УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Мне навсегда запомнилось признание одной моей
ученицы, написанное ею в 11-м классе: «Когда вы
пришли на первый урок в 10-м классе и начали
говорить так умно и красиво, я подумала: “Ну, вот
и все, вот и смерть моя пришла!” – потому что
многих слов просто не понимала. Потом, конечно,
многое изменилось...». Вот так. А я-то, только что
окончившая университет, думала, что знаю, как
вести урок! Честно сказать, сомневаюсь теперь
чаще, чем тогда, думаю только, что его нельзя
вести скучно, неинтересно. Сейчас у меня
замечательный седьмой класс, и это все – для них.
И.ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва
«Ужасно трудные словарные слова»
Если Винни Пуха утомляли длинные
слова, то многих школьников утомляют «не
поддающиеся никаким правилам, ужасно трудные
словарные слова». В борьбе с ними и с собой мы не
смогли придумать ничего нового: их надо учить! Но,
может быть, можно сделать это интересно?
Воспользовавшись списком слов, который
предлагает Л.А. Ахременкова в пособии «К
пятерке шаг за шагом» для 7-го класса, мы
составляем из этих слов интересные тексты и
пишем словарные диктанты один раз в две недели.
Слова, которые вызывают затруднения у
большинства учеников, могут повторяться в
последующих диктантах, иногда это помогает
выстроить сквозные сюжетные линии. Почти всегда
предлагаю ученикам продолжить текст, дописав 1–2
предложения.
Тексты диктантов, составленные из
словарных слов
1. В преддверии турнира по теннису
корреспондент сидел за колонной на террасе, с
аппетитом пил кофе и рисовал карикатуры на
знакомых коммерсантов. Внезапно к нему подошел
незнакомец в матросской форме, передал программу
и кассету с русскими песнями. Затем он сказал
пароль: «Тонну макулатуры повезут по
коммерческой трассе». Корреспондент произнес
отзыв: «В слове интеллигент нет суффикса».
Это был провал, и обоих ждала ссылка.
2. Бесприданница сидела в кресле у
кованого светильника и мечтала о
женихе-интеллигенте. Она была племянницей
военачальника, и он обещал оставить ей
неслыханное приданое: серебряную пудреницу,
деревянный сундук и оловянные ложки.
Смышленые мошенник и мошенница все рассчитали и
решились на невиданный поступок: выкрасть
серебряную пудреницу у бесприданницы-труженицы.
Но произошла путаница: ... .
3. Ураган настиг мошенников на пароме.
Багровый закат освещал их лица, пятибалльный
шторм грозил жизни. После неудачной попытки
украсть пудреницу они рассчитывали продать
акваланг коммерсантам. Это было рациональное
решение.
А увенчанный славой военачальник был желанным
гостем в доме своей племянницы. Он был патриотом,
отказывался от привилегий и не пресмыкался перед
властью. Его племянница-бесприданница жила в
каморке возле гастронома и лепила из пластилина
поразительные фигурки акробатов. Оловянные
ложки и серебряная пудреница по-прежнему лежали
в деревянном сундуке.
4. Кромешная тьма скрыла город, метель
залепила глаза светофоров.
Кто-то стоял на снегу, хорошо утрамбованном под
окнами дома, и видел, как в кухне на конфорке
варится кофе. Из громадной гостиной доносились
голоса.
«Леность – неслыханный порок», –
говорила мачеха своей падчерице-труженице и
заставляла ее бессчетное количество раз
протирать все кристаллики на ожерелье. Мачеха
лелеяла мысль о том, что прославится. Колонны
корреспондентов будут поджидать на террасе или у
калитки, сражаясь за ее внимание. Она будет вести
интеллектуальные беседы о классике или о ценах
на бензин с комендантом города.
Вдруг ее мечты прервал шум,
раздавшийся за окном.
5. После бесчисленного количества
ошибок седьмой класс вновь готовился к диктанту,
желая поразить учителя неслыханными знаниями.
Привилегий не было ни у кого. Приближался
желанный четверг, и все путаники и мученики
седьмого класса, позабыв о лености, повышали
уровень интеллекта, рассчитывая на высший балл.
В страшных снах им являлись племянница с
приданым в виде пластилиновых акробатов,
военачальник с серебряной пудреницей, мошенница
и мошенник с аквалангом, мачеха в ожерелье из
кристаллов и корреспондент, отправленный в
ссылку. Эти герои то шли вереницей под звуки
траурных аккордов, то пускались в русский
перепляс, постукивая каблуками. Никто не знал,
что с ними сделают грамотные и смышленые
семиклассники...
6. «Падчерица, готовя винегрет, чистя
линолеум, развешивая сияющую гирлянду и собирая
газеты с карикатурами, увидела силуэт у дома и
побежала открывать дверь.
Некий озябший иждивенец, едва шевеля губами,
сделал падчерице предложение. Падчерица
попросила держать дистанцию, но тем не менее
согласилась.
Тем временем мачеха беседовала с военачальником
об освобождении корреспондента, чтобы тот
прославил мачеху, а мошенников посадил за
решетку. Узнав о свадьбе падчерицы, она
пригласила военачальника и его
племянницу-бесприданницу в гости.
После предварительной подготовки, увенчанная
фатой, падчерица принимала подарки. Мошенник и
мошенница подарили акваланг, с которым им было
жаль расставаться, бесприданница-труженица –
кассету с комментариями знаменитых критиков,
прочитавших произведения русских классиков.
Освобожденный корреспондент преподнес
программку, а военачальник – канистру бензина,
бутыль керосина и кованую подкову на удачу.
Мачеха была довольна и не предъявляла претензий,
ожидая статью, корреспондент был готов на все...»
– писали смышленые и грамотные семиклассники
ответ своему учителю.
7. Начищенный до блеска линолеум
радовал глаз. Гирлянда освещала силуэт
коменданта, который читал заголовки газет,
рассчитывая найти что-то интересное.
«Найдено ожерелье в винегрете!»
«Смышленая обезьяна ставит штемпели
на квитанции и конверты».
«Неслыханная эпидемия среди
тружеников гастронома».
«Свадьба бесприданницы».
«Меняю кованый сундук на тонну
пластилина».
«В преддверии выборов».
«Газет ты можешь не читать, макулатуру
сдать обязан».
Задумавшись,
он не увидел, как...
...мошенники, забравшись в квартиру,
выкрали вазу, полную кристаллов, и тонну
пластилина;
...огромная обезьяна в серебряном колье
бьет мошенников за воровство;
...внезапно гирлянда погасла, а елка,
оказавшаяся баллистической ракетой, стартовала
к его врагам.
8. В преддверии праздника в городе
царила суматоха. Ждали бесчисленное количество
гостей, рассчитывали на приезд иностранных
делегаций. Пятитонный фургон с мороженым, яркое
сочетание шариков и флажков, колоннада,
украшенная подлинными картинами местного
художника, – все обещало бурное веселье.
Концерт начался с выступления хора ветеранов –
ровесников города. Затем девочки-сверстницы
исполнили белорусский танец под аккомпанемент
трещоток. Артиллеристы местного гарнизона
завершили праздник салютом, искры которого
медленно угасали на линии горизонта.
И только...
...школьники в этот день опять писали
словарный диктант;
...мальчишки лет семи собирали
макулатуру;
...годовалый малыш не видел этого
торжества, мирно посапывая в своей кроватке;
...печальные мошенник и мошенница
горевали о том, что в этот день им не удалось
провернуть авантюру;
...потом вспомнили о мороженом, которое
почти растаяло в фургоне;
...важный белорус, расхаживающий взад и
вперед, все время ворчал: «Праздник без аккордов
аккордеона – не праздник!».
|