ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ
М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва
Продолжение. См. № 22, 23/2005; 1, 2, 4, 5, 7/2006
Тысяча и одна задача по семантике
Выпуск 8
В прошлый раз читателю для решения
предлагались задачи, связанные с
многозначностью (полисемией) и умением выделять
и описывать различные значения одного и того же
слова. Поскольку речь шла о достаточно сложном
явлении, вниманию читателей были предложены
всего лишь две задачи, обсуждение которых и
должно помочь прояснить проблему выделения у
слова разных значений.
Нужно сразу сказать, что строгой
процедуры выделения лексических значений не
существует, и на практике лингвисты часто
сталкиваются с ситуациями, в которых можно
принять разные решения, то есть объединить два
употребления слова в рамках одного значения или
отнести их к разным значениям. Тем не менее в
предложенных задачах рассматриваются
достаточно ясные случаи полисемии. Количество
выделяемых ниже значений соответствует
лексикографической традиции.
Статья опубликована при поддержке компании "Коннект", занимающейся продажей мебели, в том числе офисной, всех ценовых категорий и стилей. Нужна обстановка в кабинет и чтобы обязательно было солидное кресло кожаное руководителя или подыскиваете недорогую, но качественную и удобную мебель для персонала? Тогда обязательно загляните на сайт konnekt-mebel.ru. На страницах интернет-каталога представлены как отдельные предметы офисного интерьера, так и коллекции, включающие в себя все необходимое для того, чтобы и руководителю, и сотрудникам было удобно и комфортно на их рабочих мечтах. Кроме того, "Коннект" готов предложить Вам полный комплекс услуг по обустройству помещений. При этом Вам не придется никуда ехать: специалисты приедут к Вам в офис с каталогами и образцами, составят дизайн-проект помещений, доставят и соберут мебель в оптимально приемлемые сроки.
Задача 1
Сколько значений слова банк
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой.
1. Этот банк построен в прошлом
веке.
2. В этом месяце были лишены лицензий три банка.
3. Мой знакомый вчера сорвал в казино банк.
4. В нашем банке данных нет этой информации.
5. – В банке сейчас около ста тысяч рублей, –
сказал банкомет.
6. Наш госпиталь создавал свой банк крови в
течение пяти лет.
Наиболее важное значение (иногда его
называют главным) демонстрирует нам 2-й пример. В
этом предложении речь идет о банке как
финансовом (или кредитном) учреждении, в котором
хранятся деньги. Главным это значение можно
считать по нескольким причинам. Во-первых, оно
является наиболее частым в речи и текстах.
Во-вторых, именно оно первым приходит в голову
при вопросе о значении данного слова. И наконец,
именно оно оказывается исходным, то есть
остальные значения образуются от него с помощью
различных операций. Следует оговорить, что речь
идет не об исторической последовательности
образования значений, а о том, как мы их
представляем и связываем сейчас, при данном
состоянии языка. Если же говорить об
исторической перспективе, то главное значение
может устареть и перестать быть главным.
Очень близко к этому значению другое,
представленное в 1-м примере. Здесь речь идет о
банке как здании, в котором расположено
соответствующее учреждение. Это значение
образовано от первого с помощью так называемого
метонимического переноса. Можно также сказать,
что их связывает метонимия. Это означает, что
слово используется по отношению к новому
объекту, смежному со старым в пространстве.
Действительно, учреждение находится в здании, то
есть они существуют в одном месте, в одной точке
пространства. Такой метонимический перенос
регулярен, то есть встречается практически для
всех названий учреждений. Так, школой мы
называем и образовательное учреждение, и его
здание, так же обстоит дело и со словами редакция,
министерство и др. Из-за этой регулярности (то
есть, по существу, обязательности) это значение
иногда объединяется с первым в одно. Однако более
точным решением следует считать их различение.
Еще одно, третье значение представлено
в 3-м и 5-м примерах. В них слово банк
обозначает деньги, поставленные на кон в
азартной игре. С первым значением они связаны
идеей денег, или, точнее говоря, хранения денег,
правда, более краткосрочного и менее надежного,
чем в финансовом учреждении. Здесь можно
говорить о метафорическом переносе, или
метафоре, что означает, что первое и третье
значения связаны определенным сходством, в
данном случае – функциональным. Иначе говоря,
слово используется по отношению к новому
объекту, сходному внешне, функционально или
как-то еще со старым.
Именно метафорический и
метонимический переносы являются самыми
распространенными способами образования новых
значений, или, если говорить более точно,
способами установления связей между значениями
слова.
Метафорический перенос действует в
этой задаче еще один раз. Четвертое, и последнее,
значение представлено в 4-м и 6-м примерах. Речь
идет о банке как систематизированном хранилище,
только уже не денег, а различных вещей, например,
информации (4-й пример) или крови (6-й пример). Это
значение связывает с первым метафора – сходство
по функции, а если говорить конкретнее, то идея
хранения. Важной является идея именно
систематизированного хранения, поскольку
соответствующие вещи распределены особым
образом и хранятся по определенным правилам
(этой идеи нет в третьем значении, где деньги
просто суммируются).
Можно, таким образом, подвести итог и
сформулировать краткий ответ.
В шести предложенных примерах слово банк
употреблено в четырех значениях:
1) кредитное учреждение (в котором
хранятся деньги): 2-й пример;
2) здание кредитного учреждения: 1-й пример;
3) деньги, поставленные на кон в карточной или
другой азартной игре: 3-й и 5-й примеры;
4) систематизированное хранилище: 4-й и 6-й примеры.
Главным является первое значение.
Второе значение связано с первым регулярным
метонимическим переносом (учреждение ––>
здание). Третье значение связано с первым идеей
хранения денег (в игре – временного). Четвертое
значение связано с первым идеей
систематизированного хранения.
Задача 2
Сколько значений слова стол
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие определения и опишите, как они связаны
между собой.
1. В адресном столе мне дали адрес
Петрова.
2. На обеденном столе разложили чертежи и
документы.
3. Больному прописали диетический стол.
4. Давай переставим письменный стол к окну.
5. Какой у вас сегодня богатый стол!
6. Если вы потеряли сумку, обратитесь в стол
находок.
И в этой задаче надо начать с поиска
главного значения. Интуитивно очевидно, что
таким для нас является идея стола как предмета
мебели. Именно это значение каждый из нас назовет
первым, например, объясняя, что такое стол,
ребенку. А маленькие дети вообще могут знать
только это значение. Главное значение
представлено во 2-м и 4-м примерах.
Другое значение представлено в 1-м и 6-м
примерах. Здесь стол обозначает учреждение.
Можно говорить о метонимическом переносе,
поскольку столы как предмет мебели присутствуют
в учреждениях.
От главного также с помощью
метонимического переноса образовано еще одно
значение, которое мы видим в 5-м примере. Говоря о богатом
столе, имеют в виду обилие еды, расположенной
на соответствующем предмете мебели (обеденном
столе) и предназначенной для потребления
(питания).
Наконец, последнее, четвертое значение
представлено в 3-м примере. В этом предложении
слово стол обозначает режим питания. Это
значение также образовано метонимическим
переносом, но не от главного, а от третьего. Их
связывает идея питания, потребления пищи. Таким
образом, это значение связано с главным лишь
опосредованно.
Сформулируем краткий ответ и для этой
задачи.
В примерах слово стол употреблено
в четырех значениях:
1) предмет мебели: 2-й и 4-й примеры;
2) учреждение: 1-й и 6-й примеры;
3) еда, стоящая на столе: 5-й пример;
4) режим питания: 3-й пример.
Второе и третье значения связаны с
первым (столы присутствуют в учреждении, и на них
ставится еда). Четвертое значение связано с
третьим (еда на столе ––> пища ––> режим
питания).
Теперь, немного нарушив нашу традицию,
в качестве новых задач я предложу задачи того же
самого типа. Это связано с тем, что данный тип
очень важен и полезен для учеников. Задачи могут
различаться между собой по сложности и по объему,
и имеет смысл прорешать разные варианты.
Интересно также рассмотреть слова разных частей
речи. В этот же раз пришлось ограничиться двумя
простыми задачами с именами существительными,
чтобы на их примере подробно разобраться в
проблеме полисемии (многозначности). Поэтому
ниже предлагаются еще пять более разнообразных
задач. В дальнейшем я ограничусь лишь кратким их
разбором.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ
1. Сколько значений слова билет
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой.
1. Я вчера купил билет в Париж,
завтра улетаю.
2. Ты опять потерял свой студенческий билет?
3. На экзамене вы оставляете все свои вещи у входа,
проходите в аудиторию и тащите билет.
4. Почему вы меня не пускаете, я же купил билет.
5. К сожалению, сегодня вход в клуб только по
членским билетам.
6. На экзамене по истории мне попался трудный билет.
2. Сколько значений слова сухой
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой.
1. В ванной висят сухие полотенца,
ими можно вытираться.
2. На складе осталось десять мешков сухого
молока.
3. Пожалуйста, не говори со мной таким сухим
тоном!
4. Наши опять проиграли с сухим счетом.
5. Вы нам сообщили только сухие цифры, но этого
мало.
6. Лето будет жаркое и сухое.
7. Нам оказали крайне сухой прием.
3. Сколько значений слова кричать
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой.
1. Несчастные кричали от ужаса, но
никто не пришел к ним на помощь.
2. За столом все громко кричали и перебивали
друг друга.
3. Не смейте кричать на меня, я не ваша
секретарша!
4. Все газеты кричат о кризисе, но он пока не
наступил.
5. Он кричал ей вслед, что любит ее, но она даже
не оглянулась.
6. В их доме все вещи кричат об их дурном вкусе.
7. Не надо кричать, вас все равно никто не
слышит.
4. Сколько значений слова колено
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой.
1. Сегодня она надела юбку ниже колен.
2. Садись ко мне на колени, и я расскажу тебе
сказку.
3. Колено водосточной трубы прохудилось, и
вода лилась из всех дыр.
4. Мои дети всегда ходили с протертыми коленями.
5. Он вчера выкинул очередное колено.
6. Поставь мне заплатку на колено.
7. От постоянной нагрузки у прыгунов в длину часто
травмируются колени.
5. Сколько значений слова работать
представлено в следующих примерах? Дайте им
краткие толкования и опишите, как они связаны
между собой.
1. Не все люди любят работать.
2. Я работаю в университете.
3. Телевизор не работает, надо вызвать
мастера.
4. Мама у нас не работает, она – домохозяйка.
5. Голова у тебя совсем не работает.
6. Постоянно работай пальцами, тогда рука
согреется.
7. Кто не работает, тот не ест.
8. Ты пойми, этим ты фактически работаешь на
наших конкурентов.
|