Я ИДУ НА УРОК
О.Н. ЧЕРЕДНИКОВА,
г. Заречный,
Пензенская обл
Раздельное и дефисное написание
частиц
На материале сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»
(2-й урок по теме)
7-й класс
Цели:
1) обучающие:
– закрепить знания о том, какие
частицы пишутся раздельно, какие – через дефис;
– тренироваться в различении омонимичных частиц
и морфем;
– тренироваться в раздельном и дефисном
написании частиц;
– повторить слитное, раздельное и дефисное
написание прилагательных, знаки препинания в
сложном предложении, при вводных словах, при
диалоге;
2) развивающие:
– развивать умение учитывать
стилистическую окраску частиц в речи;
3) воспитательные:
– воспитывать интерес к творчеству
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Оборудование: портрет
М.Е. Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к сказке
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», карточки с индивидуальными
заданиями.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Мы продолжаем изучение правописания
частиц, их стилистических особенностей. Сегодня
помогут нам в этом произведения известного
русского писателя.
Посмотрите внимательно на портрет. Кто это? Что
вы знаете об этом писателе? Какое отношение имеет
он к родному нам Пензенскому краю?
Ребята говорят о том, что это русский
писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, который
написал «Сказки для детей изрядного возраста».
В Пензе писатель служил председателем
Пензенской казенной палаты с 1865 по 1866 год. За
время работы в губернии он, не считаясь с чинами,
смело выступал против казнокрадов и взяточников.
Город Пенза упоминается в нескольких его
произведениях, в частности, в «Повести о том, как
один мужик двух генералов прокормил».
Ученики цитируют из «Повести...».
– А не почитать ли нам «Московских
ведомостей»?
Сыщут нумер, усядутся под тенью,
прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в
Туле, ели в Пензе, ели в Рязани, – и ничего, не
тошнит!
II. Повторение.
Обратимся к тексту сказки, повторим
правописание слов также – так же, чтобы – что
бы. (Два ученика работают с карточками у
доски.)
Сказки были написаны Салтыковым-Щедриным на
завершающем этапе творческого пути. А с чего
началась его деятельность как писателя? Класс
выполняет задание.
Работа с текстом 1.
Запишите следующий текст, расставьте
и объясните постановку знаков препинания и
написание выделенных слов.
Так же, как и другие питомцы Царскосельского
лицея, Салтыков-Щедрин, конечно, пробовал свои
силы в поэзии. Но о своих восторженно-подражательных
поэтических опытах он впоследствии
вспоминать не любил. Михаил Евграфович избрал в
литературе труднейшую дорогу сатирика.
(А.М. Турков)
Почему в первом предложении так же
пишется раздельно? Какие еще частицы пишутся со
словами раздельно?
(Один ученик работает с толковым
словарем.)
Как вы понимаете значение слова сатирик?
Сатирик – автор сатирических
произведений.
Сатира – 1) художественное
произведение, остро и беспощадно обличающее
отрицательные явления действительности. 2)
Обличающее, бичующее осмеяние. (Толковый
словарь русского языка С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой)
Как вы думаете: почему будущий
сатирик впервые попробовал свои силы именно в
поэзии? Чей пример его на это вдохновил?
Почему он все-таки выбрал путь
сатирика, вершиной которого стали сказки?
III. Проверка классом карточек.
Карточка 1
1. Перед ними с одной стороны
расстилалось море, а с другой стороны лежал
небольшой клочок земли, за которым стлалось все то
же безграничное море.
2. Этою веревкой генералы привязали
мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли
спать.
3. Все, на что бы они ни обратили
взоры, – все свидетельствовало об еде.
Карточка 2
– А что, ваше превосходительство, если
бы нам найти мужика? – радостно сказал он.
– То есть как же... мужика?
– Ну да, простого мужика... Он бы нам сейчас и
булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
Кто участвует в разговоре? Какая
частица употребляется чаще всего в этом тексте?
Как она помогает автору передать характер
персонажей? Почему?
Ребята говорят, что это разговор между
двумя генералами, попавшими на необитаемый
остров. Чаще всего употребляется частица бы,
она участвует в образовании условного
наклонения глагола (подал бы, наловил бы).
М.Салтыков-Щедрин с помощью этих глаголов
говорит о тунеядстве и лености генералов – они
не умеют и не хотят ничего делать сами.
В чем трудность правописания частиц?
Как выяснить, являются же, бы
частью слова (морфемой) или частицей?
IV. Работа с текстом 2.
В последнее десятилетие творческой
деятельности Щедрин писал книгу «Сказки», она-то
и принесла ему всенародную известность. В
сказках действуют то генералы, то
помещики, то крестьяне, то птицы и звери
разные. Может быть, то, что написаны они в
знакомой с детства форме, привлекло внимание
народа. В то же время иносказательно-фантастическая
форма служила какой-то маскировкой
от цензуры.
(А.М. Турков)
1. Запишите текст, объясните знаки
препинания.
2. Чем является слово то в каждом из
представленных случаев? Как это отражается на
правописании?
3. Объясните правописание выделенных курсивом
слов.
Сказка Салтыкова-Щедрина поможет нам
выяснить стилистическую роль частиц, научиться
правильно использовать их в речи.
V. Задание, направленное на развитие
речи.
Вспомните, какие поручения генералы
давали мужику в «Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил», и выпишите их,
используя частицу ка.
Дети приводят следующие примеры: налови-ка
рыбы, напеки-ка булок, нарви-ка плодов (приказы
генералов мужику).
Еще примеры, найденные учениками: пойдите-ка
на восток, почитайте-ка газету, поищем-ка мужика
(обращение генералов друг к другу).
Как пишется эта частица со словами?
Вспомните: какие смысловые и
стилистические оттенки вносит частица ка?
(Эта частица вносит «смягчительный»
оттенок в просьбу, подчеркивая разговорный стиль
текста.)
Каждая сказка несет свой урок. В чем же
уроки сказок Салтыкова-Щедрина? Почему они и
сейчас актуальны?
VI. Работа с текстом 3, подведение
итогов урока.
Уроки щедринской сатиры многообразны.
Она не только провожает в царство теней все
отжившее, но по-прежнему карает всевозможных
хищников, захребетников, лицемеров, где бы ни
скрывались они, какие бы высокие посты ни
занимали. Не бойтесь же сурового взгляда,
каким он глядит с портретов! Не
ограничивайтесь беглым знакомством с его
произведениями. Скоро вы расслышите в них
страстный, доныне не смолкающий монолог негодующего
сердца.
(А.М. Турков)
1. Объясните правописание выделенных
курсивом слов.
2. Назовите частицы, которые
встретились вам в тексте. Объясните правописание
частицы не в этом тексте.
(Один ученик работает с толковым
словарем.)
Захребетник (разг.) – тунеядец,
бездельник, живущий за чужой счет, чужим трудом.
Лицемер – человек, прикрывающий
неискренность, злонамеренность притворным
чистосердечием, добродетелью.
Почему же смех Салтыкова-Щедрина так
часто бывает язвительным, беспощадным, злым?
VII. Подведение итогов урока.
Что вы узнали о правописании частиц?
Какие частицы пишутся со словами раздельно?
Какие – через дефис?
В чем трудность этого, казалось бы,
простого правила?
Как отличить частицу от омонимичной
ей части слова или части речи?
В чем особенности использования
частиц бы и ка в речи?
Что нового узнали вы на сегодняшнем
уроке о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина? В
чем уроки его сказок?
VIII. Домашнее задание.
§ 65, в сказках
М.Е. Салтыкова-Щедрина найдите примеры
использования частиц, объясните их раздельное
или дефисное написание.
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений. 3-е изд., стереотипн.
М.: АЗЪ, 1996.
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные
произведения / Вступ. статья А.М. Туркова. М.:
Худ. лит., 1989.
3. Салтыков-Щедрин М.Е. Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил / История
одного города. Господа Головлевы. Сказки. Л.:
Лениздат, 1973.
|