Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

Я ИДУ НА УРОК

О.С. КАЗЕЕВА,
О.Н.  КРУТИЛИНА,
школа № 1926,
г. Москва


Формы работы со словом на школьных уроках

Интегрированный урок по биологии – русскому языку – литературе

6-й класс

Цели: вызвать интерес к другим школьным предметам, научить пользоваться словарем, закрепить практические навыки устной и письменной речи.

Оформление: стенд с книгами (словари иностранных слов,
учебники биологии), репродукции картин,
фонограмма песни «Не рвите цветы, не рвите» в исполнении Ю.Антонова.

Запись на доске:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам...

(С.Смирнов)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Сегодня мы, ваши учителя, проводим необычный для вас, ребята, урок. На этом уроке мы хотим показать, как знания, полученные на уроке русского языка, литературы, могут пригодиться на другом уроке – биологии, да и не только.

Работа в классе будет проходить по трем группам.

Каждая из трех команд получила свой пакет заданий. Капитанов прошу распределить задания.

Готовиться я предлагаю под музыку. (Звучит фонограмма «Наедине с природой» – шум леса.)

Учитель. На уроках литературы мы учимся не просто читать и понимать прочитанное, а стараемся вместе с автором почувствовать красоту описываемой природы. В задание 1 мы включили тексты Михаила Пришвина. Пришвина называли тонким знатоком и ценителем родной природы. За умение слушать и понимать природу современники называли писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета и осени.

Выполнение заданий по группам

Задание 1. Выразительно прочитайте полученные тексты М.Пришвина.

Справившиеся с заданием ученики получают карточку.

1-я группа

Первый цветок

Думал, случайный листок шевельнул старый листок, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это зарябило, а это показался первый цветок.

2-я группа

Реки цветов

Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, не зря весной неслись мутные потоки».

3-я группа

Ручей и тропинка

Вытаяла возле бора тропинка сухая, рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем на северном склоне среди хвойных деревьев лежит сибирский таежный нетронутый лес.

Задание 2. Используя знания по биологии, продолжите предложения, записанные на доске.

Лес – это...
Растения – это...
Природа – это...

Задание 3. Подберите правильные ответы к словам, записанным на доске.

Ботаника – ...
Биосфера – ...
Биология – ...

Ответы: наука о растениях; живая оболочка земли; наука о живой природе.

Учитель. Какие словари дают толкование заимствованных слов, в том числе иноязычных терминов? (Словари иностранных слов.) Кроме того, в словарях иностранных слов дается указание на происхождение слова. Знание этимологии (происхождения) слова помогает не только лучше понять его значение, но и запомнить написание.

Задание 4. Используя словари, находящиеся на столе, дайте толкование и объясните происхождение слов.

1-я группа

Биология

Это сложное слово состоит из двух частей (корней); в словаре указывается, что эти части латинского происхождения.

Био (лат.) – жизнь, логос (лат.) – понятие, учение.

Приведите примеры, включающие корень био-.

Биосфера, биография...

2-я группа

Аквариум

В словаре дается такое толкование этого слова: «резервуар, приспособленный для содержания, разведения, изучения и демонстрации водных животных и растений».

Аква (лат.) – вода.

Приведите примеры, включающие корень аква-.

Акваланг, аквариум, акварель, акватория, акведук...

3-я группа

Геология – наука о составе, строении и истории развития земной коры и более глубоких недр Земли...

Гео (лат.) – земля.

Приведите свои примеры, включающие корень гео-.

География, геометрия, геодезия...

Задание 5. Назовите отличительные признаки заимствованных слов. Приведите примеры заимствованных слов из курса биологии.

– Слово начинается на а, ф, ц, э (флора);
– слова с удвоенной согласной в корне (территория);
– слова, в которых сочетаются рядом 2 гласные в корне (геология);
– существительные с суффиксами -ор-, -ер-, -изм-, -ист-, -тор-;
– прилагательные с суффиксами -ическ-, -альн-;
– глаголы с суффиксами -ирова-;
– имеет приставку дез- или оканчивается на -ция;
– сочетание шт, хт – нем. язык, кс, пс, мп, вп – греч. язык.

(Тетрадь для самостоятельных и контрольных работ. Н.Н. Соловьева. Материк-Альфа, 2000)

Учитель. Какие стили русского языка вы знаете?

(Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический.)

Работа с текстом

Все виды растений, произрастающие на определенной территории, образуют флору этой территории, а встречающиеся здесь растительные сообщества определяют растительный покров или растительность местности.
Растительные сообщества непостоянны, они изменяются. Возможна смена одних растительных сообществ другими. Причиной таких смен могут быть стихийные бедствия, деятельность человека, попадание в сообщество несвойственных ему видов, которые приспосабливаются к условиям обитания и оказывают отрицательное влияние на ранее входящие в сообщество растения и вытесняют их. Существенное влияние оказывает на растительное сообщество изменение внешних условий и в связи с этим разрастание видов, занимавших ранее подчиненное положение и не оказывавших существенного влияния на другие виды.

(Из учебника биологии. 6-й класс)

Задание 6. Определите стиль текста. Подтвердите принадлежность текста к данному стилю.

Ответ ученика. Это текст из учебника биологии, он принадлежит к научному стилю речи.
Основное назначение научного стиля – сообщение, информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. Это также стиль научных работ, учебников, рецензий, лекций и др.
В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием терминов – специальных слов или словосочетаний, точно обозначающих понятия той или иной области науки, например, в нашем тексте: виды растений, растительные сообщества, флора, условия обитания, растительный покров и т.д. Слова здесь употребляются, как правило, в своих прямых значениях, используется книжная лексика.
В области морфологии научный стиль характеризуется широким использованием имен существительных для точного называния предметов и явлений.
Для синтаксиса научных работ обычно характерно широкое употребление сложных предложений, обособленных второстепенных членов предложения (в нашем тексте много причастных оборотов), вводных слов (в нашем тексте их нет), указывающих на последовательность и связь мыслей.

Запись на доске.

Задание 7. Используя знания, полученные на биологии, дайте определение словам, с которыми вы работали. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

1-я группа

Жизн_деятельность,
р_стение,
ис_парение,
пер_движение (питательных веществ),
клето(чн)ое строение.

2-я группа

Иску(сс)твенное (размножение растений),
плодово(ягодные),
отл_жение (запасов),
роз_цветные,
фот_синтез.

3-я группа

рож_,
лист_пад,
водор_сли,
почки развиваю(т,ть)ся
выполняют функц_.

Проверка домашнего задания

1-я группа

Задание. Расскажите легенду о цветах.

Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. И там, куда падали лучи, рассыпались цветы – желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Когда же она достигла севера, у нее остались только лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени.

2-я группа

Задание. Подберите загадки, поговорки.

(Загадки задаются командам-соперницам.)

На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушубках.

(Березы)

Никто не пугает,
А она дрожит.

(Осина)

Пословица – меткое народное изречение, имеющее как прямой, так и переносный смысл, содержащее мораль, поучение. Пословица ритмически организована, может иметь рифму.

Растение – земли украшение.
Зеленая ограда – живая отрада.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное, поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

3-я группа

Задание. Расскажите легенду, основанную на древнем библейском сказании.

Манна небесная

Во время долгих странствий еврейского народа по пустыне (они продолжались согласно Библии 40 лет) люди страдали от недостатка пищи. После месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на земле непонятный налет, похожий на крупу или иней. Увидев его, люди удивленно спрашивали друг у друга: «Манна?» («Что это?»). Манна (так называли потом этот «налет») оказалась съедобной. Ее мололи, толкли в ступах, варили в горшках, пекли из нее лепешки. Все 40 лет странствий, говорится в Библии, каждое утро евреи собирали упавшую с неба манну, «небесный хлеб». Отсюда и произошло выражение манна небесная.

(См. Волина В.В. Занимательная фразеология. Словарь. М.: Аст-Пресс, 1997)

– Так вот, пища, которую Бог посылал народу каждое утро с неба, была не что иное, как лишайник леканора съедобная.

См. словарь. Манна небесная – это устойчивое сочетание слов, или фразеологизм, означающее что-нибудь ценное, редкое; питаться манной небесной – существовать впроголодь; ждать как манну небесную – ждать с нетерпением (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина «Крылатые слова». М.: Правда. 1985).

Работа со стихотворением

Учитель. О каком значении растений сказано в этом стихотворении?

Перед растением мы голову склоняем
За то, что кислород дает
И тень в горячий знойный день,
За красоту цветов, за буйство красок
И сочность сладостную созревающих плодов,
За то, что есть оно, за то, что жизнь дает
Планете нашей.

(Растения – это основная пища для животных и человека; это – лекарственное сырье; красота растительного мира радует, вдохновляет на творчество.)

(Слушаем фонограмму песни «Не рвите цветы, не рвите».)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru