал ему котелок. 2. Чай все-таки не чужой я вам человек.

Д. 1. Как прекрасна весна! Миллионы ей навстречу звенят голосов. (А.Плещеев) 2. Вот пуще прежнего пошли у них раздоры и споры, кому и как сидеть. (И.Крылов)

(Правильные ответы: А2, Б2, В2, Г1, Д2.)

К-4. Укажите предложения, в которых выделенное слово – частица, омонимичная знаменательной части речи.

А. 1. Босыми ногами тоже было одно удовольствие шлепать по мокрой мягкой земле, по теплым пузырящимся лужам. 2. Он побежал было вслед за бойцами, но потом свернул по окопу налево. (К.Симонов)

Б. 1. Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево. (А.Чехов) 2. «Пи-и», – мелькнула сильно проголодавшаяся большая синица и прямо из-под клюва петуха схватила кукурузное зерно.

В. 1. Смотри, все ближе с двух сторон нас обнимает лес дремучий. (А.Толстой) 2. – Ну вот еще! Ты сама-то смотри не проговорись как-нибудь. (А.Островский)

Г. 1. В 1963 году был особенный тип холодной и многоснежной зимы. Она повторила в точности такую же зиму 1942 года. 2. У поползня и окраска перьев в точности под серую кору.

Д. 1. Вечерело все гуще, и наконец я заметил: сквозь елку на меня глядели чьи-то глаза: это сова там, внутри елки, ждала темноты. (М.Пришвин) 2. Куда ни глянь – все сверкает, все искрится.

(Ответы: А2, Б2, В2, Г2, Д1.)

К-5. Выпишите предложения с частицами. Докажите правильность своего выбора.

1. Бабушка говорила убедительно и просто. – Я просто ослеп от весеннего солнца. 2. Глядит Максим решительно, смело. – Имя это я слышал решительно в первый раз. 3. Вопрос был решен положительно. – Теперь девочка положительно ничего не понимала. 4. Мал золотник, да дорог. – Да скорей бы уж дождь начинался. 5. Маленькие дети значение многих слов воспринимают буквально. – От усталости путник буквально валился с ног. 6. Держался он просто. – Он просто садовод-любитель.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru