ПОДСПОРЬЕ
Контрольные диктанты за год
6–9-е классы
6-й класс
Среди грызунов, обитающих на
территории России, бобры – самые крупные. По виду
они напоминают огромных крыс. Бобры – ночные
животные, тесно связанные с водоемами. Они
предпочитают тихие лесные речки с высокими
берегами, с обильным травостоем и зарослями
кустарников. Их основной корм составляют деревья
мягких пород. Кроме того, бобры едят корни и
стебли кувшинок, тростника, различных водяных
растений и сочные травы. Их организм прекрасно
приспособлен к водному образу жизни и
растительной пище. Своими мощными резцами бобры
подгрызают стволы деревьев диаметром шестьдесят
сантиметров и более, валят их на землю, а затем
объедают кору и ветви. (По В.Герасимову) (91 слово)
Грамматическое задание
1. Выполните морфемный разбор слов.
1-й вариант: приспособлен.
2-й вариант: своеобразного.
2. Выполните морфологический разбор
слов.
1-й вариант: лесные, своими,
грызунов, напоминают.
2-й вариант: основной, их, зарослями, валят.
7-й класс
В такие летние сумерки хорошо войти в
сухие сени, в низкие комнаты с только что
вымытыми полами, где уже горят лампы и за
открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет
заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом
рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара.
Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем.
Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает
Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у
него нервно вздрагивает. Он слушает, не застучат
ли в кухне ножи.
С улицы пахнет рогожами. Завтра
ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги.
Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую
тучу, закрывшую полнеба. Гимназистка глядит
вслед теплоходу, и глаза ее делаются туманными,
большими. Пароход идет к низовым городам, где
театры, книги, заманчивые встречи. (К.Паустовский)
(123 слова)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор
слов.
1-й вариант: ослабевшие,
заброшенный, застучат.
2-й вариант: закрывшую, вымытыми, пахнет.
2. Выполните синтаксический разбор
предложений.
1-й вариант: Гимназистка сидит в
кресле, поджав ноги, и читает Тургенева.
2-й вариант: Пароход уходит вниз по реке,
догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба.
3. Выпишите из текста производный
предлог.
4. Обведите кружком сочинительный союз,
соединяющий однородные члены; части сложного
предложения.
Но однажды гроза грянула над лесом,
зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в
лесу так темно, точно в нем собрались все ночи,
сколько их было с той поры, когда они родились.
Шли маленькие люди среди больших деревьев, и,
качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели
сердитые песни. Молнии, летая над вершинами леса,
освещали его на минуту синим холодным огнем и
исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.
И деревья, освещенные холодным огнем молний,
казались живыми. Они простирали вокруг людей,
уходивших из плена тьмы, корявые руки, сплетая их
в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы
ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное
и холодное. Это был трудный путь, и люди,
утомленные им, падали духом. (По М.Горькому) (120
слов)
Грамматическое задание
1. Выполните морфемный разбор слов.
1-й вариант: собрались, качаясь,
грозно;
2-й вариант: простирали, пытаясь, темно.
2. Объясните постановку знаков
препинания в предложении:
1-й вариант: Но однажды гроза
грянула над лесом, зашептали деревья глухо,
грозно.
2-й вариант: Это был трудный путь, и люди,
утомленные им, падали духом.
3. Выпишите из текста.
1-й вариант: а) подчинительный
сравнительный союз; б) неопределенное
местоимение.
2-й вариант: а) причастия в значении
существительного; б) производный предлог.
8-й класс
Весна еще долго не открывалась.
Последние недели поста стояла ясная, морозная
погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до
семи градусов: наст был такой, что на возах ездили
без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на
второй день Святой, понесло теплым ветром,
надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный
и теплый дождь. В четверг ветер затих, и
надвинулся густой, серый туман, как бы скрывая
тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане
полились воды, затрещали и сдвинулись льдины,
быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и
на самую Красную горку, с вечера, разорвался
туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и
открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся
яркое солнце быстро съело тонкий ледок,
подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал
от наполнившихся испарений ожившей земли. Пришла
настоящая весна. (По Л.Толстому) (127 слов)
Грамматическое задание
1. Разберите словосочетания:
1-й вариант: а) долго не открывалась;
б) теплым ветром.
2-й вариант: а) вспенившиеся потоки; б) быстро
съело.
2. Выполните синтаксический разбор
предложений:
1-й вариант: Потом вдруг, на второй
день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись
тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый
дождь.
2-й вариант: Наутро поднявшееся яркое солнце
быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и
весь теплый воздух задрожал от наполнившихся
испарений ожившей земли.
3. Подчеркните сказуемое в тексте:
1-й вариант: в неопределенно-личном
предложении;
2-й вариант: в безличном предложении.
9-й класс
Начнем с самого раннего утра, когда
весь Петербург пахнет горячими, только что
выпеченными хлебами и наполнен старухами в
изодранных платьях и салопах, совершающими свои
наезды на церкви и на сострадательных прохожих.
Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели
магазинов еще спят в своих голландских рубашках
или мылят свою благородную щеку и пьют кофий. По
улицам плетется нужный народ, иногда переходят
ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах,
запачканных известью, которых и Екатерининский
канал, известный своею чистотою, не в состоянии
был бы отмыть. В это время обыкновенно неприлично
ходить дамам, потому что русский народ любит
изъясняться такими резкими выражениями, каких
они, верно, не услышат даже в театре. Иногда
сонный чиновник проплетется с портфелем под
мышкою, если через Невский проспект лежит ему
дорога в департамент. Можно сказать решительно,
что в это самое время, то есть до двенадцати
часов, Невский проспект не составляет ни для кого
цели, он служит только средством: он постепенно
наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои
заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. (По
Н.Гоголю) (166 слов)
Грамматическое задание
1. Объясните постановку знаков
препринания в предложениях:
1-й вариант: По улицам плетется
нужный народ, иногда переходят ее русские мужики,
спешащие на работу, в сапогах, запачканных
известью, которых и Екатерининский канал,
известный своею чистотою, не в состоянии был бы
отмыть.
2-й вариант: Можно сказать решительно, что в
это самое время, то есть до двенадцати часов,
Невский проспект не составляет ни для кого цели,
он служит только средством: он постепенно
наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои
заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем.
2. Выполните синтаксический разбор
предложений:
1-й вариант: В это время обыкновенно
неприлично ходить дамам, потому что русский
народ любит изъясняться такими резкими
выражениями, каких они, верно, не услышат даже в
театре.
2-й вариант: Начнем с самого раннего утра,
когда весь Петербург пахнет горячими, только что
выпеченными хлебами и наполнен старухами в
изодранных платьях и салопах, совершающими свои
наезды на церкви и на сострадательных прохожих.
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
* * *
7-й класс
Мы играли в саду за домом, когда
вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите
скорей, посмотрите, кого привезли!».
По двору, описывая круг перед крыльцом,
проезжали одна за другой нагруженные телеги. На
них были звериные шкуры, рога диких козлов и
кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на
ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам,
тигренок. Да-да, самый настоящий тигренок,
покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед
крыльцом, он испугался, попятился и растерянно
оглянулся на отца.
Пока отец отпрягал уставших лошадей,
разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы
взяли тигренка на руки, понесли его в гостиную,
положили на самое почетное место и стали вокруг.
Мы старались заметить в нем что-нибудь
особенное и внимательно к нему приглядывались.
Тигренка накормили из чашки теплым
кипяченым молоком. Он, налакавшись, растянулся
опять на диване и прищурился на свет большой
лампы. (134 слова)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложений:
1-й вариант: По двору, описывая круг
перед крыльцом, проезжали одна за другой
нагруженные телеги.
2-й вариант: Мы старались заметить в нем
что-нибудь особенное и внимательно к нему
приглядывались.
2. Выполните морфологический разбор
слов:
1-й вариант: сгорбившись,
нагруженные.
2-й вариант: описывая, уставших.
3. Выпишите:
1-й вариант: а) наречие,
образованное от прилагательного; б)
подчинительный союз.
2-й вариант: а) наречие, образованное от
существительного; б) производный предлог.
8-й класс
Левитан спустился по Оке до Нижнего и
там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с
Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не
было. Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно,
однообразно, не радуя глаз ни живописными селами,
ни задумчивыми и плавными поворотами. Наконец в
Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь,
рубленную из сосновых бревен. Она чернела на
зеленом небе, и первая звезда горела над ней,
переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине
вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почувствовалось
столько покоя, что он тут же решил остаться в
Плесе.
Маленький городок был беззвучен и
безлюден. Тишину нарушали только колокольный
звон и мычание стада, а по ночам доносились
колотушки сторожей. В домах за прозрачными
занавесками висел сушеный липовый цвет. (140
слов)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор:
1-й вариант: рубленную (из бревен);
2-й вариант: продававших.
2. Выполните синтаксический разбор
предложений:
1-й вариант: Берега наплывали
медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными
поворотами.
2-й вариант: Наконец в Плесе Левитан увидел с
палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых
бревен.
3. Разберите по составу:
1-й вариант: переливаясь,
почувствовалось;
2-й вариант: блистая, просиживал.
4. Обведите в тексте кружком:
1-й вариант: а) одиночный
сочинительный соединительный союз; б)
противительный союз;
2-й вариант: а) двойной сочинительный
соединительный союз; б) подчинительный союз.
5. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: составное именное
сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.
9-й класс
Как лейтенант ни торопил бойцов на
последних километрах пути, все же рассвет застал
их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.
Пользуясь предрассветными сумерками,
Ивановский прошел еще километр. Со все
возрастающим риском он приближался к едва
заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел
на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант
чуть не вскрикнул с досады: не хватило
каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить
на ту сторону. В утешение себе он сначала подумал,
что машины скоро пройдут, и они действительно
быстро скрылись вдали, но следом появился
какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили
из-за пригорка две черные приземистые
легковушки. Стало ясно: движение усиливалось;
перейти шоссе незамеченными с их самодельной
волокушей нечего было и думать.
Тогда Ивановский, не приближаясь к
шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в
сторону, на недалекий голый пригорок с реденькой
гривкой кустарника.
Расходуя последние силы, лыжники
взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из
волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая
ставшую привычной боль, устало заскользил к
недалекому уже кустарнику. (165 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
предложений.
1-й вариант: Со все возрастающим
риском он приближался к едва заметной на склоне
нитке дороги, как вдруг увидел на ней
спускающиеся с пригорка машины.
2-й вариант: Лейтенант чуть не вскрикнул с
досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут,
чтобы проскочить на ту сторону.
2. Выполните морфологический разбор
слов:
1-й вариант: а) возрастающим; б) в
утешение;
2-й вариант: а) не приближаясь; б)
действительно.
3. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: а) подлежащее в
придаточном предложении уступки; б) сказуемое в
безличном предложении;
2-й вариант: а) сказуемое в придаточном
изъяснительном предложении; б) сказуемое в
безличном предложении.
М.В. СУББОТА,
г. Москва
|