Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2006

ИНФОРМАЦИЯ

ЕГЭ на марафоне-2006

Весной этого года по установившейся традиции Издательский дом «Первое сентября» проводил уже 5-й педагогический марафон предметных изданий.
14 марта в Московском доме учителя в День учителя русского языка собралось около 500 человек из Москвы, Московской области и других регионов России. Особенностью программы этого года было представление своей продукции известными учебными издательствами (Просвещением, Дрофой, Айрисом, Мнемозиной, Русским словом и другими).
Большой интерес вызвали выступление И.П. Цыбулько о ЕГЭ, мастер-классы С.М. Евграфовой и О.Е. Дроздовой, семинар О.М. Чупашевой. В сегодняшнем номере мы знакомим наших читателей с некоторыми материалами Дня учителя русского языка на марафоне-2006.

Как и следовало ожидать, самая большая из предоставленных для марафона аудиторий Дома учителя не смогла вместить всех, желающих встретиться с Ириной Петровной Цыбулько, научным сотрудником Федерального института педагогических измерений. Ирина Петровна рассказала о некоторых предварительных итогах, в частности, о том, что экзамен в форме ЕГЭ в 2005 г. сдавал 51% всех выпускников, что особенно охотно выбирают такую форму экзамена сельские жители и выпускники из маленьких городов, считая, что ЕГЭ дает им возможность поступать в вузы; что в Санкт-Петербурге ЕГЭ по русскому языку обязателен для всех выпускников (в 2005 г. их было 43 тыс.), что всего в прошлом году было 415 «стобалльников» – тех, кто набрал максимальное количество баллов за этот экзамен. Присутствующим любопытно было узнать о том, какие исследования проводятся в некоторых вузах в связи с ЕГЭ (например, установлено, что получившие высокий балл за ЕГЭ по русскому языку успешнее других обучаются на физико-математическом факультете педагогического университета г. Ульяновска), о том, как анализируются результаты ЕГЭ и какие статистические методы при этом применяются.
Но, разумеется, наибольший интерес вызвала информация о том, какова будет структура ЕГЭ в нынешнем году, что изменилось по сравнению с материалами прошлого года.
Отметим только самые существенные новшества.

1. Иначе формулируется задание по морфемному анализу слова. В каком слове есть суффикс
-чик- со значением «маленький»?

1) Шкафчик;
2) мячик;
3) пончик;
4) огурчик.

2. Иначе выглядят задания по микротексту (прежде требовалось восстановить правильный порядок предложений).

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1) … (2) Вся другая информация – как звуки, так и изображения – для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6) …

А7

Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например, на гибких и жестких дисках.

А8

Какое из приведенных ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) Прежде всего, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
2) Однако компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
3) Кроме того, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
4) Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

3. Не так, как в прошлом году, устроено задание, связанное с выразительными средствами языка.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29–А31, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8 начиная с первой клеточки.

В8

«К.Г.  Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчеркивают замысел автора.
___ «серп месяца» создает яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот;
2) литота;
3) фразеологизм;
4) ирония;
5) метафора;
6) парцелляция;
7) вопросно-ответная форма изложения;
8) экспрессивный повтор;
9) риторический вопрос;
10) восклицательные предложения.

4. Изменена формулировка задания С. Теперь она выглядит так.

С1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Из задания исчезло требование «отметить не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств выразительности и объяснить, с какой целью автор использует их в тексте», таким образом, устранено дублирование, поскольку В8 уже содержал вопрос о средствах, используемых в данном тексте. Зато более конкретно сформулированы требования, предъявляемые к аргументации, а в критериях оценки задания С появилось требование к выпускнику «этически корректно формулировать свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста».

(Полностью с демонстрационным вариантом ЕГЭ 2006 г. можно ознакомиться на сайте www.fipi.ru.)

Редакция

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru