Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Окончание. См. № 7/2006


Изучаем частицы

7-й класс

Значение частицы не

К-1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите значение частицы не.

Пустыня

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно.
Реки которые (н_)куда (не)впадают. Прол_вные дожди которые высыхают (не)долетая до земли. Деревья под которыми нету тени. Родники вода которых (не)ут_ляет а ра_жигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя а от солнца.
Идеш_ и тень твоя испуга_но путается в ногах. Будто топчеш_ большую ч_рную птицу. И шустрые струйки песка засыпают (по)зади твой след.

(Н.Сладков)

– Укажите другие частицы и их разряд.
– Какие художественные приемы и для чего использует автор во втором абзаце?

К-2. Спишите, исправляя пунктуационные ошибки. Укажите значение частицы не.

Апрель... Еще не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес, и сверху устремился поток теплых солнечных лучей.
Сохнет хвойная подстилка в бору, желтеют песчаные обрывы по берегам рек, сбрасывают зимнее покрывало моховые кочки в редком заболоченном сосняке. Кажется, что лето отсюда, будто бы и не уходило никуда. На рыжих мхах как ни в чем не бывало, сочно зеленеют листья брусники. Лишь слегка побурели ветви болотного мирта, и багульника.
Не вдруг рассмотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными темно-зелеными листочками. Каким же необыкновенным сюрпризом, оказывается ее россыпь на первых проталинах и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и не наслушается, как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бесконечно дорог весенний перезвон капели.

(По Б.Тимофееву)

– Укажите разряды других частиц в тексте.
– Выпишите из текста метафоры.

К-3. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите значение частицы не.

В город уже пр_шла весна с ярким и теплым солнцем звонкой капелью и отчая_ным воробьиным гвалтом...
А за городом (по)прежнему хозяйнича_т зима. Здесь нет ни луж ни говорливых ручейков ни частоколов хрустальных сосулек. Сверкает сухой снег (не)движны темно(зеленые) ели и сосны. По открытым (косо)горам струится легкая поземка. Но это уже (не)колючая лед_ная крупа а тонкие пластинки которые ветер отрывает от подмерзшего наста и гон_т в низину.
Но и здесь ощутимо дыхание оживающей природы. Что(то) очень важное и (не)избежное уже произошло. Словно(бы) не с января а в эти (по)настоящему весение дни начинается календарь нового года.
По выходным дням в лесу много отдыхающих. Стремясь (на)встречу весне они прощаются с зимой. По бесконечным дорогам бегут большие и маленькие лыжники.

(По Б.Тимофееву)

– Укажите разряды других частиц в тексте.
– Назовите самые запоминающиеся выразительные средства.

К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вставьте ключевое слово.

____________.

Кто (не)видел (не)знает _________ (не)слушал их весеннего пения? С (не)запамятных пор русские люди устраивали для _________ деревя_ные домики-_________ украшали их затейливыми узорами укр_пляли их под крышами своих домов подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Хороша и бодра весе_няя песня _________. Каких только звуков (не)услыш_шь в _________ песне! То вдруг пустит _________ звонкую трель то закрякает дикой уткой...
_________ (н_)когда (не)остаются без дела. Они оберегают наши поля огороды сады являются верными друзьями человека.
К осени _________ соб_раются в многочисленные шумные стаи. (Не)ре_ко они с_орятся но (н_)когда (не)вступают в жестокие драки.
На теплом юге _________ (не)ра_стаются между собой держ_тся дружными стайками. Весной _________ (не)изме_но воз_вращаются в свои _________ безошибочно находя путь.

(Н.Соколов-Микитов)

Контрольный диктант по теме «Разряды частиц»

Сколько бы я ни встречался со своими читателями, непременно кто-нибудь да спросит, почему я пишу о природе. Действительно: почему? Вот мне уже пятьдесят лет, а я не только не собираюсь писать о чем-нибудь другом, а, наоборот, природа, обитатели лесов, степей, пустынь, гор увлекают меня все больше и больше. Теперь уже и не вспомнить, сколько километров пройдено по степи и пустыням... И как часто было трудно и тяжело и даже опасно, но – чудо! – хочется повторить все это снова.

Почему я пишу о природе? Это, конечно, потому, что я ее очень люблю.

Люди не могут жить без воздуха, воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Это ведь наши земляки, мы вместе живем на земле. И пока что никому не известно, есть ли еще где-либо во Вселенной жизнь. Как же не интересоваться существами, которых нигде больше нет?

(Н.Сладков)

Грамматические задания

1. Выделите частицы и укажите их разряд.

1-й вариант – в первом абзаце;
2-й вариант – в третьем.

2. Разберите слова по составу:

1-й вариант – собираюсь, трудно, солнечных;
2-й вариант – обитатели, увлекают, зверьками.

Различение частицы не и приставки не-

Работа проводится в группах после повторения правил написания не с разными частями речи. Ребята выполняют задания карточек 2 или 4 (комментируют слабые ученики). Затем приступают к выполнению заданий предложенных карточек. После выполненного задания группы, имеющие одинаковые карточки, объединяются для взаимопроверки и оценки.

К-2. Докажите, что выделенные слова не содержат отрицательной частицы. Выберите правильное объяснение.

А. (Не)уч на камень сел – камень на камне сидит.

1. Не входит в состав корня существительного, которое без не не употребляется.
2. Не входит в состав корня прилагательного, которое без не не употребляется.

Б. (Не)разлучному соседу обидных слов не говори.

1. Не входит в состав корня существительного, которое без не не употребляется.
2. Не входит в состав корня прилагательного, которое без не не употребляется.

В. (Не)ожиданно появившийся пень сани перевернул.

1. Не входит в состав корня прилагательного, которое без не не употребляется.
2. Не входит в состав корня наречия, которое без не не употребляется.

Г. (Не)навидеть угнетателей и защищать угнетенных – долг человека-борца.

1. Не входит в состав корня наречия, которое без не не употребляется.
2. Не входит в состав корня глагола, который без не не употребляется.

К-4. Докажите, что в выделенных словах нет отрицательной частицы, а есть приставка не-. Выберите правильное объяснение.

А. (Не)сдержанность – глупость, терпение – ум.

1. Не- – приставка, потому что входит в основу существительного, придает слову новое лексическое значение.
2. Не- – приставка, потому что входит в основу существительного, придает слову значение, синонимичное слову вспыльчивость.

Б. (Не)знакомая дорога что дремучий лес.

1. Не- – приставка, потому что входит в основу прилагательного, придает слову новое значение.
2. Не- – приставка, потому что входит в основу существительного, придает слову новое лексическое значение, синонимичное слову чужая.

В. (Не)дочитанная книга – все равно что неоконченный путь.

1. Не- – приставка, потому что входит в основу прилагательного.
2. Не- – приставка, потому что входит в основу полного одиночного причастия.

Г. (Не)замеченная кочка сани перевернет.

1. Не- – приставка, потому что входит в основу прилагательного.
2. Не- – приставка, потому что входит в основу одиночного полного причастия.

К-1. Выпишите предложения, в которых есть отрицательная частица не. Укажите, с какой
частью речи она употребляется. Расставьте знаки препинания.

А. 1. (Не)место красит человека а человек место. 2. (Не)взгоды закаляют характер. 3. И волны и суша покорны тебе; завидует (не)друг столь дивной судьбе.

Б. 1. (Не)красивый славится а умный. 2. (Не)уклюжий человек спортсменом не будет. 3. Никогда ничем (не)затуманится и навеки в памяти останется (не)высокий домик в два окна.

В. 1. (Не)льзя упрекать другого в своей (не)удаче если сам виноват. 2. (Не)надо перекладывать свою работу на других. 3. (Не)охотно и (не)смело солнце смотрит на поля.

Г. 1. (Не)кого нам ждать. 2. (Не)чего мне больше пожелать. 3. (Не)у кого спросить.

Д. 1. (Не)годовать на луну, что поздно восходит, бесполезно. 2. (Не)доумевает тот, что не способен предвидеть следствия своих поступков.
3. Много верст в походах пройдено по земле и по воде но прекрасной нашей Родины (не)забыли мы нигде.

К-3. Спишите, раскрывая скобки. Дайте письменное объяснение своего выбора написания не. Расставьте знаки препинания.

А. Он опустился стал ра_сеян сделался (не)ряхой.
Б. С какой жадностью с каким (не)насытным любопытством читал я сказки.
В. Я (не)взначай наступил на муравьиную кучу.
Г. Многие (не)доумевали и (не)годовали на мое описание «лиловых туманов».
Д. Мне что(то) (не)дужится.

К-5. Выберите верное написание не. Письменно объясните свой выбор.

А. Мальчик посмотрел исподлобья на (не)знакомца.
Б. Деревня, через которую мы проходили, была (не)большая.
В. (Не)заброшенный мяч остался у зрителей.
Г. На столе лежал наперсток, (не)довязанный чулок.

К-6. Спишите предложения с отрицательной частицей не. Укажите часть речи, с которой употребляется эта частица.

А. 1. (Не)законч_ную работу снегом запорошит. 2. (Не)законч_ную вовремя работу снегом запорошит.
Б. (Не)брош_ное семя не прор_стет. 2. (Не)брош_ное в землю семя не прор_стет.
В. 1. (Не)понимающему человеку все равно – железо или уголь. 2. (Не)понимающему в кузнечном деле человеку все равно – железо или уголь.
Г. 1. (Не)поднявшийся не почу_ствует высоты горы. 2. (Не)поднявшийся на гору не почу_ствует ее высоты.
Д. 1. (Не)знающий избавлен от тысячи бед.
2. (Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

Группе более сильных ребят предлагаем работы с текстами.

А-1. Спишите шуточный текст, расставляя знаки препинания и вписывая вместо пропусков не или ни. Объясните графически свой выбор написания.

В __котором царстве жил __, __чего он __опасался __чем __интересовался, кроме __скольких вопросов. __о чем он __думал __какой опасности __боялся так как ему было __с чем ее сравнить. __чье мнение он и в грош __ставил __каких авторитетов для него __было. __от кого вестей он __ждал и __куда писем также __писал. Но тут случилось __что.

– С какими частями речи употребляются частица и приставка не? Сформулируйте правило на данную тему.

А-2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. В места пропусков впишите слитно или раздельно ни, не или же. Объясните свой выбор графически.

Я шел по низин_ мимо трех __больших прудов. Темнел_... __добрый месяц стоял в небе. Лучше(бы) его вовсе __было: тьма __так страшна как полумрак. В темноте заранее зна_шь что __чего __увид_шь ни страшного ни странного. Но в полутьме все ждешь чего(то): оживают дальние кусты шевелятся блики на листве. Поле внуша_т мне ужас ужас __понятный и бе_смысле_ный. Боялся я __волков __медведей __разбойников а __извес_но чего; это был самый плохой страх.
Я шел ст_раясь __бежать сердце у меня колотилось. Наколотый на острую болотную траву, пл_стами л_жал туман ч_рнели кусты будто св_тясь __земным светом.
Но вот я входил в березовую рощу и (з,с)десь кончалась зона уж_са. В роще то__ было темно и царила та__ сырая тишина но страху __было.

(По В.Шефнеру)

– Озаглавьте текст.
– Какие опорные слова передают состояние героя?
– Какие синонимы использует автор для передачи своего состояния?

А-3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. В места пропусков вставьте частицы не, ни или бы. Укажите часть речи, с которой используется частица не. Подчеркните в тексте выражение, которое может быть заглавием.

Вещи __требуют собеседника. Они созда_ны для того что__ служить и они служат __бойко __л_ниво а в пр_делах своего назн_чения. Им __важно кому они служат.
Книги без собеседника мертвы они без него __могут ожить. Вещи __когда __умели п_чалиться или рад_ваться а в книг_ вл_жены чу_ства. И в отличи_ от вещей им вовсе __все равно кто буд_т их читать. Один читает то что написа_но другой __то что написа_но. А между тем нельзя __понять что в книг_ запеч_тле_но время которое ушло. В них мы нашли опавшие листья которые __когда __увянут. Нет, __возможно __читать. Истины и заблуждения ждут нас на страницах книг. Время уход_т а книги шелестят крыльями.

(По Л.Лиходееву)

– Составьте план данного текста.

– Согласны ли вы с мнением, что «книги без собеседника мертвы»? Как вы докажете правильность своей точки зрения?

– Почему люди по-разному читают книги?

А-4. Спишите, вставляя в места пропусков слова из словаря для справок. Расставьте знаки препинания. Укажите части речи, с которыми употребляется не.

«Гранитный город славы и беды» – так опр_делила Анна Ахматова единстве_ность города на Неве среди всех ост_льных. Одно от другого – слава и беда –____. В его исторической судьбе беды____ сопутствуют славе города и сопутствуя опр_деляют ма_штаб славы. За__ по сравнению с другими европейскими ст_лицами историческое существование бед городу было отпуще_но с избытком: «наводнения войны осада». Из любой беды он выходил__ но (за)нов_ прославле_ным стойкостью и мужеством своих граждан. Это город обл_дающий до сих пор ___тайной духовности единстве_ный в мире город тр_гической кр_соты. Если этого__ нельзя полюбить наш город.

(По М.Кралину)

Словарь для справок: (не)отделимы, (не)прерывно, (не)долгое, (не)сломленным, (не)разгаданной, (не)понять.

Повторение изученного о частицах

К-1. Спишите текст, деля его на абзацы и исправляя синтаксические ошибки.

Апрель... Еще (не)отогрелась окоченевшая земля, но уже ра_крылась бе_до_ная синь небес и (с)верху устр_мился поток теплых солнечных лучей.
Сохн_т хвойная подстилка в бору, желтеют пе_аные обрывы по берегам рек сбрасывают зимнее покрывало моховые кочки в ре_ком заболоч_ном сосн_ке. Кажется, что лето отсюда будто(бы) и (не)уходило (н_)когда. На рыжих мхах, как ни в чем не бывало, сочно зеленеют листья брусники. Лишь слегка побурели ветки болотного мирта и багульника. (Не)вдруг ра_смотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными темно(зелеными) листочками. Каким же (не)обыкновенным сюрпризом, оказывается ее рубиновая россыпь на первых проталинах и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и (не)наслушается, как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бе_конечно дорог весе_ний перезвон капели.

(По Б.Тимофееву)

1. Докажите, что этот текст художественного стиля.
2. Какие выразительные средства помогают автору сделать описание образным, эмоциональным?
3. Каких частиц больше в тексте? Как они помогают создать настроение?

К-2. Спишите и озаглавьте текст. Выберите из синонимов, заключенных в скобки, наиболее точный. Вставьте пропущенные буквы.

В город уже пр_шла весна с ярким теплым солнцем, звонкой капелью и отчая_ным воробьиным (криком, шумом, гвалтом).
А за городом (по)прежнему хозяйничает зима. Здесь нет (н_)луж, (н_)(шумных, говорливых, разговорчивых) ручейков, (н_)ч_стоколов (ледяных, тающих, хрустальных, хрупких) сосулек. (Сверкает, искрится, блестит, переливается, лучится) сухой снег, (не)движны темно(зеленые) ели и сосны. По открытым косогорам (метет, ползет, тянется, струится) ле_кая поземка. Но это уже (не)колючая лед_ная крупа, а тонкие пластинки, которые ветер отрывает от подмерзшего наста и гонит в низину.
Но и здесь ощутимо дыхание (просыпающейся, обновляющейся, оживающей) природы. Что(то) очень важное и (не)избежное уже произошло. Словно бы (не)с января, а в эти (по)настоящему весенние дни начинается календарь нового года.
По выходным дням в лесу много отдыхающих. Стремясь навстречу весне, они прощаются с зимой. По бе_конечным дорогам бегут большие и маленькие лыжники.

(По Б.Тимофееву)

– Укажите разряды используемых частиц.

К-3. При списывании текста устраните грамматические ошибки.

На улице стояла необычайная для середины апреля жара. С каждым днем все зеленее становилась трава, все больше появлялась цветов, и уже не одна бабочка и не одна пчела порхала над ними.
С деревьев доносилось щебетание птичьей мелюзги, а вдоль дороги расхаживали табунами пугливые грачи, вздрагивающие при каждом шуме, при появлении любого прохожего. Грачата помоложе никого не пугались. Они ходили по лужайкам и полянам, по вспаханном под картофель квадратам уже подсохшей сероватой земли и не обращали никакого внимания на людей.
В весеннем воздухе пахло тополевым цветом. Хотя самих тополей поблизости не было. Зато вдоль ручья зеленели осины с покрытыми ржавчиной стволами. А наверху вырядился в белый цвет какой-то наклонившийся набок куст.
Дни шли. И каждый новый приносил что-то по-весеннему свежие, а порой и неизведанное.

(По С.Баруздину)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru