УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Т.П. АСТАПЕНКО,
Кундуйская ОСШ
Лексический марафон
«Лексика. Фразеология»
Обобщающий урок
10-й класс
ХОД УРОКА
1. Слово учителя о значении слов в
жизни человека, о словарном запасе языка и
каждого человека.
2. Повторение теоретических сведений.
Разгадывание кроссворда. По горизонтали –
коллективно, по вертикали – индивидуально,
самостоятельно. («Русский язык» № 4/2005. С. 47.)
3. О важности лексического значения
слова, о том, что дети часто понимают слова
по-своему.
«Я
вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа –
грабитель. Больше всего он любит собирать в саду
граблями опавшую листву. Мой брат – наследник.
Еще бы! Когда он приходит с прогулки, мама
вздыхает: “Опять везде наследил”. Дедушка
работает следователем, потому что он любит охоту
и все время следует по следам зверей. Дедушка у
меня веселый. Он называет моего братишку Витьку
поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по
колено дедушке.
А недавно у нас произошло такое событие – нас
обеспечили, т.е. вынесли из дома старую печь.
Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я,
некогда. Меня в школе опять озадачили – такую
трудную задачу задали».
– Что создает комический эффект в этой
миниатюре?
(Слова-омонимы или слова
с омонимичными корнями.)
4. Подборка словарей. В каких из
предложенных словарей можно узнать лексическое
значение слова?
5. «Переводчик». В миниатюре
Л.Петрушевской замените придуманные слова
словами с понятным лексическим значением.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила
бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки!
Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку
стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка
вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с
напушки.
А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявки
дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
дудунятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата
подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».
6. Изучая антонимы, мы связывали это
понятие с понятием антитезы. Что это такое?
«Бумеранг». Я произношу первую часть названия
литературного произведения, а вы – вторую:
«Война и ...»; «Отцы и ...»; «Волки и ...»; «Красное и
...»; «Живые и ...».
(Мир, дети, овцы, черное, мертвые.)
7. При повторении синонимов мы
знакомились с таким понятием, как градация. Что
это? Из предложений, записанных на доске,
выпишите синонимы, расположив их по принципу
градации.
Казак на гетмана стремился сквозь
битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах.
В его глазах читались разочарование и
негодование. «Ты лжешь, мерзавец!» – вскричал я в
бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во
мне чувство гнева.
(Негодование – гнев – ярость –
бешенство.)
8. А сейчас я расскажу вам анекдоты.
На каких лексических явлениях они основаны?
К женщинам нужно подходить с лаской. А
еще лучше – с норкой или соболем!
(Омонимия.)
В парикмахерской:
– Вы можете меня побрить?
– Да, но только «Невой».
– Да я и не вою.
(Омофония.)
– Как сделать заливное из осетрины?
– Очень просто: покупаешь селедку и
заливаешь всем, что это осетр.
(Жаргонные слова, каламбур.)
9. Какие слова называются
паронимами? Спишите с доски предложения,
исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был умный, красивый, горделивый
человек. Ты совершил поступок и должен ответить
за это. Почва в этом районе тяжелая, глиняная.
Находиться здесь опасно: встречаются скопления
болотистого газа.
10. Прослушайте стихотворение
В.Маурина «Утро». Какие слова создают
юмористический, комический эффект?
Едва отверзнешь ты свои опухлы вежды,
Оно уж тут как тут – проклятое похмелье!
Ужасен лик его. Вчерашним дышит зельем.
И цвета серого измятые одежды.
Где пировал вчера – припомнить нет надежды.
Мрак поглотил вчерашнее веселье.
И жажда страшная справляет новоселье
Во рту алкавшего дурной портвейн невежды.
И вновь помчишься ты по замкнутому кругу:
Рассол, пирамидон, и, как заведено,
Своим «бросаю пить» порадуешь супругу...
Ах, милый мой алкаш, скажу тебе как другу:
Не пей дешевое крепленое вино,
Лишь водку чистую возьми себе в подругу!
(Устаревшие слова.)
11. Угадай фразеологизм. Классу
демонстрируются иллюстрации к фразеологическим
оборотам: собака на сене, водить за нос, вешать
лапшу на уши...
12. Итог урока. Чтение стихотворения
В.Солоухина.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
|