КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск
Проблемы неполных предложений
Один из сложных вопросов анализа
простого предложения – это определение такой
его характеристики, как полное и неполное.
Вот два предложения (две пословицы):
1) Из песни слова не выкинешь.
2) И в ус не дует, и ухом не ведет.
В каждом из них словесно выражен
только один главный член – сказуемое. Полные эти
предложения или неполные и почему? Для ответа на
данные вопросы надо остановиться на таких
проблемах: 1) к структурным или семантическим
явлениям относится неполнота предложения; 2) как
обнаруживается неполнота предложения; 3) можно ли
считать односоставные предложения неполными?
Неполнота предложения – понятие
структурное, а не семантическое. Что значит –
структурное? Каждый член предложения занимает в
его структуре определенную синтаксическую
позицию, определенное место. Это – важное
грамматическое понятие, не случайно оно введено
сейчас в школьные учебники. В полных
предложениях все имеющиеся синтаксические
позиции замещены, а в неполных есть незамещенные
позиции (одна или несколько) – главных или/и
второстепенных членов. Их можно обнаружить,
потому что любая незамещенная позиция имеет в
предложении свои показатели, сигналы, или
«подсказки». Они различные, рассмотрим некоторые
из них.
Напомним, что любой синтаксический
анализ надо начинать с определения
грамматической основы предложения.
Грамматические основы бывают двусоставными,
имеющими два грамматических состава (состав
подлежащего + состав сказуемого) и
односоставными, имеющими один грамматический
состав (состав подлежащего или состав
сказуемого). Грамматический состав – это главный
член предложения с зависимыми от него
второстепенными членами.
Рассмотрим предложение 1. Его
грамматическая основа – сказуемое не выкинешь,
выраженное глаголом во втором лице, единственном
числе, будущем времени, изъявительном
наклонении, это грамматическая форма.
Грамматическое значение предложения –
отношение к обобщенному лицу. Значит,
предложение односоставное определенно-личное с
обобщенным значением (иногда такие предложения
называют обобщенно-личными). Есть ли в нем
незамещенные позиции? Нет. Конечно, в предложении
отсутствует подлежащее, но отсутствует и его
позиция, его место. Подчеркнем, что во всех
односоставных предложениях имеется
синтаксическая позиция только одного главного
члена – или сказуемого, или подлежащего.
Следовательно, отсутствие второго главного
члена не является причиной для квалификации
односоставного предложения как неполного.
Обратимся к выделенному предложению в
фрагменте 3) Вот текст песни. Ты хорошо его
выучишь. Из песни слова не выкинешь.
Грамматическая форма предложения та же, что и в
предложении 1 – сказуемое не выкинешь,
выраженное глаголом во втором лице, единственном
числе, будущем времени, изъявительном
наклонении. А грамматическое значение другое –
отношение не к обобщенному лицу, а к лицу
названному – ты. Грамматическое значение
подсказывает, что в предложении есть
синтаксическая позиция подлежащего, и это не
позволяет отнести предложение к односоставным.
Данное предложение двусоставное неполное.
Следовательно, одна из «подсказок» неполноты
предложения – это грамматическое значение
основы.
Показателем неполноты может служить
грамматическая форма. Проанализируем
предложение 2. Его грамматическая основа не
дует, не ведет выражена глаголами в форме
третьего лица, единственного числа, настоящего
времени, изъявительного наклонения. Эта форма не
может быть главным членом односоставного
предложения: глагол в единственном числе –
«подсказка»: в предложении есть синтаксическая
позиция и подлежащего, но она не замещена. Значит,
анализируемое предложение неполное. Что же
касается его грамматического состава, то оно
двусоставное.
Еще пример: 4) Молод летами, да стар
делами. (Пословица) Грамматическая основа – молод,
стар, это составные именные сказуемые,
выраженные краткими прилагательными в сочетании
с нулевыми связками, они также не могут быть
главными членами односоставных предложений, они
являются показателями незамещенной позиции
подлежащего. Отсюда: предложение 4 неполное.
Рассмотрели сигналы неполноты,
заключенные в главных членах предложения.
Сигналами служат и второстепенные члены.
Обратимся к примерам. 5) Учение образует ум,
воспитание – нравы. (Пословица) Во второй части
данного сложного предложения словесно выражено
подлежащее воспитание, кроме того, есть
позиция сказуемого, на которую указывает
дополнение нравы (вспомним: дополнение
входит в состав сказуемого). А значит,
предложение неполное (и добавим: двусоставное).
Здесь можно сказать, какой конкретной
словоформой может быть замещена позиция
сказуемого. Для этого, а не для обоснования
неполноты предложения, надо обратиться к
предыдущему (и только к предыдущему!) контексту.
Это словоформа образует.
Еще предложение: 6) Брат учится в
академии, а сестра – в университете. Во второй
части предложения есть подлежащее сестра и
незамещенная позиция сказуемого, на которую
указывает обстоятельство в университете:
обстоятельство также входит в состав сказуемого.
И это предложение неполное. Следует подчеркнуть,
что тире не является показателем неполноты
предложения: пунктуация – следствие, а не
причина его структурных особенностей.
Определение без определяемого слова
является показателем незамещенной
синтаксической позиции. Вот пример: 7) В добрый
час молвит, в худой – промолчит. (Пословица) В
предложении определение худой
«подсказывает», что есть незамещенная
синтаксическая позиция определяемого слова –
можно сделать вывод, что предложение неполное.
Кстати, здесь есть еще одна «подсказка» –
предлог в перед прилагательным. Известно, что
предлоги употребляются только с
существительными или
местоимениями-существительными, а также с
субстантивированными прилагательными,
причастиями и под., ср.: в час, в нем – значит,
в в анализируемом предложении – «кусочек»
словоформы существительного. Незамещенная
синтаксическая позиция может быть занята
словоформой в час, что определяется по
предыдущему контексту; это – обстоятельство
времени. Интересно, что в предложении есть еще
одна незамещенная синтаксическая позиция –
позиция подлежащего, показатель которой – форма
глаголов-сказуемых молвит и промолчит,
ср. предложение 2. Общий вывод: предложение 7
неполное с двумя незамещенными синтаксическими
позициями, а по грамматическому составу –
двусоставное.
Аналогично по именующемуся
определению устанавливается неполнота
выделенного предложения в составе сложного. 8) В
одной руке пусто, в другой нет ничего.
(Пословица) Здесь не замещена позиция дополнения,
сигналами которой служат определение другой
и предлог в. Что же касается основы
предложения, то оно – односоставное безличное
(сказуемое нет).
Весьма любопытны предложения типа 9) – Тетрадь!,
10) – Нитки! Они похожи на полные
номинативные (или назывные), но разберемся в том,
какими членами являются представленные в них
словоформы. Ситуация подсказывает, что подобные
предложения побудительные, они заключают в себе
просьбу, требование дать, подать названные
предметы (кого? что?). А значит, тетрадь,
нитки – это формы не именительного, а
винительного падежа. Ср. также в аналогичной
ситуации: 11) – Книгу!, 12) – Нитку!
Винительный падеж существительного занимает
позицию дополнения, а дополнение – сигнал
незамещенной позиции сказуемого. Предложение
неполное. Есть ли в предложениях позиция
подлежащего? Позиции сказуемых в анализируемых
побудительных предложениях могут быть заняты
глаголами в повелительном наклонении, скажем, дайте,
подайте, а они – главные члены односоставных
определенно-личных предложений, грамматическое
значение которых – отношение к определенному
лицу. Отсюда предложения 9, 10, как и 11, 12 –
односоставные определенно-личные.
Подскажет о незамещенной
синтаксической позиции и нереализованная
сильная синтаксическая связь. Сильной, или
обязательной, называется такая синтаксическая
связь, когда главное слово обязательно требует
при себе зависимое. Так, переходные глаголы
обязательно требуют при себе зависимое
существительное в форме винительного падежа без
предлога, занимающее в предложении позицию
прямого дополнения.
Проанализируем выделенное
предложение в составе сложного: 13) Все
говорят, что здоровье дороже всего; но никто
этого не соблюдает. (К.Прутков) Грамматическая
основа предложения – все говорят. Сказуемое говорят
выражено переходным глаголом, при котором
обязательна позиция прямого дополнения. Эта
позиция словоформой не замещена, следовательно,
выделенное предложение – неполное.
Неполные предложения, как показывает
материал, часто встречаются в составе сложных.
Вот еще несколько примеров. В предложении 14) Годы
не птица: улетят – не поймаешь. Пословица из
трех частей. Первая – годы не птица – не
имеет сигналов неполноты, все синтаксические
позиции заняты, это предложение – полное. Во
второй – улетят – сказуемое выражено
глаголом в третьем лице, множественном числе,
будущем времени, изъявительном наклонении. Эта
форма может быть главным членом односоставного
неопределенно-личного предложения. Обратимся к
грамматическому значению: грамматическое
значение неопределенно-личных предложений –
отношение к неопределенному лицу, здесь же лицо
конкретное – годы. Грамматическое значение
– «подсказка»: в предложении не замещена позиция
подлежащего, предложение неполное. В третьей
части – не поймаешь – грамматическая основа
представлена сказуемым во втором лице,
единственном числе, будущем времени,
изъявительном наклонении; грамматическое
значение предложения – отношение к обобщенному
лицу. Делаем вывод: предложение односоставное,
позиции подлежащего в нем нет. Однако в
предложении не реализована сильная
синтаксическая связь: глагол-сказуемое не
поймаешь требует обязательного дополнения (не
поймаешь – кого? чего? – их, годы), а она не
замещена – предложение неполное.
15) Увидел грача – весну встречай.
(Пословица) Первая часть предложения имеет
сказуемое увидел, выраженное глаголом в
прошедшем времени, единственном числе,
изъявительном наклонении. Эта форма не может
быть сказуемым в односоставном предложении, то
есть она служит сигналом наличия в структуре
предложения позиции подлежащего – оно неполное
(по грамматическому составу – двусоставное).
Обратим внимание: предложение не нуждается в
«восстановлении» этого подлежащего. Вторая
часть – весну встречай – полная, поскольку
не имеет незамещенных синтаксических позиций, в
том числе и позиции подлежащего; это предложение
– односоставное.
Вот еще любопытный пример: 16) – Что
вам надо? – Шоколада. (К.Чуковский) В первом
предложении отсутствуют незамещенные
синтаксические позиции, оно – полное (по
грамматическому составу – односоставное
безличное). Во втором предложении словесно
выражено только дополнение, а оно служит
показателем незамещенной позиции сказуемого.
Уже сейчас можно утверждать, что предложение
неполное. Однако установим, сколько незамещенных
позиций оно содержит и к какому типу по
грамматическому составу относится. Незамещенная
позиция может быть занята сказуемым надо,
выраженным словом категории состояния (эта часть
речи сейчас включена в школьные учебники) и
нулевой связкой, а это грамматическая форма
только безличного предложения. Оказывается,
встречаются односоставные предложения с
незамещенной позицией единственного главного
члена! Слово категории состояния надо имеет
две сильные связи: надо – кого? что? и кому?
Первая связь здесь реализована (шоколада), а
вторая – нет, а это «подсказка»: позиция второго
обязательного дополнения не занята. В
предложении две незамещенные позиции –
сказуемого и дополнения (последняя может быть
замещена словоформой нам).
К неполным в школе относят и
предложения эллиптические (от греч. ellipsis –
выпадение, опущение) – предложения, в которых
имеется подлежащее и незамещенная позиция
сказуемого, показателями которой являются
дополнения и обстоятельства. При этом
незамещенная позиция может быть занята не
конкретным глаголом, а любым из той или иной
семантической группы. Вот несколько примеров. 17) Где
хотенье, там и уменье. (Пословица) В обеих
частях данного сложного предложения есть
подлежащее и обстоятельство, сигнализирующее о
незамещенной позиции сказуемого. Эта позиция
может быть замещена любым глаголом со значением
существования: есть, имеется. Обе части
предложения неполные, а поскольку они имеют
позиции двух главных членов, то двусоставные.
18) Я за свечку. (К.Чуковский) В
предложении есть подлежащее и дополнение,
свидетельствующее о незамещенной позиции
сказуемого. Позиция сказуемого может быть
замещена любым глаголом со значением «браться»,
«хвататься»: взялся, схватился. Предложение
неполное. В предложении 19) Свечка – в печку.
(К.Чуковский) имеется подлежащее и
обстоятельство – показатель незамещенной
позиции сказуемого; и это предложение –
неполное. Позиция сказуемого может быть замещена
любым глаголом со значением быстрого, даже
стремительного движения, например, бросилась,
кинулась.
Итак, выводы. Неполнота предложения –
понятие структурное: в неполном предложении
имеются синтаксические позиции, не замещенные
словоформами.
Незамещенные позиции всегда имеют
показатели в структуре предложения. Они
различны. Это грамматическая форма или
грамматическое значение главного члена. Это
второстепенные члены. Это нереализованные
сильные, или обязательные, синтаксические связи.
Значит, для установления того, полное
предложение или неполное, нет необходимости
выяснять, чем может быть занята незамещенная
позиция, «восстанавливать» член предложения.
Незамещенной может быть позиция любого члена
предложения – как главного, так и
второстепенного. А замещаться она может либо
конкретной словоформой, либо (в эллиптических
предложениях) любым глаголом той или иной
семантической группы.
Односоставные предложения нельзя считать
неполными по причине отсутствия второго
главного члена: в их структуре нет для него
позиции. Однако они бывают неполными, если имеют
незамещенные позиции второстепенного или/и
единственного главного члена предложения.
|