ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ
М.А. КРОНГАУЗ,
г.Москва
Продолжение. См. № 22, 23/2005; 1, 2, 4, 5/2006
Тысяча и одна задача по семантике
Выпуск 7
В прошлый раз читателю для решения
предлагались задачи, в которых нужно было
описать семантические мини-поля, состоящие из
четырех или пяти слов, то есть задать один или
несколько семантических признаков, с помощью
которых можно различить значения этих слов.
Когда мы говорим о семантических полях, не
следует забывать, что, кроме различительных
(дифференциальных) признаков, у слов одного поля
есть и так называемый интегральный признак, а
именно – то общее в значении слов, что,
собственно, и позволяет объединить их в рамках
одного поля. Формулировка этого интегрального
признака для решения предложенных задач, вообще
говоря, не обязательна, однако все же желательно,
чтобы ученики могли объяснить, на основании чего
соответствующие слова объединены в
семантическое поле.
Поскольку различительные признаки,
как правило, не исчерпывают значения отдельных
слов, возможны конкурирующие решения – разные
наборы дифференциальных семантических
признаков. В этом случае наиболее
предпочтительным является набор с минимальным
количеством признаков. Впрочем, иногда возможны
разные решения с одинаковым количеством
признаков. В этом случае надо либо признать такие
решения равноправными, либо говорить о большой
точности или естественности того или иного
признака.
1. В первой задаче вниманию читателей
было предложено четыре слова: свеча, факел,
лампа, прожектор. Все это осветительные
приборы. Это и есть интегральный признак, то есть
можно говорить о семантическом поле
осветительных приборов (естественно, не полном,
поскольку из него взяты всего лишь четыре слова).
Один из возможных наборов признаков (в
каком-то смысле – наиболее очевидный) таков:
источник света (огонь, электричество), сила света
(обычная, большая).
С помощью этих признаков и их значений
мы получаем различающиеся описания четырех слов.
Первому слову свеча соответствует
‘свет от огня обычной силы’. И далее:
факел – ‘свет от огня большой
силы’;
лампа – ‘свет от электричества обычной
силы’;
прожектор – ‘свет от электричества большой
силы’.
Однако против этого решения находятся
определенные возражения: в принципе ведь
существуют лампы с огнем, например,
керосиновая лампа. Можно, конечно, этим
пренебречь, поскольку сегодняшние лампы в
подавляющем большинстве электрические. И все же
более точным решением будет замена признака
‘источник света’ на признак ‘открытость
источника света’. Значение ‘источник света
открыт’ характерно для свечи и факела, а
‘источник света закрыт’ (обычно стеклом) – для лампы
и прожектора.
Здесь мы, таким образом, видим, что из
двух конкурирующих решений одно оказывается
более точным.
2. Кресло, пуф, стул, табуретка.
Во второй задаче мы имеем дело с
предметами мебели. Можно даже сузить это поле,
поскольку речь идет о предметах мебели,
предназначенных для сидения.
Вот семантические признаки,
позволяющие различить значения четырех слов:
наличие спинки (есть, нет), наличие ручек (есть,
нет). В качестве третьего признака (чтобы
различить табуретку и пуф) можно использовать,
например, мягкость сиденья (мягкое, твердое).
Таким образом, мы получаем четыре различных
описания:
кресло – ‘со спинкой, с
ручками’;
пуф – ‘без спинки, без ручек, с мягким
сиденьем’;
стул – ‘со спинкой, без ручек’;
табуретка – ‘без спинки, без ручек, с твердым
сиденьем’.
Статья опубликована при поддержке учебного центра "Стройакадемия", в котором электромонтажники, электромонтеры и другой персонал Вашего предприятия, чья работа связана с ремонтом и наладкой электрооборудования и электроустановок, могут пройти соответствующее обучение и получить допуск по электробезопасности - весьма серьезный документ, подтверждающий знания правил и норм работы с электроустановками. "Стройакадемия" имеет возможность проводить техминимум по работе с электроустановками, поэтому обратившись в этот учебный центр Вы не просто сможете купить удостоверение по электробезопасности, но и получите подробнейшее преставление о специфике работы с электричеством и электроустановками. С подробной информацией об услугах, оказываемых учебным центром, а также ценами на них можно ознакомиться на сайте stroyakademia.com.
3. Бра, люстра, ночник, торшер.
В данной задаче, как и в первой, речь
идет об осветительных приборах. Можно даже
сузить это поле, назвав их комнатными
осветительными приборами.
Задача интересна тем, что в ней можно
обойтись всего лишь одним признаком: место
расположения, – который принимает четыре разных
значения. Эти значения и составляют четыре
различных семантических описания:
бра – ‘на стене’;
люстра – ‘под потолком’;
ночник – ‘на тумбочке’;
торшер – ‘на полу’.
4. Бежать, брести, идти, карабкаться.
В этой задаче, в отличие от предыдущих,
представлены глаголы, что, наверное, усложняет
ее. Речь идет о различных видах движения или
перемещения, характеризующих в первую очередь
человека. Именно исходя из движения человека мы и
будем задавать дифференциальные признаки.
Признаки: участие рук в перемещении
(да, нет), скорость движения (быстрая, обычная,
медленная). Карабкаться отличается от других
видов перемещения участием рук (карабкаются с
помощью рук и ног), поэтому значение второго
признака для него не важно.
Бежать – ‘быстро перемещаться без
участия рук’;
брести – ‘медленно перемещаться без участия
рук’;
идти – ‘перемещаться с обычной скоростью
без участия рук’;
карабкаться – ‘перемещаться с участием
рук’.
5. Бодать, жалить, клевать, кусать.
Все это глаголы физической агрессии,
характерной для разных животных (клевать,
впрочем, означает еще и способ потребления пищи,
но этим можно пренебречь). Здесь также можно
обойтись одним признаком, заметив, что для всех
этих глаголов различается орган агрессии (то
есть орган животного, с помощью которого
осуществляется агрессия). Так, мы получаем четыре
разных описания:
бодать – ‘рога или просто
голова’;
жалить – ‘жало или язык’;
клевать – ‘клюв’;
кусать – ‘зубы’.
6. Беседа, дебаты, доклад, молитва,
перепалка.
В этой задаче мы имеем дело с
семантическим полем речевых жанров. Отметим, что,
в отличие от предыдущих задач, здесь
представлено пять слов. При различении
предложенных речевых жанров возможно несколько
решений. Одно из них таково.
Признаки: количество активных
участников, то есть говорящих (один, несколько);
степень официальности (официальный,
неофициальный), наличия конфликта или
противоречия (есть, нет). Относительно первого
признака нужно заметить, что читать молитву и
делать доклад в принципе могут и несколько
человек одновременно, но это по крайней мере не
обязательно.
Беседа – ‘несколько участников,
неофициальный, без конфликта’;
дебаты – ‘несколько участников,
официальный, с конфликтом’;
доклад – ‘один участник, официальный’;
молитва – ‘один участник, неофициальный’;
перепалка – ‘несколько участников,
неофициальный, с конфликтом’.
7. Море, озеро, пруд, река, ручей.
Несмотря на кажущуюся простоту этой
задачи (речь идет о водной среде), при ее решении
возникает несколько дискуссионных проблем. Так,
возможны две интерпретации противопоставления
моря и озера – научная и наивная. В зависимости
от этого придется выбирать разные признаки. Для
наивной точки зрения (которая отражается и в
названиях географических объектов, например, Каспийское
море) важен лишь размер. Для научной –
замкнутость: озеро замкнуто, а море открыто и в
конечном счете соединено с Мировым океаном.
Остановимся на наивной точке зрения.
Другая проблема связана с тем, как
различить озеро и пруд. Вообще говоря, здесь
также можно использовать признак размера, хотя
это и не вполне точно. Правильнее говорить об
искусственном и естественном происхождении.
Правда, в этом случае придется пренебречь
искусственными морями, являющимися, по существу,
водохранилищами. В некоторых словарях такое
употребление выделено в отдельное значение.
Наконец, последняя проблема связана с
наличием течения. С его помощью можно
противопоставить водоемы (море, озеро, пруд) и
водные потоки (река, ручей). Однако течение бывает
и в море, но там оно локально и, возможно,
непостоянно. Именно поэтому простую
формулировку «наличие течения» приходится
усложнить.
Признаки: размер (большой, небольшой),
наличие постоянного течения всей воды (есть, нет),
происхождение (естественный, искусственный).
Море – ‘большой, естественный, без
течения’;
озеро – ‘небольшой, естественный, без
течения’;
пруд – ‘искусственный, без течения’;
река – ‘большой, с течением’;
ручей – ‘небольшой, с течением’.
8. Льстить, хвалить, ругать, клеветать.
В этой задаче рассматриваются речевые
акты, связанные с оценкой либо предмета речи,
либо собеседника.
Возможно такое решение. Признаки:
сообщаемая оценка (положительная,
отрицательная), искренность (неискренне,
искренность не выражена). Возможно, в случае чернить
точнее говорить не об искренности, а о
правдивости, однако кажется, что эти два признака
можно обобщить и рассматривать как один:
‘говорящий не верит в то, что говорит’.
Льстить – ‘положительная,
неискренне’;
хвалить – ‘положительная, искренность не
выражена’;
ругать – ‘отрицательная, искренность не
выражена’;
клеветать – ‘отрицательная, неискренне’.
А теперь перейдем к новым задачам,
связанным с многозначностью слова и умением
выделять и описывать различные значения одного и
того же слова. Это достаточно сложное явление,
поэтому начнем с двух небольших задач, которые в
следующий раз разберем подробно.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ
1. Сколько значений слова банк
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой:
Этот банк построен в прошлом
веке.
В этом месяце были лишены лицензий три банка.
Мой знакомый вчера сорвал в казино банк.
В нашем банке данных нет этой информации.
«В банке сейчас около ста тысяч рублей», –
сказал банкомет.
Наш госпиталь создавал свой банк крови в
течение пяти лет.
2. Сколько значений слова стол
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие определения и опишите, как они связаны
между собой.
В адресном столе мне дали адрес
Петрова.
На обеденном столе разложили чертежи и
документы.
Больному прописали диетический стол.
Давай переставим письменный стол к окну.
Какой у вас сегодня богатый стол!
Если вы потеряли сумку, обратитесь в стол
находок.
|