НОВЫЙ ПОДХОД
Н.В. АПИНА,
г. Горно-Алтайск,
Республика Алтай
Продолжение. Начало в № 6/2006
В пределах возможного
Использование новых информационных
технологий, как показывает наш опыт, позволяет
решать очень важные задачи. И среди первых я бы
назвала повышение интереса к русскому языку (в
компьютерный класс не надо приглашать дважды).
Разумеется, решается и главная задача –
выработка устойчивых орфографических и
пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются
рамки школьной программы по русскому языку,
обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У
ребят формируются навыки пользования
мультимедийными предметными программами,
уверенность в работе с ними, умение вести диалог
с компьютером (иначе говоря, они смогут
«разобраться» с интерфейсом любой учебной
программы).
Очень важно, что каждый ученик
получает возможность работать в индивидуальном
режиме в зависимости от скорости выполнения
необходимых операций на компьютере и степени
усвоения материала. Пользование
мультимедиа-программами происходит в
интерактивном режиме, поэтому успешность
выполнения заданий оценивается компьютером.
Ученики получают не только оценку, но и
конкретную информацию о своих ошибках и
причинах, их вызвавших, имеют возможность
вернуться к повторному выполнению заданий,
которые вызвали затруднение.
Сегодня рынок мультимедиа технически
и содержательно может обеспечить необходимыми
электронными информационными ресурсами (ЭИР)
всех, желающих совершенствоваться в русском
языке. Предлагаемые программы в целом составлены
в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта (слава богу, его
требования не слишком зависят от колебаний
политической конъюнктуры) и предназначены для
отработки практических навыков и расширения
теоретических сведений по различным разделам
русского языка. Их можно использовать во время
уроков, факультативов и спецкурсов, а также при
самостоятельной работе учащихся (и, что
немаловажно, для повышения квалификации самих
учителей). Активно для этой цели в нашей гимназии
используются четыре программы: «Базовый курс
русского языка» (9–11-е классы, выборочно – 8-е
классы), «Фраза» (5–9-е классы, выборочно 10–11-е
классы), «Семейный наставник» (5–7-е классы),
«Тесты по пунктуации» (8–11-е классы). Реже
используется «Виртуальная школа КиМ» (по
техническим причинам) и «Тренажер по русскому
языку» (комплексное обобщение, итоговый контроль
в целом по курсу русского языка).
Наш трехлетний опыт свидетельствует о
том, что использование ЭИР уместнее всего на
специальных уроках. Разумеется, работа с
электронными программами не исключает (особенно
в средних классах) записи в тетрадях. В старших
классах, работая в «Справочнике», выбираем те
правила, которые отсутствуют в традиционной
школьной программе, и вносим их в свои таблицы. На
таких занятиях предусмотрены дополнительные
перерывы (в том числе и индивидуальные) для
снятия усталости.
Компьютерные тренинги (1 урок в неделю)
включаются в тематическое планирование по
базовой программе и проводятся в компьютерных
классах (в гимназии их два). Параллельно с этим
ведется спецкурс «Повышение орфографической и
пунктуационной грамотности с помощью
компьютера», на котором выполняются задания
более высоких уровней той темы, которая
изучается по основной программе. Очень удобно и
эффективно, если спецкурс и уроки ведет один и
тот же учитель. Это – первое направление
использования программ мультимедиа (на курсах
учителей при РИПКРО мы более подробно знакомим с
содержанием этих программ и даем возможность
поработать с ними практически).
Второе направление – это создание в
Power Point компьютерных презентаций иллюстративного
характера для сопровождения, например,
уроков-лекций, уроков развития речи (в частности,
изложения и сочинения по картинам). В этом плане
широкие возможности открывают программы
«Шедевры русской живописи» и «Русские
художники». Довольно активно привлекаются также
БЭКиМ, энциклопедия афоризмов, энциклопедия
«Классическая музыка».
Разумеется, осуществление презентаций
возможно и по другим направлениям (например, для
демонстрации результатов собственных учебных
проектов). Интересно в этом смысле пособие «Intel.
Обучение для будущего при поддержке Microsoft» (М.,
2004), в котором подробно рассматривается
организация самостоятельной
поисково-исследовательской деятельности с
использованием базовых информационных
технологий. Однако это дело ближайшего (хотелось
бы верить) будущего, а мы стараемся действовать
хотя бы в пределах возможного.
|