Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Феликс НОДЕЛЬ,
канд. пед. наук, преподаватель-методист,
колледж № 17 архитектуры и менеджмента в строительстве,
г. Москва


«Церковь – это не дискотека»

Изложение-сочинение по очерку А.И.  Солженицына «Пасхальный крестный ход»

Немногим менее года назад в этой же газете я рассказывал об удачном опыте проведения изложения с элементами сочинения «на свободную тему» («Прокрустово ложе или возможность проявления личности?». «Русский язык» № 12/2005). Тогда оно проводилось на материале многими не читанного эпилога романа Л.Н. Толстого «Война и мир». И до, и после мне доводилось делать примерно то же, предлагая своим питомцам для осмысления очерк А.И. Солженицына «Пасхальный крестный ход» (три года назад подборку ученических работ на эту тему напечатал журнал «Континент» в № 118/2003. С 269–284).

В этом году ситуация сложилась особая. С момента написания очерка прошло четыре десятилетия (он датирован 1966 годом). Совсем недавно вышел десятисерийный фильм по одному из интереснейших произведений Солженицына «В круге первом» (по сценарию автора и с его закадровым голосом в «лирических отступлениях»). Возможно, поэтому, в отличие от прошлых лет, ныне почти никто не вступал в полемику с живым классиком. Поставленный мною вопрос: «Что изменилось за сорок лет?» – акцентировал в очерке актуальную мировоззренческую проблему. С ней и надо было соотнести личный опыт, наблюдения и размышления каждого из писавших.

Разумеется, многие просто пересказали очерк, не опуская необязательные и просто ненужные детали. Но был десяток-другой работ, выявивших самостоятельность мышления ребят, их умение заметить и осмыслить многое из того, чего не требует программа и что не предложат на экзаменах.

Первая неожиданность: приоткрылся внутренний мир «молчунов», от которых более чем за полгода я не добился выражения ни одной свежей мысли.

Второй «сюрприз»: не все уложились в отведенное время, и поэтому, ломая методические догмы, пришлось договориться с некоторыми, что они представят работы на следующий день, через неделю или даже после Пасхи, освежив свои наблюдения и впечатления. Таким образом, изложение для некоторых превратилось в домашнее сочинение (и я не видел ничего предосудительного в этом случае даже во вмешательстве родителей).

Анализ написанного уместно начать с резкого контраста – того, что по свидетельству моих учениц происходило в двух разных храмах:

«На самом деле все не так уж плохо, как утверждает автор, – написала одна. – Год или два назад я была в ночь в церкви, когда происходил крестный ход... было очень много народу... На лицах людей было такое выражение, как будто они ждали какого-то чуда... В церкви и на улице никто не толкался, не было курящих и пьяных. Я не увидела ни одной девчонки в брюках или парня с покрытой головой. Все шли со свечами вокруг церкви, и было такое ощущение, что они счастливы».

Другой явно не так повезло: «Я шла на крестный ход с возвышенным настроением, с чувством радости, а попала в зверинец, где кто-то, приняв меня за “свою”, сразу сунул в руку стакан, и откуда-то упал под ноги незатушенный окурок. (Теперь здесь, у подножия храма, не только танцплощадка, но и кабак, и ринг: озверевшие мужчины, а иногда и женщины, дойдя до “кондиции”, ищут повод подраться).
“Ну зачем же идти на праздник, если не веришь в Бога, зачем оскорблять чувства тех, кто верит? Неужели нельзя найти другого места для гуляний, для высказывания недалекости своего ума, своей невоспитанности, своих пороков!” – так хотелось мне спросить у всех этих людей...
Увы, мне так и не удалось попасть в храм... Я ушла, решив для себя, что вряд ли рискну еще раз сюда прийти».

С этой девушкой солидарны почти все писавшие:

«Церковь – это не дискотека. “Потусоваться” можно и в другом месте».

«Может, даже они и не верят в Бога, но покупают свечи и, наверное, считают, что это модно – прийти на крестный ход...»

(Несколько лет назад мой ученик высказал такое соображение, явно основанное на наблюдении: «В больших храмах в Москве крестный ход воспринимается как театральное представление. Люди, пришедшие на службу, ведут отвлеченные разговоры, женщины в брюках, их лица накрашены. Нет того уединения, которое можно ощутить в маленьких церквушках».)

Сам же крестный ход вызывает у девушек и юношей высокие чувства:

«...Неописуемая красота: ночь, свечи, пение...»

«Это величественно, но одновременно кротко, смиренно...»

И в очерке они замечают не только темное, но и светлое:

«...Идут десять женщин со свечами. Но только посмотрите на их лица! Для них Пасха – праздник души, а для толпы – всего лишь зрелище, забава предков».

Но «неописуемая красота» крестного хода производит впечатление и на «толпу»: «...Ведь те девушки и парни, которые “плохие”, замирают, когда начинается крестный ход».

Значит, и они не безнадежны?!

Одна из девушек завершает свою работу каким-то подобием надежды на лучшее: «...Новое поколение будет все-таки повышать свой духовный уровень, а если нет, то наше общество просто превратится в стадо животных».

Другая более пессимистична: «...Многое в нашей жизни изменилось, но мало чем это помогло. А в духовной жизни, мне кажется, стало еще хуже: двери открыты, а входить никто не хочет».

Неужели она права?

ВЕСНА В ДЕТСТВЕ

<...>
В самый светлый день весенний,
В день Христова Воскресенья,
С церкви зимнего Николы
Разольется звон веселый
И с пяти церквей в ответ
То ли звон, то ли свет.
Старший колокол – для фона:
Звук тяжелый и густой
В день веселый, день святой
Оттеняет перезвоны
Молодых колоколов.
Солнце синий воздух плавит,
Жарким блеском праздник славит
На крестах куполов,
И щебечут в поднебесье
Малые колокола, –
Светлый день! Христос воскресе!
Всемогущему хвала! –
То в распеве всей гурьбой,
То вразброд, наперебой –
Славят первый день пасхальный,
Бестревожный, беспечальный.
<...>

Мария Петровых
1975

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru