Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Г.А. ТИХОНОВА,
с. Новинка,
Астраханская обл.


Нескучный урок

Урок-КВН

Уважаемая редакция!
Хотя сейчас нетрадиционным урокам уделяется не так много внимания, как это было раньше, проводить их в среднем звене, по-моему, просто необходимо, потому что они пробуждают у детей интерес к языку, без чего его изучение невозможно. Посылаемый материал можно использовать и для внеклассной работы. Составляя урок, я использовала, кроме книг по занимательной грамматике и методических журналов, книгу А.Аксельрода, С.Муратова, М.Яковлева «Клуб веселых и находчивых» (М.: Советская Россия, 1965)

I. Подготовительная часть.

Учитель рассказывает о теме и целях урока. Затем класс разбивается на две команды – например, мальчиков и девочек.

Каждая команда решает свою задачу; отгадка будет названием команды.

А. Шарада

Мое начало – буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок,
То снова полетит. (Шмель)

Б. Метаграмма

С буквой к меж берегов
Я теку привольно.
С буквой с я без зубов,
Но кусаюсь больно. (Оса)

Пожелав участникам успеха, начинаем конкурс.

II. Конкурсы.

Конкурс 1. «Разминка – гимнастика ума»

а) Когда человек бывает деревом?

(Когда он со сна.)

б) Когда мальчика называют женским именем?

(Если он соня.)

а) Какое слово всегда звучит неверно?

(Слово неверно.)

б) Когда руки бывают не существительными, а местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты.)

а) На какое дерево садится ворона под проливным дождем?

(На мокрое.)

б) Каких камней нет ни в одном море?

(Сухих.)

а) Если б не было его, не сказал бы ничего.

(Язык.)

б) Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.

(Корень.)

Конкурс 2. «Грибной сезон»

Грибной сезон впереди, но наши необычные грибы можно собирать круглый год. Каждая команда выбирает грибника, которому придется собирать грибы в чужом лесу, – то есть в команде противника. Учитель вручает каждой команде «грибы» – слова в форме родительного падежа множественного числа. Грибники собирают в разные «корзинки» грибы – слова с одинаковыми окончаниями.

На грибах написаны слова:

  • Для первой команды: домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

  • Для второй команды: степей, ножей, батарей, галерей, ушей, юношей.

Конкурс 3. «Что можно настричь с одной овцы»

Что вы скажете, если кто-нибудь дернет вас за ухо? Наверно, крикнете: «Не тронь мое ухо!». Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!». Над вами посмеются: «Ну и грамотей!». Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два уха – уши. Как пошутил над нами корень в этих словах? Конечно, он изменился благодаря чередованию.
А теперь познакомимся с героиней нашего следующего конкурса. На нашей овечке вместо шерсти растут слова. От каждой команды выходит по одному ученику. Они по очереди будут срезать с овечки слова, в которых согласный корня подвержен чередованию.
Итак, что можно настричь с одной овцы?

Слова: пух, пекарь, лекарь, бег, замок, ноги, дорога, снег, творог, пирог, дуб, тетрадка, нож, карандаш, трава, постель, шкафчик, диван, осина, рот.

Конкурс 4. «Игра в прятки»

А сейчас приставки приглашают вас сыграть в прятки.
Они спрятались в словах. Найдите приставки и объясните, как они могли спрятаться в том месте, где вы их нашли.

  • Для первой команды: громоотвод, деревообделочный.

  • Для второй команды: водопроводчик, мясоперерабатывающий.

Конкурс 5. «По рядам ошибок – пли!»

Внимание! Телеграмма-молния! Срочно – нарочно! Война до победного конца!.
Слушать меня внимательно! Только что получено донесение: на вас совершено разбойное нападение. Вас атакуют полчища ошибок. Они хотят взять вас в плен и превратить в отпетых двоечников.
Это нельзя допустить. Наш класс становится полем военных действий.
Батареи, внимание! Приготовить снаряды!

(Игроки берут «снаряды» с надписями «ударение», «последующий согласный», «суффикс -а-», «значение корня». Конкурс проходит в виде эстафеты.
По передовому отряду – пли!
(Вывешивается плакат со словами: угар, загореть, нагар, разгар, погорелец, подгорелый, где пропущены гласные в корне.)
(Игроки берут снаряд «ударение» и «стреляют» – вставляют буквы.)
С правой стороны на вас наступает резервный отряд.
(Слова: растение, наращивать, водоросли, подложить, слагаемое.)
Внимание! Батареи, огонь!
(Игроки берут снаряд «последующий согласный» и «стреляют», вставляя буквы.)
Новое донесение. Это, оказывается, ультиматум: «Требуем немедленной капитуляции. На размышление – 10 секунд». И подписи: прикосновение, касание, касательная, коснуться, избирательный, запереть.
Согласны капитулировать? Нет? В таком случае подготовьте оружие (суффикс -а-). Огонь! Последний залп!
Победа! Враг капитулировал. В этом сражении победили знания!

Конкурс 6. «Конкурс кладоискателей»

Для этого конкурса нам необходимо по семь профессиональных кладоискателей от каждой команды. (Цифра условна, по количеству игроков.)
Сейчас я вручу вам задания.
(Вытаскиваю из пакета по очереди бумаги, читаю:

– «Слитки серебра в северной яме». Нет, это из Стивенсона.
– «Завещание одноглазого Бернардито...» Это тоже не то.
– «10 фунтов от левой ноги скелета» – совсем не то.
– «Череп и кости» – это от трансформаторной будки.
– «Главная часть сокровищ здесь...» – а вот и ваши задания.)

Итак, вам придется искать не сокровища пирата Вильяма Роджерса, не испанские дублоны и даже не итальянские флорины. Речь идет о более ценном сокровище – о русском языке.
Из множества карточек вам надо отобрать лишь те, где правильно объяснено правописание приставки при-.

Карточки:

  • Приколол – присоединил булавкой.

  • Прилежание – присоединение к лежачим.

  • Придрался – присоединился к драке.

  • Признался – присоединился к знающим.

  • Припаял – присоединил паяльником.

  • Приключение – присоединение к ключу.

  • Приголубил – присоединение к голубю.

Да, вы не ошиблись. Клад теперь в ваших руках. Этот клад – сообразительность и знания.

Конкурс 7. «Словесный мяч»

Вы уже устали, и я предлагаю немного размяться. Поиграем в словесный мяч. Я кидаю мяч, называю слова. А вы бросаете мяч мне и называете способ словообразования.

Слова: летчик, птицефабрика, юнкор, сотрудник, парашютист, расстелить, подбежать, Тюз, синь, наушник, березовый, зарасти, полевод, школа-интернат, осинка.

Конкурс 8. Конкурс капитанов

а) Назовите третье лишнее:

превозносить, превосходить, принадлежать;
преодолеть, прицелиться, пренебречь.

б) Замените одним словом:

присоединить с помощью слона;
присоединить с помощью собаки.

в) Загадка-шутка. Кто быстрее отгадает слова?

Ты лишь на миг себе представь-ка,
Как одиноко мне в пути,
Когда отсутствует приставка,
А мне идти, идти, идти!
С приставкой с- – другое дело:
С ней, без сомненья, мы б смогли
И обойти всю землю смело,
И облететь вокруг земли.
Друг друга стали б мы беречь.
Так о каких словах тут речь?

г) Отобрать среди слов

  • первой команде – слова женского рода;

  • второй команде – слова мужского рода.

ГЭС, ГИБДД, ТЮЗ, ГАБТ, ЦУМ, ООН.

III. Подведение итогов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru