Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2006

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2006


Текст.
Последовательное расположение частей текста. Стили речи. Типы речи. Задания к тексту

Инструкция.

Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа к нему, среди которых только один правильный.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1.1–1.3.

(А) В мае все пробуждается к жизни: и каждая былинка, и каждая травинка.

(Б) С обновлением природы в мае что-то, естественно, обновляется в самих людях.

(В) Природа примеряет свои первые летние наряды, не жалея красок.

(Г) Становится радостно на душе, и люди улыбаются весне каждый по-своему.

Задание 1.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ВАГБ;
2) АВБГ;
3) БВГА;
4) ГБВА.

Задание 1.2

Определите стиль и тип речи.

1) Публицистический стиль, описание.
2) Публицистический стиль, повествование.
3) Художественный стиль, рассуждение.
4) Художественный стиль, повествование.

Задание 1.3

В каком предложении есть деепричастие?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 2.1–2.3.

(А) Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта.

(Б) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

(В) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам.

(Г) Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

Задание 2.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АВБГ;
2) БАГВ;
3) ВАГБ;
4) ГВБА.

Задание 2.2

Какая характеристика соответствует предложению А?

1) Простое предложение, осложнено обособленными определениями;
2) сложное бессоюзное предложение;
3) сложноподчиненное предложение;
4) сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

Задание 2.3

Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, повествование;
2) разговорный стиль, описание;
3) публицистический стиль, описание и рассуждение;
4) публицистический стиль, повествование.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 3.1–3.3.

(А) В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

(Б) Вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза.

(В) К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение.

(Г) Временно было прервано железнодорожное сообщение между соседними районами.

Задание 3.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АВБГ;
2) БАВГ;
3) ВГАБ;
4) ГБАВ.

Задание 3.2

Определите стиль речи.

1) Разговорный;
2) публицистический;
3) художественный;
4) официально-деловой.

Задание 3.3

Какая характеристика соответствует предложению В?

1) Сложное бессоюзное предложение;
2) сложносочиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение;
4) простое предложение с уточняющим членом предложения.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 4.1–4.3.

(А) О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

(Б) Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей.

(В) Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду.

(Г) Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.

Задание 4.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) БВГА;
2) ГБАВ;
3) БГВА;
4) ГВБА.

Задание 4.2

Определите стиль речи.

1) Официально-деловой;
2) публицистический;
3) художественный;
4) научный.

Задание 4.3

Укажите правильную характеристику слова причинен (предложение Б).

1) Краткое прилагательное;
2) краткое причастие;
3) деепричастие;
4) глагол.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 5.1–5.3.

(А) Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен.

(Б) Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби.

(В) Пока он единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток.

(Г) Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет.

Задание 5.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АБВГ;
2) БГВА;
3) АВБГ;
4) БГАВ.

Задание 5.2

Определите стиль речи.

1) Официально-деловой;
2) научный;
3) художественный;
4) публицистический.

Задание 5.3

Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) Простое предложение, осложненное обособленным определением;
2) сложноподчиненное предложение с придаточным определительным;
3) сложное предложение с бессоюзной связью;
4) простое предложение, осложненное уточняющим членом предложения.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 6.1–6.3.

(А) Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер.

(Б) Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков явлений действительности.

(В) Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

(Г) Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого.

Задание 6.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АБГВ;
2) БГАВ;
3) ВАГБ;
4) ГВБА.

Задание 6.2

Определите функционально-стилевую принадлежность текста.

1) Научный;
2) публицистический;
3) художественный;
4) официально-деловой.

Задание 6.3

Укажите правильную характеристику слова названа (предложение В).

1) Глагол в прошедшем времени;
2) краткое причастие;
3) краткое прилагательное;
4) деепричастие.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 7.1–7.3.

(А) И с такой силищей, что весь наш дом задрожал.

(Б) А потом разверзлись хляби небесные.

(В) Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром!

(Г) Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

Задание 7.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) ВАГБ;
2) ГВБА;
3) ВБГА;
4) ГБАВ.

Задание 7.2

Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, рассуждение;
2) разговорный стиль, описание;
3) публицистический стиль, описание и рассуждение;
4) художественный стиль, описание.

Задание 7.3

Укажите правильную характеристику слова разломалось (предложение Г).

1) Деепричастие;
2) наречие;
3) краткое причастие;
4) глагол.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 8.1–8.3.

(А) Зубчатое ходовое колесо находится под воздействием цепочки с гирей или закрученной пружины, которые стремятся повернуть его по часовой стрелке.

(Б) Однако большую часть времени колесо упирается одним из зубьев в боковую часть поверхности той или иной палеты, скользящей при качании маятника по поверхности зуба.

(В) Только в моменты, когда маятник находится вблизи среднего положения, палеты перестают преграждать путь зубьям.

(Г) Ходовое колесо поворачивается и толкает анкер зубом, скользящим своей вершиной по скошенному торцу палеты.

Задание 8.1

Определите стиль и тип речи.

1) Официально-деловой стиль, повествование;
2) научный стиль, описание;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) научный стиль, рассуждение.

Задание 8.2

Какому из предложений текста дана следующая характеристика: сложноподчиненное предложение с придаточным определительным?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Задание 8.3

Укажите правильную характеристику слова скошенному (предложение Г).

1) Качественное прилагательное;
2) относительное прилагательное;
3) действительное причастие;
4) страдательное причастие.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 9.1–9.3.

(А) То была палатка, брошенная Амундсеном.

(Б) Норвежец опередил англичан.

(В) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног.

(Г) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело.

Задание 9.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) ВБГА;
2) БВАГ;
3) ГВБА;
4) ГАБВ.

Задание 9.2

Определите тип речи.

1) Повествование;
2) описание;
3) рассуждение;
4) повествование и описание.

Задание 9.3

Укажите правильную характеристику слов чернело (предложение Г).

1) Краткое причастие;
2) деепричастие;
3) наречие;
4) глагол.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 10.1–10.3.

(А) Странная вещь – книга.

(Б) А разве что-то в вас не переменилось?

(В) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате.

(Г) Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, ставите на полку и... все?

Задание 10.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АВГБ;
2) ВГАБ;
3) ВБГА;
4) АГВБ.

Задание 10.2

Определите тип речи.

1) Рассуждение;
2) повествование;
3) описание;
4) повествование и описание.

Задание 10.3

Укажите правильную характеристику слова переменилось (предложение Б).

1) Деепричастие;
2) наречие;
3) краткое причастие;
4) глагол.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 11.1–11.3.

(А) В один из таких дней я устроился в избе мельника.

(Б) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.

(В) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам.

(Г) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.

Задание 11.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АБГВ;
2) БВАГ;
3) ВАГБ;
4) ГБВА.

Задание 11.2

Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, описание;
2) художественный стиль, повествование;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) разговорный стиль, описание.

Задание 11.3

Какая характеристика соответствует предложению В?

1) Простое предложение с однородными членами;
2) сложноподчиненное предложение;
3) сложносочиненное предложение;
4) сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 12.1–12.3.

(А) Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев.

(Б) Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.

(В) Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

(Г) В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу.

Задание 12.1

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АБГВ;
2) БВГА;
3) ВАБГ;
4) ГАБВ.

Задание 12.2

Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, повествование;
2) художественный стиль, рассуждение;
3) публицистический стиль, описание;
4) разговорный стиль, повествование и описание.

Задание 12.3

Укажите правильную характеристику слова посветлевшее (предложение А).

1) Прилагательное;
2) причастие;
3) деепричастие;
4) наречие.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 13.1–13.3.

(А) Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

(Б) Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега, однако иначе ему некуда было деваться.

(В) Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал и скрылся бог знает куда.

(Г) Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Задание 13.1

В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АВБГ;
2) БГВА;
3) ВГБА;
4) ГАВБ.

Задание 13.2

Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, описание;
2) художественный стиль, повествование;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) разговорный стиль, описание.

Задание 13.3

Укажите правильную характеристику слова сбежало (предложение Б).

1) Глагол;
2) наречие;
3) причастие;
4) деепричастие.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 14.1–14.3.

(А) Я живо одевался, брал полотенце, книгу и шел купаться к реке в тени березняка, который располагался в полуверсте от дома.

(Б) Косые лучи утреннего солнца будили меня рано.

(В) Там я ложился на траву и читал, изредка взглядывая на серебряную поверхность реки.

(Г) А иногда забирался в яблоневый сад, в середину густого малинника.

Задание 14.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ВБГА;
2) БАВГ;
3) АГБВ;
4) ГАВБ.

Задание 14.2

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) Располагался;
2) будили меня;
3) ложился и читал;
4) забирался.

Задание 14.3

В каком предложении есть деепричастие?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 15.1–15.3.

(А) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.

(Б) На рассвете их будит кукушка.

(В) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени, нежно-розовые кисти которой переливаются за деревянную ограду сада.

(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

Задание 15.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ГАБВ;
2) ВБГА;
3) БВАГ;
4) АВБГ.

Задание 15.2

Определите стиль и тип речи.

1) Разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение;
3) художественный стиль, повествование;
4) публицистический стиль, описание.

Задание 15.3

У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) Обитателей – существительное в творительном падеже;
2) пребывающих – действительное причастие;
3) деревянную – относительное прилагательное;
4) беспрестанно – наречие.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 16.1–16.3.

(А) Подует вдруг прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом.

(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.

(В) Одни кузнечики дружно трещали.

(Г) Но вот, он опять замер, и опять все стихло.

Задание 16.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) БАГВ;
2) АБВГ;
3) ВГБА;
4) ГБВА.

Задание 16.2

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Задание 16.3

В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 17.1–17.3.

(А) Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.

(Б) А над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив.

(В) А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.

(Г) И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.

Задание 17.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) БАВГ;
2) ВАГБ;
3) БГАВ;
4) АГБВ.

Задание 17.2

Какое предложение является простым?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Задание 17.3

Укажите верную характеристику слова каждый (предложение Б).

1) Качественное прилагательное;
2) относительное прилагательное;
3) определительное местоимение;
4) относительное местоимение.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 18.1–18.3.

(А) За этой пестрядью не было видно черт его лица.

(Б) Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза.

(В) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь частое сито.

(Г) Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть.

Задание 18.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АБВГ;
2) БГВА;
3) ВГБА;
4) ГВАБ.

Задание 18.2

Определите тип речи.

1) Повествование;
2) рассуждение;
3) описание;
4) рассуждение и повествование.

Задание 18.3

Какие предложения не являются сложными?

1) А и Б;
2) В и Г;
3) А и В;
4) Б и Г.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 19.1–19.3.

(А) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть.

(Б) Он положил на колени большие темные руки, сгорбился.

(В) Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

(Г) Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.

Задание 19.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АГБВ;
2) БГАВ;
3) ВГБА;
4) ГВАБ.

Задание 19.2

Какому предложению дана ошибочная характеристика?

1) А – сложноподчиненное предложение;
2) Б – простое предложение с однородными сказуемыми;
3) В – простое предложение;
4) Г – простое предложение с однородными сказуемыми.

Задание 19.3

Какая грамматическая характеристика соответствует слову присыпанные (предложение А)?

1) Качественное прилагательное;
2) относительное прилагательное;
3) действительное причастие;
4) страдательное причастие.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 20.1–20.3.

(А) А я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы.

(Б) Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.

(В) Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

(Г) Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, растут.

Задание 20.1

В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АВБГ;
2) БГВА;
3) ВГБА;
4) ГАБВ.

Задание 20.2

Какая характеристика соответствует предложению Г?

1) Простое предложение, осложнено обособленным определением;
2) сложносочиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение;
4) бессоюзное сложное предложение.

Задание 20.3

В каком предложении есть причастие?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

Ответы: 1.1 – 2); 1.2 – 4); 1.3 – 3); 2.1 – 3); 2.2 – 3); 2.3 – 1); 3.1 – 2); 3.2 – 2); 3.3 – 1); 4.1 – 4); 4.2 – 1); 4.3 – 2); 5.1 – 3); 5.2 – 4); 5.3 – 1); 6.1 – 2); 6.2 – 1); 6.3 – 2); 7.1 – 1); 7.2 – 2); 7.3 – 4); 8.1 – 2); 8.2 – 1); 8.3 – 4); 9.1 – 4); 9.2 – 1); 9.3 – 4); 10.1 – 1); 10.2 – 1); 10.3 – 4); 11.1 – 4); 11.2 – 2); 11.3 – 1); 12.1 – 2); 12.2 – 1); 12.3 – 2); 13.1 – 4); 13.2 – 2); 13.3 – 1); 14.1 – 2); 14.2 – 4); 14.3 – 3); 15.1 – 1); 15.2 – 3); 15.3 – 1); 16.1 – 1); 16.2 – 4); 16.3 – 1); 17.1 – 1); 17.2 – 4); 17.3 – 3); 18.1 – 2); 18.2 – 3); 18.3 – 1); 19.1 – 2); 19.2 – 4); 19.3 – 4); 20.1 – 4); 20.2 – 2); 20.3 – 4).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru