ИНФОРМАЦИЯ
Вторая всероссийская гимназическая
конференция «200 лет российскому гимназическому
образованию»
29–31 марта 2006 года
Н.М. Свирина и Я.Сартан, главный
редактор газеты «Управление школой»
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга
(председатель совета ассоциации –
Л.Е. Спиридонова, научный руководитель –
Н.М. Свирина) организовала и провела эту
конференцию в последние дни школьных каникул. В
ее работе участвовали 300 человек из 60 регионов
России. Принимала гостей Вторая
санкт-петербургская гимназия, в которой в разное
время учились такие знаменитости, как
А.Н. Горчаков, П.А. Вяземский,
Н.Н. Миклухо-Маклай, Е.С. Боткин,
Е.Мравинский... В сентябре 2005 года гимназии
исполнилось 200 лет.
В течение трех дней на конференции
обсуждались многочисленные проблемы
современного гимназического образования.
К чему призвана гимназия? Только ли к
воспитанию интеллектуальной элиты, к обучению
одаренной молодежи? Или, сохраняя и развивая
уникальные традиции российского образования,
гимназия является гарантом дальнейшего развития
человека, учит учиться, «позволяет человеку в
любых жизненных обстоятельствах реализовать
свою линию жизни»?
Современные гимназии – это
многопрофильные учебные заведения. Важная
составляющая гимназического образования – это
учебно-исследовательская деятельность учеников,
воспитывающая самостоятельность, творческий тип
мышления. В этом отношении особенно интересно
было познакомиться с работой гимназии № 271,
предложившей тему «Создание мотивационной среды
в гимназии через организацию
научно-исследовательской деятельности учащихся
и педагогов». При гимназии работает
учебно-методический центр «Интеллект и
образование» по обучению инновационным
технологиям и методикам. Гимназия внедряет
систему согласованного обучения (о ней интересно
рассказал Б.А. Комаров, научный руководитель
гимназии и преподаватель РГПУ
им. А.И. Герцена), основанную на реализации
межпредметных связей. В основе этой системы
лежит представление о том, что в современном
образовании необходимо переносить акценты с
содержания на методологический уровень, т.е.
сначала обучать школьников основам мыслительных
операций, формам познавательного процесса.
В последний день были проведены
мастер-классы. Педагоги гимназии № 7
(Ломоносовской) поделились опытом разработки
спецкурса для профильного обучения «Основы
исследовательской деятельности учащихся».
О.Е. Дроздова (гимназия № 1541, г. Москва)
подробно рассказала о своем новом элективном
курсе для 8–9-х классов «Лингвистика
повседневного общения». Отметим с сожалением,
что еще только один мастер-класс
Н.С. Стародумовой (гимназия № 144,
г. Санкт-Петербург) «Лингвистический парадокс
в русском языке» был посвящен лингвистическому и
– шире – языковому образованию в гимназии.
На конференции был организован круглый стол
«Проблема современного гуманитарного
образования» (ведущий – С.В. Волков, редактор
газеты «Литература», «Русского журнала», учитель
московской школы № 57). Он привлек
заинтересованное внимание участников и вызвал
оживленное обсуждение. Многие выступавшие
согласились с тем, что, гуманитарий – широкое
понятие. Это не только тот, кто владеет
гуманитарными знаниями. Смысл гуманитарного
образования в формировании у учеников высоких
гуманитарных критериев.
Редакция
|