МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ШАПИРО,
г. Москва
Комплексная работа с текстом в конце
учебного года
Предлагаем текст для комплексной
работы на уроках русского языка. Его стоит
использовать ближе к концу учебного года, когда
уже изучены все основные темы. Текст можно
продиктовать, но лучше распечатать, чтобы каждый
девятиклассник вставил на своем листке
пропущенные буквы и знаки препинания и исправил
орфографические ошибки. Эти задания позволяют
повторить пунктуацию в простом предложении (тире
между подлежащим и сказуемым, обособленные
определения и обстоятельства) и во всех видах
сложного предложения. Некоторые моменты
интересно обсудить. Есть ли в тексте прямая речь?
Можно ли считать слова заявлял Карамзин, писал
Карамзин словами автора при прямой речи?
Формально можно. Но ученики, которые помнят хотя
бы в общих чертах язык прозы XVIII и начала ХIХ в.,
должны почувствовать, что слова Карамзина
пересказаны современным языком, а не буквально;
значит, перед нами не цитаты, и заявлял
Карамзин, писал Карамзин – вводные
предложения, которые надо выделить запятыми.
Заслуживает особого внимания
содержание этого отрывка. Во-первых, здесь идет
речь об эпохе, которую изучают в 9-м классе на
уроках литературы и истории. Во-вторых, текст
дает возможность проверить, владеют ли наши
ученики навыками грамотного чтения, и поговорить
о способах выражения авторской позиции. Спросим
девятиклассников, как, по их мнению, относится
автор к идеям Карамзина. Возможно, кто-нибудь
скажет, что точка зрения писателя и историка
одобрена, и сошлется на слова последовательно и
логично, достоинства, отлично знал русскую
историю, умел оперировать историческими фактами,
обосновывать ими свою точку зрения и т.п. Но
внимательные ученики замечают, что автор нигде
не выражает согласия с Карамзиным, настойчиво
повторяет, что приводит не свою точку зрения;
пишет, что Карамзин логично доказывал, а не доказал;
настораживает и сообщение о том, что идея
карамзинского сочинения соответствовала
взглядам подавляющего большинства. Окончательно
проясняется авторская позиция в заключении. В
частности, сказать, что в «Записке» Карамзина
были свои достоинства, можно только в том
случае, если в целом она не вызывает одобрения.
В феврале 1811 г. Карамзин уже читал
великой княгине Екатерине Павловне сестре
Александра свою «Записку» о древней и новой
России. Основная идея этого довольно об_емного
сочинения была проста доступна и соотве_твовала
взглядам под_вляющего больш_нства предст_вителей
дворянского общества. Автор «Записк_» очень
последовательно и логично доказ_вал что
самодержавие единственный государственный
строй способный обеспечить бл_гополучие и
процветание русского народа. Весь ход
исторического развития России за_влял Карамзин
опр_д_ляется одной простой зависимостью сильно
самодержавие русский народ бл_годенствует
слабеет самодержавная власть на Руси воц_ряется
хаос, народ раз_ряется, страдает и бедствует.
При этом автор проводил резкое различие между
просв_щен_м самодержц_м искре_е стремящ_мся
сделать свой народ счастлив_м и деспотом этот
народ угн_тающ_м. Самодержец писал Карамзин может
делать все за одним лишь исключением он не имеет
права огранич_вать свою собствен_ю власть
переклад_вать ее на чьи(либо) плечи. Царь несет
ответств_ность за все прои_ходящ_е в России и
снимать с себя эту ответств_ность он не должен.
В «Записке» Карамзина были свои досто_нства он
отлично знал русскую историю умел оп_рировать
историческими фактами обоснов_вать ими свою
точку зрения. Он стоял на почве российской
действительности созд_ной веками исторического
развития стоял утв_рдившись на ней так прочно что
любое движение вперед казал_сь ему (не)возможн_м. (А.Левандовский).
|