ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Т.М. ПАХНОВА,
г.Москва
От внимательного чтения текста – к
заданиям
(с выбором ответа, с кратким и
развернутым ответами)
Одна из причин низкого результата
выполнения старшеклассниками заданий ЕГЭ
связана с неспособностью учеников, прочитав
текст, понять его, адекватно воспринимая
содержание, авторский замысел. На наш взгляд,
чтению мешает графический облик предложенного
текста: перед каждым предложением стоит цифра,
заключенная в скобки (например, (1), (5), (7)...). Это
тормозит не только темп чтения, но и восприятие
содержания текста, его целостности, связности,
уничтожает интонацию, которую мы ощущаем как
часть замысла автора и воспроизводим «про себя»,
даже если не надо читать вслух. Известно, что
точка между предложениями внутри текста – это не
стена. Ощущение непрерывности в движении мысли, в
звучании текста сохраняется, настраивает нас на
предугадывание («упреждение», по словам
Н.И. Жинкина) того, что будет дальше... Что же
происходит на ЕГЭ? Кроме точки (или
вопросительного, или восклицательного знаков)
между предложениями появляются еще сразу три
знака (скобка открывается, затем цифра, скобка
закрывается...). Вот уж действительно между
предложениями воздвигается стена, даже
оборонительное сооружение. Опытный читатель не
может не обращать на это внимание. Для выполнения
всех заданий, особенно с развернутым ответом,
очень важно воспринять текст как единое целое,
как «словесную ткань» (а ученику предъявляется
ткань с дырками, с заплатками). Привыкнуть к этому
невозможно и даже опасно. Если предложения нужно
пронумеровать для удобства выполнения ряда
заданий, то эти цифры можно поставить на полях
(слева или справа).
При выполнении заданий советуем воспользоваться
закладкой, чтобы «не подглядывать» сразу в ответ.
1. Прочитайте внимательно текст,
подготовьтесь к пересказу (сжатому или
подробному) и ответу на вопрос «Разделяете ли вы
позицию автора?». Свой ответ аргументируйте.
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
|
Поэтическая судьба, биография
художника – это и есть решающая основа, главная
почва лирического творчества. Есенин обладал
такой богатой, сложной и по-своему цельной
поэтической судьбой, которой очень не хватало
многим его образованным современникам. Но
отчасти как раз поэтому Есенин в высшей степени
владел тем знанием, которое живет в самом
человеке и воплощается в его поведении и,
конечно, в творчестве. С другой стороны, он имел
достаточно знаний интеллектуального характера,
достаточно для создания той великой поэзии,
которую он мог и должен был создать, выразив, по
словам Горького, «неисчерпаемую печаль полей»,
«любовь ко всему живому в мире...». Если бы ему
были необходимы иные знания, он, без сомнения, ими
бы овладел.
Есенин, по верному замечанию Пастернака, обладал
тем «высшим моцартовским началом», той
«моцартовской стихией», которая, пожалуй, и есть
не что иное, как ярчайшее воплощение культуры.
Думать, что культура измеряется количеством
интеллектуальных знаний, – значит волей-неволей
приходить к выводу, что все Сальери мира – люди
более высокой культуры, чем Моцарт... Духовная
культура способна оплодотворить поэзию лишь
тогда, когда она не просто накопленная сумма
идей, но когда она воплощена в самом жизненном
поведении поэта.
(В.Кожинов) |
1) В чем суть духовной культуры?
2) Роль интеллектуальных знаний.
3) Основа лирического творчества.
4) Тема природы в творчестве Есенина.
1) Есенин;
2) Пушкин;
3) Пастернак;
4) Горький.
1) Безграничный;
2) неистощимый;
3) неиссякаемый;
4) плодородный.
1) Рад не рад;
2) волей-неволей;
3) хочешь не хочешь;
4) как ни крутись.
1) Интеллект;
2) культура;
3) современник;
4) почва.
1) Горький;
2) Есенин;
3) Моцарт;
4) Пастернак.
1) Художественный стиль, описание;
2) научный стиль, повествование;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) публицистический стиль, описание.
Выпишите из предложений 6–8
прилагательное, употребленное в превосходной
степени сравнения? (Ярчайшее.)
В каком предложении нет вводного
слова?
1) 3; 2) 5; 3) 6; 4) 7.
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 7.
1) оценочная лексика;
2) вводные слова;
3) сравнение;
4) эпитеты;
5) олицетворение;
6) риторическое обращение.
2. Внимательно прочитайте текст.
Выполняя задания, постепенно подготовьтесь к
сочинению – ответу на вопрос «Разделяете ли вы
позицию автора?».
Когда слышу, как читает сам поэт, мне
всегда кажется, что я присутствую6 при написании
стихотворения, потому что настоящие стихи всегда
рождаются из звука.4 И еще знаю1, что, когда я
слушаю аудиозапись, поэт читает только мне и
никому больше, что нас – двое. Посредник – голос,
в котором, по словам Максимилиана Волошина,
сокрыта «душа поэта». Звук – голос – текст.
В стихах «на эту тему» лучше всех,
по-моему, написала Ахматова. В «Тайнах ремесла», в
первом стихотворении цикла.
Самого текста еще нет, слова еще не
послышались, «сигнальные звоночки» «легких
рифм» еще не звучали.
...Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
(А.Ахматова. Творчество)
Последние двадцать лет я прихожу на
поэтические_ авторские вечера с диктофоном. О
том, что в авторском чтении заложена важнейшая3
часть таинственного кода, способствующего
рождению стихотворения, я догадался, очевидно,
давно... Моя давняя догадка может быть
зафиксирована сегодня четкой, непреложной
формулой: «Поэт должен читать свои стихи, потому
что никто другой этого сделать не сможет. Стихи,
не наполненные его живым голосом, еще не вполне
существуют. А прочитанные, они могут получить
необходимый импульс для путешествия в будущее».
(П.Крючков)
Определите тему, основные мысли
текста.
Укажите ключевые слова.
Согласны ли вы с утверждением автора,
что никто другой, кроме самого поэта, не может
прочитать стихи так, чтобы выразить авторский
замысел? Напишите об этом.
Объясните значение слов аудиозапись,
диктофон, импульс.
В каких значениях употребляются в
тексте слова код, формула?
Подберите синонимы к вводному слову очевидно.
Какова роль в тексте предложений с
вводными словами, словосочетанием?
Понаблюдайте за использованием в
тексте цитирования, в том числе частичного. Что
достигается благодаря включению в текст цитат.
Составьте схему 2-го предложения.
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Подготовьтесь к выразительному
чтению.
Дополнительные задания (с
выбором ответа)
а) Слышу;
б) слушаю;
в) слушать;
г) слушатель.
а) Поэт;
б) двое;
в) нельзя;
г) читать.
а) Оксюморон;
б) градация;
в) парцелляция;
г) многосоюзие.
а) побуждение;
б) толчок;
в) стимул;
г) надежда.
3. Прочитайте внимательно текст,
выполните задания; подготовьтесь постепенно к
сочинению; ответьте на вопросы: «Какие проблемы
поднимает автор?», «Согласны ли вы с автором?».
1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7) |
Любовь к Родине невозможна
без любви к родному слову. Только тот может
постигнуть своим сердцем и разумом красоту,
величие и могущество нашей многонациональной
Родины, кто дорожит родным словом. Человек,
который не любит языка родной матери, которому
ничего не говорит родное слово, – это человек без
рода и племени.
Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на
русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и
«Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души» и
«Слепого музыканта», «Записки охотника» и
«Степь», много страниц Толстого и Достоевского,
добрую половину стихов Тютчева и Никитина,
Маяковского и Есенина, Ахматовой и
Твардовского... Для меня русский язык –
неисчерпаемый источник мысли, чувств,
стремлений; когда мне трудно или невыносимо
больно, я начинаю читать по памяти великие
произведения русской литературы и в этом нахожу
не только успокоение, но и ощущаю большой подъем
душевных сил. На фронте я мог носить в полевой
сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был
томик «Избранное» И.С. Тургенева. Но счастье
этого великого духовного общения с русской
культурой органически связано для меня с тем, что
есть у меня родной язык – украинский: с молоком
матери, с ее колыбельными песнями, со словами
родной речи вошло в мое сердце чувство любви к
Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни
угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще
какую-то долю мгновения родные слова,
произнесенные невообразимо давно моей матерью.
(В.А. Сухомлинский) |
1) Со словами родной речи вошло в мое
сердце чувство любви к Отчизне.
2) Я знаю наизусть многие произведения русских
писателей.
3) Русский язык – это мой родной язык.
4) Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти
произведения русской классики.
1) Научный стиль, рассуждение;
2) публицистический стиль, описание;
3) публицистический стиль, рассуждение с
элементами повествования;
4) художественный стиль, повествование.
1) Отечество;
2) отчизна;
3) родимый;
4) отчий край.
Из 1-го предложения выпишите слово с
нулевым окончанием. (Любовь.)
Из последнего предложения выпишите
причастия. (Произнесенные, связано.)
Из 4-го предложения выпишите три
словосочетания со связью примыкание. (Глубоко
люблю, нежно люблю, знаю наизусть.)
Какое сочетание слов является
грамматической основой одного из предложений?
1) Люблю язык;
2) мгновения будут;
3) тот может постигнуть;
4) я начинаю.
Укажите номер сложного предложения, в
составе которого есть безличное предложение. (5.)
В каких сложных предложениях
придаточные присоединяются с помощью союзного
слова? Укажите номера. (2, 3.)
Какие три средства языковой
выразительности используются в тексте? Укажите
номера предложений.
1) Оценочная лексика; (5)
2) эпитеты; (5)
3) риторический вопрос;
4) анафора;
5) метафора. (7)
4. Внимательно прочитайте текст.
Выполняя задания, подготовьтесь к сочинению на
одну из тем (по выбору): 1) Его я могу назвать «Поэт
в душе!..»; 2) Чем отличается поэт от стихотворца.
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
|
Мы нередко слышим о
ком-нибудь: «Он поэт в душе». Это значит, что
понятие «поэзия» никак не исчерпывается
способностью писать стихи. Поэт – это прежде
всего человек особенного склада, особенной
духовной организации. Тот факт, что он пишет
стихи, – это, в сущности, внешнее проявление
его глубокой натуры. Правда, нельзя стать поэтом
на деле (а не только «в душе»), не обладая высоким
даром поэтического слова. Но столь же верно и
другое: очень многие люди, пишущие внешне яркие
стихи и подчас даже имеющие шумный успех, в
действительности не являются поэтами. Их
правильнее назвать стихотворцами.
Стихотворец отличается от поэта так же, как
ловкий имитатор отличается от тяжелоатлета:
такие имитаторы, притворно напрягая мускулы,
поднимают окрашенную под металл деревянную
штангу, вызывая овацию целого зала, и только
опытный глаз может обнаружить обман. Но в конце
концов этот обман разоблачают все...
(В.Кожинов) |
1) Поэт – это человек особого склада.
2) Поэт обладает высоким даром поэтического
слова.
3) Поэт и стихотворец – это одно и то же.
4) Стихотворца можно сравнить с ловким
имитатором.
1) Деловой стиль, рассуждение;
2) художественный стиль, описание;
3) научный стиль, рассуждение;
4) публицистический стиль, рассуждение.
1) Поэт;
2) стихотворец (книжн. и уст.);
3) стихосложение;
5) пиит (уст., книжн.);
5) певец;
6) бард.
Определите способ образования
существительного стихотворец. (Сложение +
суфф.)
Из 6-го предложения выпишите
причастия. (Пишущий, имеющий.)
Из предложений 6–8 выпишите два
словосочетания со связью примыкание. (Правильнее
назвать, притворно напрягая.)
Из предложения 5 выпишите вводное
слово. (Правда.)
В предложениях 1–5 укажите
деепричастный оборот, выпишите его. (Не обладая
высоким даром...)
Укажите средства связи между
предложениями 6 и 7.
1) Вводное слово;
2) союз;
3) местоимение;
4) однокоренные слова.
1) Оценочная лексика;
2) эпитеты;
3) метафора;
4) сравнение;
5) парцелляция.
5. Внимательно прочитайте текст;
выполняя задание, подготовьтесь написать
сочинение: «Какие проблемы поднимает автор?
Согласен ли я с ним?». Свой ответ аргументируйте.
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10) |
Жизнь в ее глубоком
внутреннем движении и творчество должны быть
единым целым: только тогда и рождается подлинная
лирическая поэзия. Правда, существует два разных
пути этого слияния жизни и творчества. Одни поэты
как бы творят свою жизнь, лепят свое поведение,
самый свой облик так, чтобы их жизненная судьба
легко и свободно переливалась в поэзию, в стих.
Это во многом можно отнести, например, к
Александру Блоку. Сама его жизнь является перед
нами как своего рода лирическая поэма – стройная
и законченная (хотя, конечно, вовсе не лишенная
противоречий, тяжких испытаний, мучительной
борьбы). Он как бы изваял свой облик и властно
направлял свой путь среди бурь и хаоса того
житейского и исторического моря, в котором
прошла его жизнь. Это отчетливо выразилось в
поэме «Возмездие»: ...Ты, художник, твердо веруй В
начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что
видишь ты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
<...> Познай, где свет, – поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно, Что в мире свято,
что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад
ума...
Совсем иным был творческий путь Сергея Есенина: к
нему невозможно отнести эти строки, он не знал (и
как бы даже не хотел знать), где «стерегут нас ад и
рай», где свет и где тьма, «что в мире свято, что в
нем грешно»... Если Блок в известной мере «жил, как
писал», то Есенин «писал, как жил». Оба эти пути
вполне законны, и оба равно трудны.
(В.Кожинов) |
1) Слияние глубокого внутреннего
движения самой жизни и творчества – основа
подлинной лирической поэзии.
2) Можно сказать, что А.Блок «жил, как писал».
3) Слияние жизни и творчества одинаково
воплотились в судьбе и произведениях А.Блока и
С.Есенина.
4) С.Есенин «писал, как жил».
1) Союзы;
2) местоимения;
3) лексический повтор;
4) вводное слово.
Укажите антонимы в поэтических
строках А.Блока. (Начало – конец, ад – рай, свет
– тьма, свято – грешно, жар – клад.)
Выпишите из предложения одно слово с
нулевым окончанием. (Жизнь.)
Из предложения 6 выпишите средство
связи придаточного предложения с главным:
указательное и союзное слова. (Того, в котором.)
Из предложений 2–5 выпишите вводные
слова. (Правда, например, конечно.)
Какие слова не являются
грамматическими основами простых предложений,
входящих в состав предложения 8?
1) Невозможно отнести эти строки;
2) он не знал;
3) стерегут... ад и рай;
4) что свято.
Выпишите из предложения 6
словосочетание со связью примыкание. (Властно
направлял.)
Укажите выразительные средства,
которые использует автор (не менее трех).
1) Эпитет;
2) метафоры;
3) сравнение;
4) риторический вопрос;
5) градация.
6. Внимательно прочитайте текст.
Подготовьтесь к сочинению на тему «К нам
возвращаются забытые имена...».
К нам возвращаются забытые имена
некогда знаменитых соотечественников, сведений
о которых не найти в советских энциклопедиях.
Одно из таких – Дмитрий Рябушинский.
Осенью 1913 года, в десятилетнюю годовщину первого
полета братьев Райт на аппарате тяжелее воздуха,
популярная и самая большая по объему московская
газета «Утро России» сообщила о том, что
«директору Аэродинамического института
Д.П. Рябушинскому вручен золотой нагрудный
знак». Правительственною наградой за успехи в
«воздухоплавательном деле» был отмечен не один
Дмитрий Павлович – список награжденных золотым
знаком состоял из трех фамилий, а впереди стояли
маститые ученые – М.Е. Жуковский и
С.А. Чаплыгин.
Итак, непривычное для современников сочетание
имен: Жуковский, Чаплыгин, Рябушинский.
В этой разновозрастной ученой троице,
олицетворявшей энергично развивающуюся
российскую авиационную науку, Дмитрий
Рябушинский был самым молодым, ему к этому
времени исполнился 31 год. Будучи выпускником
Императорской академии коммерческих наук, а
впоследствии и выпускником Московского
университета, он пришел в авиационную науку как
любитель, но не как дилетант. Природный ум и
хорошее образование подсказали выходцу из
именитой купеческой семьи, что в деле не гипотезы
и теории, а необходим живой опыт, эксперимент.
Дмитрий Рябушинский свято верил в свободу
научного поиска, основанного на серьезном
эксперименте, что помогло ему найти ответ в
изучении стихии жидкости и газа, в понимании
бесконечной Вселенной. Недаром старшие братья
иногда величали брата Дмитрия «небожителем».
(А.Хомяков)
Озаглавьте текст.
С помощью каких языковых средств
осуществляется связь между предложениями, между
абзацами?
Докажите, что это текст. Какова роль
двух первых предложений?
Объясните значение слов гипотеза,
эксперимент, дипломат.
Подберите синонимы к глаголу величать.
Чем различаются слова, входящие в синонимический
ряд?
Замените в одном из предложений
причастный оборот придаточным предложением.
Сравните синонимичные конструкции.
Произведите разбор словосочетаний: десятилетняя
годовщина, научный поиск, свято верил, величали
брата.
Сравните: не один – ни один, недаром
– не даром. Придумайте предложения с этими
словами.
Выполните разные виды разбора.
Подготовьтесь к выразительному
чтению и пересказу текста (к изложению).
7. Внимательно прочитайте текст,
выполните задания и постепенно подготовьтесь к
сочинению «В чем, по мнению автора, секрет
искусства Некрасова? Согласен ли я с ним?». Ответ
свой подтвердите примерами.
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7) |
Лирическая поэма Некрасова
«Рыцарь на час» принадлежит к самому высшему из
того, что вообще создано русской поэзией...
Неповторимое искусство поэта проявляется, в
частности, в том, что в его пейзаже органически
живет – хотя и не вырывается наружу – та же
рыдающая мелодия. С формальной точки зрения она
создается повторением смежных рифм: ...Вся бела,
вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И
на белой церковной стене... – нагнетанием
одинаковых гласных (вначале господствует о,
затем у, и и т.п.): В стороне от больших
городов, Посреди бесконечных лугов, За селом, вся
видна при луне... – тождеством синтаксического и
ритмического членения, повторами однородных
членов предложений... Этот некрасовский (и только
некрасовский!) стих есть создание высокого
искусства, причем, если угодно, именно искусства
«формы», которая, конечно, представляет собой
органическое проявление поэтического смысла,
самую душу, «принявшую очевидность тела». Лучшие
стихотворения Некрасова – образцы
несравненного поэтического искусства, которое,
естественно, выступает внешне как искусство
«формы». ...Чу! тянут в небе журавли, И крик их,
словно перекличка Хранящих сон родной земли
Господних часовых, несется Над темным лесом, над
селом, Над полем, где табун пасется, И песня
грустная поется Перед дымящимся костром... Нужно
только до конца понять, что тот хватающий за
сердце каждого русского человека смысл, который
содержится в этих строках, существует и может
существовать только в данной форме, в данных
словах, ритме, рифмах, звуках, – и тогда станет
совершенно ясным искусство Некрасова, красота
его стиха.
(В.Кожинов) |
1) Искусство Некрасова – это результат
единства, гармонии смысла, содержания и формы.
2) Форма в некрасовских стихах – это отражение
глубокого содержания, смысла.
3) Смысл, мелодия некрасовского стиха волнует,
«хватает за сердце» каждого русского человека.
4) В стихах Некрасова мы ценим только форму.
1) Оценочные эпитеты;
2) вводные слова и вводные конструкции;
3) восклицательное предложение;
4) предложения с однородными членами;
5) гипербола.
1) Звукопись (ассонансы);
2) сравнение;
3) метафоры;
4) ряды однородных членов;
5) междометие.
1) Лучшие;
2) ритм;
3) гласные;
4) журавли.
1) 1; 2) 2; 3) 4; 4) 5.
1) Одно;
2) два;
3) три;
4) четыре.
1) Наречие;
2) местоимение;
3) неполное предложение;
5) вводное слово.
1) 1; 2) 3; 3) 5; 4) 7.
1) Бессоюзное сложное;
2) сложноподчиненное;
3) сложносочиненное;
4) сложное предложение с сочинением и
подчинением.
1) Русская поэзия;
2) поэтическое искусство;
3) посреди лугов;
4) совершенно ясно.
8. Прочитайте начало книги
Ю.Н. Караулова, посвященной вопросам
исследования языковой способности. Укажите
средства связи между предложениями. Докажите,
что это текст научного стиля.
Под языковой способностью человека
понимают обычно возможность для него
производить и понимать тексты, ранее ему
неизвестные, им не производившиеся и не
слышанные2. Согласно распространенным
представлениям языковая способность
складывается из составляющих, которые
соответствуют уровням языковой структуры.4 Так,
различают3 фонетический компонент языковой
способности, морфологический, синтаксический,
лексический. Последний совпадает с
индивидуальным лексиконом, со словарем «в
голове» человека.
Замените в 1-м предложении
обособленные определения синонимичными
конструкциями. Составьте схему сложного
предложения.
Какие орфографические правила можно
подтвердить примерами из текста?
Объясните знаки препинания.
Выполните различные виды разбора.
Укажите, какие слова не являются
словосочетанием.
а) Языковая способность;
б) совпадает с лексиконом;
в) согласно представлениям;
г) обычно понимают.
|