Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2006

НОВЫЙ ПОДХОД

Н.В.  АПИНА,
г. Горно-Алтайск


Первые шаги в «Виртуальной школе Кирилла и Мефодия»

О некоторых вариантах использования
«Уроков русского языка в 5–6-х классах»

– Первое, что вы должны запомнить, – это ваш пароль и логин для входа в виртуальную школу.

Столько новых слов, а у моих шестиклассников ни особого страха, ни удивления, ни неуверенности – только интерес и нетерпение. Еще бы! Они уже второй год учатся в гимназии. Именно при них здесь было оборудовано два компьютерных класса, в которых они занимаются с прошлого года. Они еще ни разу «не ходили» в Интернет и не имеют понятия о глобальном информационном пространстве, которое со временем будет им открыто, но они сделали к этому первый шаг вместе с компанией «Кирилл и Мефодий».

Организация локальной сети (Интранет) в нашей гимназии, размещение на сервере различных образовательных программ, среди которых центральное место занимает «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (ВШКиМ), открывают массу возможностей для удовлетворения вечного детского любопытства, желания что-то творить (а иногда и вытворять), помогают преодолеть пассивность и ребят, и взрослых, делая их активными участниками учебного процесса.

Мы еще только в начале пути, а потому находимся в процессе активного поиска методики использования тех возможностей, которые у нас появились, в том числе и уроков в ВШКиМ. Старшеклассники зачастую самостоятельно работают в этой школе (благо изучение информатики и наличие спецкурсов с использованием компьютера выработали умения и навыки, позволяющие ребятам свободно работать на компьютере), особой популярностью пользуются уроки и программы по биологии, географии, истории, химии.

Что касается уроков русского языка, то в виртуальной школе представлены пока только 5–6-е классы. Эта программа состоит из 40 занятий, содержащих теоретический и практический материал (показ сопровождается дикторским текстом), интерактивные вопросы для закрепления, задачи к уроку (выполнение последних оценивается по 12-балльной шкале). Эти уроки не следует рассматривать как электронную версию традиционной образовательной программы по русскому языку. Вряд ли авторы ставили перед собой такую задачу, хотя эти занятия так или иначе касаются всех разделов программы по русскому языку в 5–6-х классах. Много внимания уделяется фонетике, орфографии, лексике. Кое-что, на мой взгляд, нуждается в упрощении материала и языка изложения (особенно по фонетике, например, урок «Функции мягкого знака», по лексике – урок «Метафоры и метонимия»), подборе более доступных для понимания учеников 5–6-х классов примеров и т.д.

Однако в целом эти уроки содержат разнообразный интересный материал, который учитель может использовать по своему усмотрению и совсем не обязательно в той последовательности, в которой он дан. Первое, что необходимо сделать, – это самому учителю внимательно изучить содержание этих уроков. Для этого нужны заинтересованность и владение хотя бы простейшими навыками работы на компьютере.

Пока я не увидела практической возможности использовать эти уроки целиком (исключение составляет первый урок «Звуки и буквы») для изучения нового материала, хотя каждый урок четко делится на этапы. Однако стоит учитывать (чего греха таить!) невысокий уровень техники чтения некоторых учащихся и недостаточность понимания научной русской речи (язык неродной), поэтому вполне объяснимо, что для ребят более привлекательной и полезной оказалась работа с интерактивной частью этих уроков, где они на практике применяют изученный на обычных уроках теоретический материал.

Сначала мы научились входить в ВШКиМ, корректно выходить из нее, внимательно изучили интерфейс-программы, отработали умение «кликать» нужный предмет и урок, быстро находить нужные части, бегло просматривать их, «цепляясь» глазами за выделенные понятия, определять, есть ли на данном этапе вопросы для закрепления, на которые надо отвечать, выполнять задание, получая оценку «правильно» – «неправильно» (при неверном ответе есть возможность исправить ошибку), затем подходить к выполнению трех контрольных заданий, за которые выставляется оценка в баллах.

Ребята с нетерпением ждут этих уроков (1 час в неделю + 1 час факультатива, который посещают эти же ученики). Во-первых, каждый активно работает, сразу видя результаты своих усилий, а во-вторых, это просто интересно! Это не привычные, а то и нудные уроки! И пусть задания порой те же самые, но в руках не ручка, а мышка, ответы набираются на клавиатуре (нет грязи, и почерк значения не имеет). Разнообразие заданий (ответы на вопросы, запись транскрипции; подбор синонимов, антонимов, проверочных слов; составление слов из данных букв; выделение корней с чередующимися гласными, членов предложения, морфем; мини-диктанты и т.д.), направленных не на простое воспроизведение изученного, а на развитие умения мыслить, применять теоретические знания на практике, повышает мотивацию обучения, расширяет словарный запас. Работа на компьютере к тому же учит собранности и внимательности.

Занятиям в компьютерном классе предшествуют обычные уроки, где изучается программный материал, в который я вношу коррективы в соответствии с содержанием занятий в виртуальной школе. Так, при повторении раздела «Слова и словообразование» я на уроке ввожу понятие «критерий Винокура», так как в одном из заданий соответствующего урока в виртуальной школе есть задание: выделить слова, которые можно членить по критерию Винокура. Звучит непривычно, а в сущности обозначает то, что мы всегда делаем при разборе: это – определение морфемного состава слова с помощью подбора более простых однокоренных слов. И когда мы входим в виртуальный урок, я прошу обратить внимание, на каком этапе урока появляется это понятие (как любой новый термин, оно выделено жирным шрифтом), мы еще раз повторяем, что оно значит, и делается практическое задание, правильное выполнение которого награждается аплодисментами, а ошибочное – ехидно-задорным «ля-ля-ля».

При повторении фонетики более подробно разъясняю понятие позиционного и непозиционного чередования, основы транскрипции, знакомлю с принципами расположения звуков на поле экрана в заданиях «Написать транскрипцию» (последовательно: парные глухие и звонкие, шипящие, сонорные, гласные, знаки транскрипции), затем выполняется практическая часть выбранных мною из предложенного перечня уроков. Например, доступны всем уроки «Звуки и буквы», «Фонетика: гласные и согласные», «Сонорные согласные». В последнем уроке есть очень интересный материал о волнах сонорности в слове, предлагается вычерчивание графика. Практического упражнения программа не предлагает, но его можно выполнить на уроке или в олимпиадных заданиях.

Материал виртуальных уроков частично использую для изучения нового. Так, объясняя новую тему на обычном уроке, я оставляю часть информации не раскрытой, предлагая самостоятельно найти ее на виртуальном уроке. Например, при изучении раздела «Лексика» ребята выполняют практические задания к уроку «Синонимы и антонимы», «Многозначность слова», а перед тренингом по теме «Омонимы и антонимы» даю задание: найти в виртуальном уроке ответ на вопрос «Что такое паронимы?» (в учебнике понятие не дается). Ребята последовательно «листают» страницы виртуального урока, просматривая их, выполняя задания, и, когда их взгляд «цепляется» за выделенное слово паронимы, они начинают читать текст внимательнее. Если возникают трудности, я помогаю каждому индивидуально (скорость работы у всех разная). Иногда я прошу всех одновременно войти в какой-либо этап урока, чтобы вместе обсудить понятие или выполнение задания.

При изучении чередующихся гласных в корне слова на уроках мы рассматриваем корни -кас- – -кос-, -зар- – зор-, -гар- – -гор-, -лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -мак- – -мок-, -плав- – -плов-. Перед виртуальным уроком «Чередующиеся гласные в корнях» ставлю вопрос: «О каких новых корнях с чередующимися гласными вы узнали на страницах этого урока?» (-Скач- – -скоч-, -клан- – -клон-).

Иногда материал уроков шире, чем заявленная тема, иногда уже, поэтому (как я уже говорила) внимательное предварительное изучение содержания урока учителем просто необходимо. Так, урок по теме «Падежные окончания существительных» содержит теоретический и практический материал об окончаниях как имен существительных, так и прилагательных и глаголов. А урок с темой «Немного истории. Грамматические разборы», напротив, несмотря на обширность заявки, вполне подойдет для повторительно-обобщающего урока по морфемному и словообразовательному анализу.

Занятия в ВШКиМ дают возможность осуществлять контроль в режиме реального времени. Виртуальный «журнал» и «дневники» сохранят результаты каждого по пройденным темам.

Установка «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» в таком варианте возможна, к сожалению, далеко не во всех школах. Но эти уроки существуют и на отдельных дисках, использование которых вполне реально в любой школе, где есть хотя бы один компьютер. Главное – нашлись бы энтузиасты, которые душой бы болели за наших ребят (особенно из сел), чтобы они не были исключены из общего движения к новым информационным технологиям, приобрели навыки оперативного самостоятельного овладения знаниями и умели пользоваться ими. Эта работа принесет радость не только ребятам, но и нам, внеся в текучку повседневности новый интерес и смысл. Поверьте, я испытываю огромное удовольствие, когда вижу, как расцветают лица моих шестиклассников, если на экране вспыхивает: «Поздравляем! Вы правильно ответили на вопрос!».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru