Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г.Москва

Продолжение. См. № 22, 23/2005; 1, 2, 4, 5/2006


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 7

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи, в которых нужно было описать семантические мини-поля, состоящие из четырех или пяти слов, то есть задать один или несколько семантических признаков, с помощью которых можно различить значения этих слов. Когда мы говорим о семантических полях, не следует забывать, что, кроме различительных (дифференциальных) признаков, у слов одного поля есть и так называемый интегральный признак, а именно – то общее в значении слов, что, собственно, и позволяет объединить их в рамках одного поля. Формулировка этого интегрального признака для решения предложенных задач, вообще говоря, не обязательна, однако все же желательно, чтобы ученики могли объяснить, на основании чего соответствующие слова объединены в семантическое поле.

Поскольку различительные признаки, как правило, не исчерпывают значения отдельных слов, возможны конкурирующие решения – разные наборы дифференциальных семантических признаков. В этом случае наиболее предпочтительным является набор с минимальным количеством признаков. Впрочем, иногда возможны разные решения с одинаковым количеством признаков. В этом случае надо либо признать такие решения равноправными, либо говорить о большой точности или естественности того или иного признака.

1. В первой задаче вниманию читателей было предложено четыре слова: свеча, факел, лампа, прожектор. Все это осветительные приборы. Это и есть интегральный признак, то есть можно говорить о семантическом поле осветительных приборов (естественно, не полном, поскольку из него взяты всего лишь четыре слова).

Один из возможных наборов признаков (в каком-то смысле – наиболее очевидный) таков: источник света (огонь, электричество), сила света (обычная, большая).

С помощью этих признаков и их значений мы получаем различающиеся описания четырех слов.

Первому слову свеча соответствует ‘свет от огня обычной силы’. И далее:

факел – ‘свет от огня большой силы’;
лампа – ‘свет от электричества обычной силы’;
прожектор – ‘свет от электричества большой силы’.

Однако против этого решения находятся определенные возражения: в принципе ведь существуют лампы с огнем, например, керосиновая лампа. Можно, конечно, этим пренебречь, поскольку сегодняшние лампы в подавляющем большинстве электрические. И все же более точным решением будет замена признака ‘источник света’ на признак ‘открытость источника света’. Значение ‘источник света открыт’ характерно для свечи и факела, а ‘источник света закрыт’ (обычно стеклом) – для лампы и прожектора.

Здесь мы, таким образом, видим, что из двух конкурирующих решений одно оказывается более точным.

2. Кресло, пуф, стул, табуретка.

Во второй задаче мы имеем дело с предметами мебели. Можно даже сузить это поле, поскольку речь идет о предметах мебели, предназначенных для сидения.

Вот семантические признаки, позволяющие различить значения четырех слов: наличие спинки (есть, нет), наличие ручек (есть, нет). В качестве третьего признака (чтобы различить табуретку и пуф) можно использовать, например, мягкость сиденья (мягкое, твердое). Таким образом, мы получаем четыре различных описания:

кресло ‘со спинкой, с ручками’;
пуф – ‘без спинки, без ручек, с мягким сиденьем’;
стул – ‘со спинкой, без ручек’;
табуретка – ‘без спинки, без ручек, с твердым сиденьем’.

Статья опубликована при поддержке учебного центра "Стройакадемия", в котором электромонтажники, электромонтеры и другой персонал Вашего предприятия, чья работа связана с ремонтом и наладкой электрооборудования и электроустановок, могут пройти соответствующее обучение и получить допуск по электробезопасности - весьма серьезный документ, подтверждающий знания правил и норм работы с электроустановками. "Стройакадемия" имеет возможность проводить техминимум по работе с электроустановками, поэтому обратившись в этот учебный центр Вы не просто сможете купить удостоверение по электробезопасности, но и получите подробнейшее преставление о специфике работы с электричеством и электроустановками. С подробной информацией об услугах, оказываемых учебным центром, а также ценами на них можно ознакомиться на сайте stroyakademia.com.

3. Бра, люстра, ночник, торшер.

В данной задаче, как и в первой, речь идет об осветительных приборах. Можно даже сузить это поле, назвав их комнатными осветительными приборами.

Задача интересна тем, что в ней можно обойтись всего лишь одним признаком: место расположения, – который принимает четыре разных значения. Эти значения и составляют четыре различных семантических описания:

бра – ‘на стене’;
люстра – ‘под потолком’;
ночник – ‘на тумбочке’;
торшер
– ‘на полу’.

4. Бежать, брести, идти, карабкаться.

В этой задаче, в отличие от предыдущих, представлены глаголы, что, наверное, усложняет ее. Речь идет о различных видах движения или перемещения, характеризующих в первую очередь человека. Именно исходя из движения человека мы и будем задавать дифференциальные признаки.

Признаки: участие рук в перемещении (да, нет), скорость движения (быстрая, обычная, медленная). Карабкаться отличается от других видов перемещения участием рук (карабкаются с помощью рук и ног), поэтому значение второго признака для него не важно.

Бежать – ‘быстро перемещаться без участия рук’;
брести – ‘медленно перемещаться без участия рук’;
идти – ‘перемещаться с обычной скоростью без участия рук’;
карабкаться – ‘перемещаться с участием рук’.

5. Бодать, жалить, клевать, кусать.

Все это глаголы физической агрессии, характерной для разных животных (клевать, впрочем, означает еще и способ потребления пищи, но этим можно пренебречь). Здесь также можно обойтись одним признаком, заметив, что для всех этих глаголов различается орган агрессии (то есть орган животного, с помощью которого осуществляется агрессия). Так, мы получаем четыре разных описания:

бодать – ‘рога или просто голова’;
жалить – ‘жало или язык’;
клевать – ‘клюв’;
кусать – ‘зубы’.

6. Беседа, дебаты, доклад, молитва, перепалка.

В этой задаче мы имеем дело с семантическим полем речевых жанров. Отметим, что, в отличие от предыдущих задач, здесь представлено пять слов. При различении предложенных речевых жанров возможно несколько решений. Одно из них таково.

Признаки: количество активных участников, то есть говорящих (один, несколько); степень официальности (официальный, неофициальный), наличия конфликта или противоречия (есть, нет). Относительно первого признака нужно заметить, что читать молитву и делать доклад в принципе могут и несколько человек одновременно, но это по крайней мере не обязательно.

Беседа – ‘несколько участников, неофициальный, без конфликта’;
дебаты – ‘несколько участников, официальный, с конфликтом’;
доклад – ‘один участник, официальный’;
молитва – ‘один участник, неофициальный’;
перепалка – ‘несколько участников, неофициальный, с конфликтом’.

7. Море, озеро, пруд, река, ручей.

Несмотря на кажущуюся простоту этой задачи (речь идет о водной среде), при ее решении возникает несколько дискуссионных проблем. Так, возможны две интерпретации противопоставления моря и озера – научная и наивная. В зависимости от этого придется выбирать разные признаки. Для наивной точки зрения (которая отражается и в названиях географических объектов, например, Каспийское море) важен лишь размер. Для научной – замкнутость: озеро замкнуто, а море открыто и в конечном счете соединено с Мировым океаном. Остановимся на наивной точке зрения.

Другая проблема связана с тем, как различить озеро и пруд. Вообще говоря, здесь также можно использовать признак размера, хотя это и не вполне точно. Правильнее говорить об искусственном и естественном происхождении. Правда, в этом случае придется пренебречь искусственными морями, являющимися, по существу, водохранилищами. В некоторых словарях такое употребление выделено в отдельное значение.

Наконец, последняя проблема связана с наличием течения. С его помощью можно противопоставить водоемы (море, озеро, пруд) и водные потоки (река, ручей). Однако течение бывает и в море, но там оно локально и, возможно, непостоянно. Именно поэтому простую формулировку «наличие течения» приходится усложнить.

Признаки: размер (большой, небольшой), наличие постоянного течения всей воды (есть, нет), происхождение (естественный, искусственный).

Море – ‘большой, естественный, без течения’;
озеро – ‘небольшой, естественный, без течения’;
пруд – ‘искусственный, без течения’;
река – ‘большой, с течением’;
ручей – ‘небольшой, с течением’.

8. Льстить, хвалить, ругать, клеветать.

В этой задаче рассматриваются речевые акты, связанные с оценкой либо предмета речи, либо собеседника.

Возможно такое решение. Признаки: сообщаемая оценка (положительная, отрицательная), искренность (неискренне, искренность не выражена). Возможно, в случае чернить точнее говорить не об искренности, а о правдивости, однако кажется, что эти два признака можно обобщить и рассматривать как один: ‘говорящий не верит в то, что говорит’.

Льстить – ‘положительная, неискренне’;
хвалить – ‘положительная, искренность не выражена’;
ругать – ‘отрицательная, искренность не выражена’;
клеветать – ‘отрицательная, неискренне’.

А теперь перейдем к новым задачам, связанным с многозначностью слова и умением выделять и описывать различные значения одного и того же слова. Это достаточно сложное явление, поэтому начнем с двух небольших задач, которые в следующий раз разберем подробно.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Сколько значений слова банк представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой:

Этот банк построен в прошлом веке.
В этом месяце были лишены лицензий три банка.
Мой знакомый вчера сорвал в казино банк.
В нашем банке данных нет этой информации.
«В банке сейчас около ста тысяч рублей», – сказал банкомет.
Наш госпиталь создавал свой банк крови в течение пяти лет.

2. Сколько значений слова стол представлено в следующих примерах? Дайте им краткие определения и опишите, как они связаны между собой.

В адресном столе мне дали адрес Петрова.
На обеденном столе разложили чертежи и документы.
Больному прописали диетический стол.
Давай переставим письменный стол к окну.
Какой у вас сегодня богатый стол!
Если вы потеряли сумку, обратитесь в стол находок.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru