УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ
Маргарита ИВАНОВА,
г. Москва
Уроки русского языка в школе
глазами будущего абитуриента
Абитуриенты бывают разные. Так,
например, кому-то предстоит сдавать устный
экзамен по теории языка. Это главным образом
будущие университетские филологи. Что нужно им,
не знает никто – возможно, кроме тех, кто имеет
непосредственный доступ к составлению
экзаменационных билетов. Впрочем, и составители
билетов вряд ли помогут – ведь никогда не знаешь,
по какому руслу пойдет беседа и что именно будет
интересно узнать профессорам-филологам. В свое
время на филфак МГУ поступала (и поступила!) моя
тетя. Ей достался билет № 1 по фонетике русского
языка. Тетя довольно подробно обсудила с
экзаменатором некоторые особенности московской,
ленинградской и пражской фонетических школ (в
частности, факт признания ленинградцами фонемы ы).
Сделать это ей было совсем не трудно –
учительница раз в неделю проводила в школе так
называемые факультативные занятия по русскому
языку для всех желающих.
Но у нас факультативных занятий нет. В
10-м и 11-м классах у нас всего 1 (один!) час в неделю
по русскому языку. Хорошо, что я не собираюсь на
филфак, но мне предстоит писать вступительное
сочинение! И я не одинока – все, поступающие в
вузы, в той или иной форме будут отчитываться по
русскому языку. И то, что действительно требуется
мне и моим товарищам, – это формирование и
поддержание навыка грамотного практического
письма.
Мне могут возразить, что, мол, данный
навык уже давно должен быть сформирован, ведь
русский язык был у нас одним из основных
предметов с 5-го по 9-й класс средней школы
включительно. Да, действительно, с 5-го по 7-й класс
мы изучали орфографию, в 8-м – синтаксис и
пунктуацию простого предложения, а в 9-м –
синтаксис и пунктуацию предложения сложного. Но
это совсем не значит, что мы все стали
«автоматически поголовно» грамотными. Одной из
причин, почему этого не произошло, является
отсутствие должного контроля со стороны учителя.
А практика настойчиво показывает и доказывает,
что научиться грамматике родного языка без
каждодневного скрупулезного контроля
невозможно. Современный учитель при своей
загруженности такой возможности не имеет. Он
способен реально проверить лишь тот необходимый
(но явно недостаточный) минимум, а именно –
восемь контрольных диктантов, три изложения, два
домашних и два классных сочинения за год. Все
остальное в лучшем случае представляет собой
лишь проверку неких фрагментов ученических
работ (что в основном делается лишь для комиссии).
Но главное, на мой взгляд, заключается в том, что в
этом возрасте мало кто из учащихся конкретно
представляет себе свою дальнейшую судьбу. Все
это выкристаллизовывается значительно позже, в
старших классах, и тут вдруг оказывается, что мы
уже давно грамотные и все навыки у нас уже давно
сформированы.
Так чем же занимаемся мы в этот
единственный доступный для нас час русского
языка? Штудированием учебника А.И. Власенкова
и Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи». Данный учебник выдержал уже
целый ряд изданий в издательстве «Просвещение».
В начале учебника предлагается раздел
повторения материала, пройденного в 5–8-х классах
– всего 125 страниц, из них: фонетика, орфоэпия,
орфография – 14 страниц, лексика – 27 страниц,
фразеология – 12 страниц, состав слова и
словообразование – 12 страниц, морфология и
орфография – 35 страниц, синтаксис и пунктуация –
29 страниц, общие сведения о языке – 13 страниц. В
основном теория, упражнений явно не хватает.
Далее следует новый материал: текст и
его строение – 40 страниц, стили речи – 150 страниц.
Новый материал, по сути, посвящен развитию речи и
ориентирован главным образом на разговор по
поводу текста, а не на приобретение каких-либо
практических навыков. В результате работы с
данным учебником мы сможем легко и быстро
определить разницу между, например, путевым
очерком и очерком портретным либо проблемным,
между докладом и дискуссией и т.д. Создается
ощущение, что всю страну дружно готовят к
поступлению на журфак.
Конечно, вышеперечисленные навыки
крайне важны уже хотя бы потому, что существует
третий пункт ЕГЭ, где нужно определить стилевую
принадлежность текста, а также отыскать не менее
двух средств художественной выразительности. Но
ведь все это мы уже проходили с 5-го по 9-й класс,
где параллельно нам давалось ежегодно около 30
часов в рамках обязательного курса по развитию
речи.
Хочу, чтобы меня правильно поняли: мне
очень нравится учебник А.И. Власенкова и
Л.М. Рыбченковой. Я люблю и почитаю стилистику.
Но я нередко наблюдаю трагикомическую ситуацию,
когда старшеклассник (наконец-таки осознавший
важность владения родным языком!) не знает о
корнях с чередующимися гласными, но зато знает,
что такое синекдоха! Я не против синекдохи. Но мне
очень не хватает Розенталя. И Грекова – Крючкова
– Чешко. Пожалуйста, дайте нам хотя бы еще один
час нашего родного языка, с тем чтобы он
сумел-таки стать великим и могучим.
|