Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

НОВЫЙ ПОДХОД

Н.В. АПИНА,
г. Горно-Алтайск,
Республика Алтай

Продолжение. Начало в № 6/2006


В пределах возможного

Использование новых информационных технологий, как показывает наш опыт, позволяет решать очень важные задачи. И среди первых я бы назвала повышение интереса к русскому языку (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача – выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут «разобраться» с интерфейсом любой учебной программы).

Очень важно, что каждый ученик получает возможность работать в индивидуальном режиме в зависимости от скорости выполнения необходимых операций на компьютере и степени усвоения материала. Пользование мультимедиа-программами происходит в интерактивном режиме, поэтому успешность выполнения заданий оценивается компьютером. Ученики получают не только оценку, но и конкретную информацию о своих ошибках и причинах, их вызвавших, имеют возможность вернуться к повторному выполнению заданий, которые вызвали затруднение.

Сегодня рынок мультимедиа технически и содержательно может обеспечить необходимыми электронными информационными ресурсами (ЭИР) всех, желающих совершенствоваться в русском языке. Предлагаемые программы в целом составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (слава богу, его требования не слишком зависят от колебаний политической конъюнктуры) и предназначены для отработки практических навыков и расширения теоретических сведений по различным разделам русского языка. Их можно использовать во время уроков, факультативов и спецкурсов, а также при самостоятельной работе учащихся (и, что немаловажно, для повышения квалификации самих учителей). Активно для этой цели в нашей гимназии используются четыре программы: «Базовый курс русского языка» (9–11-е классы, выборочно – 8-е классы), «Фраза» (5–9-е классы, выборочно 10–11-е классы), «Семейный наставник» (5–7-е классы), «Тесты по пунктуации» (8–11-е классы). Реже используется «Виртуальная школа КиМ» (по техническим причинам) и «Тренажер по русскому языку» (комплексное обобщение, итоговый контроль в целом по курсу русского языка).

Наш трехлетний опыт свидетельствует о том, что использование ЭИР уместнее всего на специальных уроках. Разумеется, работа с электронными программами не исключает (особенно в средних классах) записи в тетрадях. В старших классах, работая в «Справочнике», выбираем те правила, которые отсутствуют в традиционной школьной программе, и вносим их в свои таблицы. На таких занятиях предусмотрены дополнительные перерывы (в том числе и индивидуальные) для снятия усталости.

Компьютерные тренинги (1 урок в неделю) включаются в тематическое планирование по базовой программе и проводятся в компьютерных классах (в гимназии их два). Параллельно с этим ведется спецкурс «Повышение орфографической и пунктуационной грамотности с помощью компьютера», на котором выполняются задания более высоких уровней той темы, которая изучается по основной программе. Очень удобно и эффективно, если спецкурс и уроки ведет один и тот же учитель. Это – первое направление использования программ мультимедиа (на курсах учителей при РИПКРО мы более подробно знакомим с содержанием этих программ и даем возможность поработать с ними практически).

Второе направление – это создание в Power Point компьютерных презентаций иллюстративного характера для сопровождения, например, уроков-лекций, уроков развития речи (в частности, изложения и сочинения по картинам). В этом плане широкие возможности открывают программы «Шедевры русской живописи» и «Русские художники». Довольно активно привлекаются также БЭКиМ, энциклопедия афоризмов, энциклопедия «Классическая музыка».

Разумеется, осуществление презентаций возможно и по другим направлениям (например, для демонстрации результатов собственных учебных проектов). Интересно в этом смысле пособие «Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft» (М., 2004), в котором подробно рассматривается организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности с использованием базовых информационных технологий. Однако это дело ближайшего (хотелось бы верить) будущего, а мы стараемся действовать хотя бы в пределах возможного.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru