Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

М.В.  ЯКОВЛЕВА,
школа № 1084,
г. Москва


Стилистика и культура речи на современном этапе развития общества

Результаты письменного и устного опроса одиннадцатиклассников

«Самая большая ценность народа – это его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает, – считал академик Д.С. Лихачев. – Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык... Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – гораздо более точный показатель человеческих качеств, его культуры».

Эти слова известного ученого-лингвиста легли в основу урока-практикума по русскому языку в 9-м классе по теме: «Стилистика русского языка и культура речи на современном этапе развития общества».

На уроке обсуждались вопросы, какие проблемы испытывает наша речь сегодня, насколько общество владеет речевой культурой, культурой общения, стилистическим многообразием родного языка, каковы перспективы дальнейшего развития и совершенствования речи в современном мире.

Урок предваряли исследования учащихся. В исследовании использовались методы устного опроса, анкетирования и интервью.

Работа проводилась в разных возрастных группах: в средней школе (12–15 лет), в старшей школе (15–17 лет), а также среди учителей и родителей.

Вызывают интерес результаты устного и письменного опроса школьников, связанные со стилистикой и культурой речи.

Выяснилось, что к 11-му классу ученики плохо помнят школьный курс стилистики. Большинство (85%) пользуется чаще всего лексикой разговорного стиля. Реже употребляется публицистический стиль или научный. Размышляя над причинами такого ограничения, девятиклассники заметили, что при использовании этих стилей люди чувствуют себя неуверенно, имея небольшой словарный запас, им приходится долго подбирать слова. Объяснение учащиеся находят в пассивном восприятии материала на уроках. Они слушают речь преподавателя, но сами выступают не часто, их выступления ограничиваются либо ответами на уроках, либо чтением докладов. Исследуя вопрос культуры речи, девятиклассники отметили, что в современном обществе широко распространены слова, засоряющие наш язык, слова-мусор (вау, э-э-э, ну, это, к примеру, как бы... и т.д.). Невозможно пройти мимо такого уродливого явления, как ненормативная лексика, употребление которой слишком распространилось в последнее время. Несмотря на это, 80% опрошенных сообщили, что они пользуются такой лексикой не часто, только «в экстренных случаях». Было много ответов такого типа: «использую, когда кто-нибудь доводит» или «использую, когда много эмоций». 20% опрошенных сказали, что они вообще не используют в своей речи ненормативную лексику. Но большинство из оставшихся 80% сообщили, что без этих выражений могут обойтись. Логично было бы задать вопрос: почему же не обходятся? 50% дали такие ответы: «иногда без этой лексики невозможно объяснить что-то назойливому человеку» или же «некоторые по-другому не понимают». Около 20% отмечали, что используют некультурную речь под влиянием окружающих, то есть использование таких слов другими людьми действует на подсознание. 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Но все опрашиваемые были единодушны во мнении, что недопустимо создание словарей ненормативной лексики, тюремного и лагерного жаргона.

К сожалению, в семье, на улице, в СМИ непечатные выражения встречаются очень часто. Отсутствие каких-либо запрещающих или хотя бы критикующих факторов вызывает у подростков уверенность в правильности словоупотребления, чувство ложного самоутверждения и безнаказанности. Да и что греха таить, часто, услышав нецензурную брань из уст детей, мы не только не останавливаем их, но зачастую не обращаем внимания.

«...бывает так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его “словами-плевками” говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

А на самом деле он потому и использует циничные выражения и насмешливые прозвища, что не уверен в себе.

Посмотрите, послушайте, о чем такой “храбрец” и “мудрец” цинично отзывается, в каких случаях заменяет обычные слова “словами-плевками”. Вы сразу заметите, что все это то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти». (Д.С. Лихачев)

К сожалению, нет у нас закона, наказывающего за порчу родного языка, а в обществе не сформировано критическое отношение к людям, использующим непечатные выражения. Попрание норм речевой культуры, культуры общения приводит к попранию человеческих норм, а как следствие – и закона.

Наш век – век электроники и компьютеризации. Дети мало интересуются литературой и искусством. Это тоже одна из причин падения речевой культуры. В связи с этим школьники предлагают выделить больше часов на уроки развития речи, на уроки русского языка не только в средних, но и в старших классах. Но пока, к сожалению, наблюдается обратный процесс.

Интересно, как понимают ребята термин нейтральная лексика. 60% опрошенных понимают его так: это слова, которые не имеют эмоциональной окраски. Примерно 70% опрошенных считают, что нейтральных слов в русском языке не много. 42% опрошенных считают, что нейтральная лексика может употребляться во всех стилях речи, а также во всех жанрах художественной литературы и публицистики.

К сожалению, нашлись и такие, кто абсолютно ничего не знает о стилистически нейтральной лексике.

Хочу предложить вам еще одно исследование, проведенное в 10-х и 11-х классах и касающееся употребления экспрессивной лексики.

Проанализировав ответы респондентов, можно сказать, что понятие экспрессивной лексики известно 90% опрошенных. Практически все ученики используют экспрессивную лексику повседневно. 42% старается употреблять такого рода лексику только среди друзей и знакомых. 37% считают себя очень эмоциональными и потому обходиться без нее не могут. 10% даже не задумывались об этом. Треть опрошенных считают, что без экспрессивной лексики не обходится ни один стиль речи, а больше половины школьников сферой употребления такой лексики называют разговорный стиль. Все участники опроса встречали в произведениях художественной литературы экспрессивно окрашенные слова и понимают, что автор использует ее для лучшей передачи характера персонажа и колорита эпохи.

На вопрос об использовании экспрессивной лексики в СМИ ответы разделились примерно поровну.

12% считают, что использование такой лексики в СМИ – это хорошо. «Благодаря экспрессивной лексике статьи становятся и интереснее, и понимаешь, что их писал живой человек, а не машина без чувств».

25% думают, что использование такой лексики в СМИ – это плохо, потому что «в прессе должны быть представлены факты, а не эмоции».

33% полагают, что многое зависит от издания, в котором она используется. Например, в молодежном журнале эмоционально окрашенный текст вполне уместен.

30% затрудняются ответить.

Таким образом, хотя понятие экспрессивной лексики знакомо многим, к старшим классам этот материал забывается. Участники опроса считают, что именно в старших классах осознается потребность в слове, в грамотной речи, во владении стилистическим разнообразием речи. Но почему же ученик, которого целый коллектив педагогов учил долгое время знаниям, к концу обучения теряет добрую половину этого багажа? Где, на каком этапе пропадают умения и навыки, полученные в школе? Учителя, знакомые и родственники наших учеников единодушно считают, что виновато «усредненное» образование, сокращение количества часов на русский язык. Обозначился разрыв между школьными знаниями и реальной жизнью. Взрослые считают, что проблема возникает после окончания школы, но мы с вами увидели ее на более раннем этапе, при переходе из средней школы в старшую. Причины нам всем хорошо известны: безответственность СМИ, вольное обращение с языком самих носителей, слабое приобщение к культурным и духовным ценностям.

Хочется верить, что цифры и выводы, прозвучавшие на нашем уроке, заставили задуматься о родном языке, об ответственности каждого за его чистоту, сохранность. Надеюсь, что проведенная девятиклассниками работа помогла им понять: образованный человек невозможен сегодня без знания родного языка.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru