Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Т.П. АСТАПЕНКО,
Кундуйская ОСШ


Лексический марафон
«Лексика. Фразеология»

Обобщающий урок

10-й класс

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о значении слов в жизни человека, о словарном запасе языка и каждого человека.

2. Повторение теоретических сведений. Разгадывание кроссворда. По горизонтали – коллективно, по вертикали – индивидуально, самостоятельно. («Русский язык» № 4/2005. С. 47.)

3. О важности лексического значения слова, о том, что дети часто понимают слова по-своему.

«Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа – грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат – наследник. Еще бы! Когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: “Опять везде наследил”. Дедушка работает следователем, потому что он любит охоту и все время следует по следам зверей. Дедушка у меня веселый. Он называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колено дедушке.
А недавно у нас произошло такое событие – нас обеспечили, т.е. вынесли из дома старую печь. Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я, некогда. Меня в школе опять озадачили – такую трудную задачу задали».

– Что создает комический эффект в этой миниатюре?

(Слова-омонимы или слова
с омонимичными корнями.)

4. Подборка словарей. В каких из предложенных словарей можно узнать лексическое значение слова?

5. «Переводчик». В миниатюре Л.Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением.

Пуськи бятые

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

6. Изучая антонимы, мы связывали это понятие с понятием антитезы. Что это такое? «Бумеранг». Я произношу первую часть названия литературного произведения, а вы – вторую: «Война и ...»; «Отцы и ...»; «Волки и ...»; «Красное и ...»; «Живые и ...».

(Мир, дети, овцы, черное, мертвые.)

7. При повторении синонимов мы знакомились с таким понятием, как градация. Что это? Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.

Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжешь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.

(Негодование – гнев – ярость – бешенство.)

8. А сейчас я расскажу вам анекдоты. На каких лексических явлениях они основаны?

К женщинам нужно подходить с лаской. А еще лучше – с норкой или соболем!

(Омонимия.)

В парикмахерской:
– Вы можете меня побрить?
– Да, но только «Невой».
– Да я и не вою.

(Омофония.)

– Как сделать заливное из осетрины?

– Очень просто: покупаешь селедку и заливаешь всем, что это осетр.

(Жаргонные слова, каламбур.)

9. Какие слова называются паронимами? Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.

Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжелая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

10. Прослушайте стихотворение В.Маурина «Утро». Какие слова создают юмористический, комический эффект?

Едва отверзнешь ты свои опухлы вежды,
Оно уж тут как тут – проклятое похмелье!
Ужасен лик его. Вчерашним дышит зельем.
И цвета серого измятые одежды.
Где пировал вчера – припомнить нет надежды.
Мрак поглотил вчерашнее веселье.
И жажда страшная справляет новоселье
Во рту алкавшего дурной портвейн невежды.
И вновь помчишься ты по замкнутому кругу:
Рассол, пирамидон, и, как заведено,
Своим «бросаю пить» порадуешь супругу...
Ах, милый мой алкаш, скажу тебе как другу:
Не пей дешевое крепленое вино,
Лишь водку чистую возьми себе в подругу!

(Устаревшие слова.)

11. Угадай фразеологизм. Классу демонстрируются иллюстрации к фразеологическим оборотам: собака на сене, водить за нос, вешать лапшу на уши...

12. Итог урока. Чтение стихотворения В.Солоухина.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru