Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Т.Ю.  БАЛАШОВА,
г. Дубна,
Московская обл.


Подготовка к сочинению по картине

Творческие диктанты на вставку слов

5-7-е классы

Среди различных видов диктантов особое место занимают творческие диктанты, служащие одновременно задачам обучения правописанию и задачам развития речи*.

Известны два вида творческого диктанта: на вставку слов и словосочетаний и творческий диктант с заменами. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет творческий диктант первого типа – ведь он предусматривает не только вставку слов той или иной грамматической категории, что сводило бы задачи ученика к чисто механическому поиску слова. Этот вид диктанта помогает выявить стилистические функции грамматических категорий. Мы строили работу над творческим диктантом исходя из идеи стилистического эксперимента А.М. Пешковского – Л.В. Щербы.

В творческом диктанте, как и в стилистическом эксперименте, ученик перебирает различные слова-синонимы, осознает оттенки их лексического значения, т.е. подбирает, ищет нужное слово, пока не приходит к созданию наиболее удачного варианта текста.

Творческий диктант можно определить как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи школьников.

Особенно эффективны творческие диктанты при отборе языковых средств на подготовительном этапе перед написанием сочинения по картине.

В качестве материала для вставки в текст творческого диктанта мы выбрали имя прилагательное, так как стилистически прилагательное – наиболее «живописующая», выразительная часть речи.

Ученик при работе над сочинением по картине строит предложения, отбирая слова из синонимического ряда, подыскивая точные выражения, и тем самым обогащает свою речь. Рассматривая картину, ученик стремится передать словом наглядный образ.

Живопись, а также музыка, захватывая эмоциональную сферу ребенка, воздействует на его мышление и речь. Поэтому на уроках творческого диктанта на вставку прилагательных для сочинения по картине звучала музыка. Так, при подготовке к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» прослушивались «Песня жаворонка»
П.И. Чайковского, а также пьеса С.В. Рахманинова «Пробуждение природы»; И.И. Шишкина «Зима» – пьеса П.И. Чайковского «Декабрь»; И.И. Левитана «Март» – пьеса П.И. Чайковского «Подснежник»; И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» – пьеса П.И. Чайковского «Масленица»; В.Г. Перова «Тройка» – песня М.П. Мусоргского «Сиротка».

Итак, творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый процесс, позволяет решать на уроке одновременно образовательные и воспитательные задачи. Хотелось бы, чтобы учителя не забывали об этом виде диктанта и использовали его на уроках русского языка.

Тексты творческих диктантов

Общее задание

1. Прослушайте текст диктанта. Подумайте: достаточно ли точно описана в нем картина, которую вы рассматриваете? (После первого чтения.)

2. Вставьте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения, определения-прилагательные. (После второго чтения.)

5-й класс

ГРИБНИКИ

По картине А.А.  Пластова «Летом»

На картине изображен (знойный, летний) полдень. Под густыми ветвями (белоствольных) берез расположились (усталые) грибники. На переднем плане изображена девочка в (легком, белом) платьице и в (ярком, красном) платочке. За ней в (мягкой, густой, высокой) траве лежит женщина в синем платье. Она очень устала и дремлет, заслонившись рукой от (яркого, ослепительного) солнышка.

В (густой, изумрудной) траве стоят корзина и ведро. В корзине лежат (большие) грузди, а в ведре – (крепкие) боровики. Рядом возвышается глиняный кувшин с (душистой, спелой) малиной. Девочка обрывает с ветки (спелые, сочные, ароматные) ягоды малины. (Ослепительные) лучи солнца освещают (уютную, тихую) поляну.

Хочется вместе с грибниками побывать на этой (солнечной) полянке, отдохнуть в (прохладной) тени берез.

 ДЕТИ В ГОРОДЕ

По картине В.Г.  Перова «Тройка»

В.Г.  Перов «Тройка»

Перед нами (известная) картина Перова «Тройка». (Темный, холодный, ветреный, морозный) вечер в городе. Городские здания едва видны сквозь (снежную, белую) мглу. Трое ребят с трудом тащат по (неровной, в ухабах, зимней, скользкой) дороге тяжелые сани. На них стоит (огромная, обледеневшая) бочка с водой. Взрослый человек поддерживает бочку сзади, чтобы она не упала с саней. (Встречный, порывистый, сильный) ветер срывает с ребят (старую, ветхую, дырявую) одежду. (Измученные, худые, бледные) детские лица останавливают внимание зрителей.

(Холодные, серые) тона картины создают (подавленное, мрачное, грустное) настроение.

В картине «Тройка» Перов выразил (глубокое, искреннее) сочувствие (тяжелой) судьбе детей.

РУССКАЯ ЗИМА

По картине И.И.  Шишкина «Зима»

На картине Шишкина «Зима» изображен (морозный, солнечный, зимний) день в сосновом бору. Я вижу (глубокий, белый-белый, свежий, пушистый) снег, (светло-розовое, ясное и удивительно нежное) небо.

На первом плане художник написал (могучие, огромные, вековые, столетние) сосны, заметенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит (мрачный, темный, дремучий) лес. А слева лес уже совсем другой – (редкий, светлый).

Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого (удивительного, великолепного, чудесного) дня. На картине нет солнца, но я вижу (золотистый, солнечный) свет на деревьях.

(Сине-белый, розовый) колорит картины точно передает красоту (зимнего, спящего, уснувшего) леса.

Когда мы смотрим на это (замечательное) полотно великого художника, то чувствуем покой и (сказочную) красоту (русской, снежной, белоснежной) зимы.

ВЕСНА СВЕТА

По картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

На (известной, замечательной) картине Грабаря «Февральская лазурь» изображена березовая роща. Светит (ослепительное, яркое, февральское) солнце. (Лазоревое, фисташковое, зеленое, безоблачное) небо переливается разнообразными (сине-голубыми, сиреневыми) оттенками.

(Высокие, воздушные, стройные) березки четко выделяются на фоне (голубого, бирюзового, лазоревого) неба. Они точно протягивают свои (тонкие, нежные) ветки навстречу солнцу. Правда, на них еще висят (одинокие, желтые, осенние) листья. На земле еще лежит (рыхлый, пористый, тяжелый, влажный) снег.

На снегу заметны (лиловые, голубые, лиловатые, голубоватые) тени. (Голубоватый, серебристый) колорит картины точно передает красоту (солнечного, февральского) дня, говорит о приближении весны.

БОГАТЫЙ КРАЙ

По картине И.И.  Шишкина «Рожь»

Перед зрителем простирается до самого горизонта (огромная, широкая) равнина. Художник написал на переднем плане (проселочную) дорогу и (золотистое, необозримое) поле ржи. (Тяжелые, полные, наполненные) колосья склоняются почти до земли. Колосятся (созревшие, спелые) хлеба. На горизонте поле соединяется с (голубым, высоким) небом. Под (порывистым, легким) ветерком колышется (высокая, тучная, густая) рожь.

И.Шишкин «Рожь»

Над морем ржи возвышаются (мохнатые, высокие, могучие, раскидистые, богатырские) сосны-великаны. Они свободно раскинули свои (темно-зеленые, большие, лапчатые) ветви. Кажется, будто исполины (тяжелой, медленной, размеренной) поступью шагают по степи. Художник написал (могучую, полную богатырских сил) природу, (богатый, привольный) край.

(Солнечный, охристый, насыщенно-желтый) колорит картины передает (приподнятое, радостное, возвышенное) настроение создателя полотна.

Картина И.Шишкина «Рожь» – (торжественный, радостный) гимн крестьянскому труду.

6-й класс

МАРТОВСКИЙ СНЕГ

По картине И.И.  Левитана «Март»

«Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана. (Солнечный, весенний) день, но еще много снега. Справа виднеется стена (деревянного, желтого) дома. Под (яркими, теплыми) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым.

Возле дома стоят (белоствольные, изящные) березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого, голубого) неба.

Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени.

В картине снег (искристый, рассыпчатый) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (голубоватый, сероватый), на дороге – (грязный, бурый, желтовато-серый).

(Теплым, коричневым) пятном выделяется лошадь, греющаяся под первыми (теплыми, солнечными) лучами.

Хочется вдохнуть полной грудью (чистый, прозрачный, холодный, весенний) воздух. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.

НАСТУПЛЕНИЕ ВЕСНЫ

По картине К.Ф.  Юона «Конец зимы. Полдень»

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, тяжелая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный, зимний день). Снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, неподвижный, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому там лежит снег (белый-белый, нетронутый). Путем контраста художник подчеркнул весенние изменения в природе.

Картина создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (надоевшей, скучной, долгой, суровой) зимы.

7-й класс

РАДОСТНАЯ ПОРА

По картине В.А.  Серова «Девочка с персиками»

В (светлую) комнату только что вбежала и присела за стол (черноволосая, смуглолицая) девочка в розовой кофточке, с черным в белую горошину бантом, украшенным (ярко-красной) гвоздикой.

Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (тонких, смуглых) руках она держит (золотистый) персик. (Нежное) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (озорные, темно-карие) глаза. (Яркий, солнечный) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру (голубых и сиреневых) теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (радостной, счастливой, молодой, безмятежной) жизни юного существа.

Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. (Легкие, светлые, радостные, свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

По картине И.И.  Левитана «Золотая осень»

Художник изобразил (неширокую, спокойную) речку с (невысокими, пологими) берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась (березовая, небольшая, живописная) роща.

Величаво стоят (тихие, задумчивые, трогательные) березки. (Стройные, тонкие) осинки тянутся вверх. На (побуревшей, пожелтевшей) траве лежит ковер (золотистых, розовых, медно-красных, багряных) листьев.

И.И.  Левитан «Золотая осень»

Наше внимание привлекает одинокая березка справа и кустик (багрово-медного) цвета, наклонившийся над речкой. В (темной, темно-синей) воде отражается высокое, не по-летнему бледно-голубое) небо. Вдали виднеются (небольшая) деревушка и (изумрудное, зеленое, ярко-зеленое) озимое поле.

В колорите картины преобладают золотистые оттенки – от (ярко-желтого) до (темно-охристого). Золото отражается в стоячих водах реки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже (легкое, курчавое) облако застыло в небе не шевелясь...

Такой изобразил природу Левитан на своей картине «Золотая осень». Она радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство (легкой) грусти. Скоро подует (холодный) ветер и деревья уронят свой последний (праздничный, золотой) наряд.


* Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. М., 1963.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru