Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2006

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Т.И.  ПАВЛОВА,
г. Ростов,
С.В.  ФЕДОТЕНКО,
школа № 6;
г. Шахты, Ростовская обл.


Учебник нового поколения:

творческая лаборатория учителя и учащихся

В течение трех лет мы работали в старших классах по учебно-методическому комплексу А.А. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Новый подход к преподаванию русского языка, переход к профильному обучению, а также участие Ростовской области в эксперименте по ЕГЭ заставили искать другие пути решения основных задач преподавания русского языка в старших классах.

Выбор свой мы остановили на учебнике-практикуме А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. На наш взгляд, этот учебник помогает решать комплекс задач воспитания, обучения и развития личности старшеклассников. Методический аппарат учебника содержит богатый и разнообразный материал для осуществления этих задач. Прежде всего это система уроков-семинаров, требующая творческого подхода от учителя и самостоятельной работы старшеклассников.

Можно выделить такие направления работы при подготовке учащихся к семинарам.

1. Работа с понятиями-терминами (см. перечень ключевых понятий в начале каждого раздела учебника) по следующему алгоритму:

  • что известно о данном понятии;

  • как это понятие трактуется в лингвистическом справочнике;

  • этимологический анализ слова-термина (если возможно);

  • подбор однокоренных слов;

  • введение данного понятия в словосочетание, предложение, текст;

комментирование написания слова-термина.

2. Выбор и комментирование учащимися темы сообщения на семинаре:

  • чем вызван интерес к данной теме;

  • на какие материалы (учебник, пособие, справочник, словари и т.д.) учащиеся будут опираться при подготовке (это своеобразная диагностика, которая поможет учителю порекомендовать дополнительную литературу);

  • дополнение списка ключевых опорных понятий, которые помогут старшекласснику глубже раскрыть тему семинара;

  • сбор материала об ученых-лингвистах, исследовавших данную тему;

  • составление плана сообщения, подбор тезисов, цитатного материала;

  • обдумывание вопросов, которые можно задать аудитории, чтобы вызвать интерес у одноклассников. Так, ученики, выбравшие тему сообщения «Группы слов по происхождению», подготовили следующие вопросы:

1) Чем объясняется особое место старославянизмов среди других заимствований?

2) Какова судьба старославянизмов в русском языке?

3) Какие стилистические функции выполняют старославянизмы в языке художественных произведений?

4) От чего зависит степень проникновения заимствованных слов в лексику современного русского литературного языка?

3. Работа в группе «Занимательная лингвистика».

Учащиеся составляют или подбирают задания занимательного характера (ребусы, кроссворды) к выбранной теме сообщения. Например, к семинару «Язык и речь» учащиеся могут с помощью ребусов зашифровать слова, характеризующие качества хорошей речи (точностька + ность и т.д.).

4. Привлечение лингвистического материала регионального компонента.

Готовясь к семинарскому занятию по теме «Лексика русского языка», старшеклассники работают со статьями донских лексикологов Ю.А. Гвоздарева, Л.А. Введенской, с материалами по диалектологии Б.Н. Проценко, со словарем русских донских говоров З.В. Валюсинской, М.П. Выгонной, В.И. Дегтярева; Большим толковым словарем казачьих говоров; по теме «Части речи» – «Трудные случаи морфологии» Л.Д. Чесноковой, по теме «Состав слова. Способы словообразования» – со статьями Т.Е. Гильчёнок. Ученикам можно также порекомендовать следующие материалы:

  • Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. От собственных имен к нарицательным;

  • словарь антонимов Н.П. Колесникова. Ростов: Феникс, 1999;

  • пособие: Л.А. Введенская. Культура речи и искусство общения. Ростов: Феникс, 1998;

  • пособие Б.Н. Проценко. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Ростов: Феникс, 1994.

На семинарском занятии по теме «Лексика» старшеклассники анализируют текст из пособия «Русское слово» Л.А. Введенской, Т.А. Баранова, Ю.А. Гвоздарева.

Тематика уроков, предлагаемая в ориентировочном планировании к учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, направлена на формирование лингвистической компетенции старшеклассников.

Целями уроков являются повторение, систематизация, углубление лингвистических знаний. При формулировании темы необходимо предусмотреть диалоговую форму урока, элементы дискуссии. Например, тема урока формулируется так: «Имя существительное. Проблема категории рода имени существительного как вопрос лингвистических исследований». Подобный подход к тематике уроков позволяет ставить перед учениками лингвистические задачи разной степени сложности, создать проблемную ситуацию, которая разрешается в споре, дискуссии.

Умение и навыки учащихся по работе с лингвистическим текстом в профильных классах могут совершенствоваться и привести к созданию собственного лингвистического текста по образцу текстов учебника Дейкиной – Пахновой. Основная цель такого вида работы – осмысление учащимися различных лингвистических понятий, их функционирования в системе языка.

Обширное поле для такой продуктивной деятельности содержит раздел «Морфология». Посвятив несколько серьезных лингвистических текстов разделу в целом (понятие морфологии как грамматического учения о слове, связь лексического и грамматического значений слова), авторы решили не использовать их в тематических подразделах, когда идет речь об имени существительном, прилагательном, местоимении, глаголе и т.д.

Уместно предложить старшеклассникам восполнить «пробел». Например, при изучении темы «Имя числительное» учащиеся составляют текст, освещающий спорные вопросы имени числительного. При изучении форм глагола они попытаются ответить на проблемный вопрос: «Причастие и деепричастие: части речи или формы глагола?».

Такой подход к изучению частей речи открывает большие возможности для дифференцирования заданий: одаренные учащиеся составляют тексты, те, кто испытывает затруднения, могут получить другое задание. Например: подобрать текст на определенную лингвистическую тему из трудов донских ученых-лингвистов (Ю.А. Гвоздарева, В.И. Дегтярева, Т.И. Хазагерова и т.д.) или составить вопросы к предложенному товарищем тексту, как в учебнике-практикуме. Последнее задание может помочь ученику написать собственный лингвистический текст. Так, ученик, сформулировавший вопрос к тексту, составленному товарищем, должен будет сам же на него ответить, а это уже кусочек собственного лингвистического текста.

В методическом аппарате учебника есть совершенно уникальные, нигде не встречающиеся приемы работы, например, такое задание: читая текст, сделать паузу, закрыть непрочитанную часть и попытаться домыслить продолжение самостоятельно, а затем сравнить с оригиналом. Или после того как в конце упражнения учащимся задан сложный проблемный вопрос, тут же для самопроверки предложен ответ на него.

Большое значение при переходе к профильной школе приобретает работа на уроках с одаренными детьми. Важнейшей целью такой работы остается подготовка их к участию в олимпиадах по русскому языку. Как показывает практика, наиболее трудными вопросами для учащихся являются те, которые так или иначе связаны с историей языка.

К сожалению, и в школьном курсе, и в УМК Дейкиной – Пахновой недостаточно представлены материалы по истории языка. Тогда как анализ материалов всероссийских олимпиад, участие в качестве членов жюри в областных олимпиадах по русскому языку подтверждают тот факт, что данному аспекту в сегодняшнем преподавании русского языка уделяется большое внимание.

Ведь осознание закономерностей исторического развития языка дает возможность изучать предмет одновременно в диахронии и в синхронии, развивает навыки наблюдения за историческими изменениями в языке, учит объяснять трудные случаи орфографии.

В связи с этим предлагаем дополнить дидактические материалы учебника лингвистическими текстами о зарождении категории числа в русском языке, о развитии падежной системы, о признаках исконно русских слов и старославянизмов и т.д. Эти сведения в форме лингвистического текста лучше воспринимаются и запоминаются учениками, чем «сухие» данные параграфов учебника. Кроме того, подобные тексты и задания к ним дадут ученику возможность самостоятельно подготовиться к олимпиадным заданиям, проконтролировать усвоение лингвистического материала. Старшеклассники могут сформулировать такие вопросы, как «Причина возникновения и роль устаревших слов в произведениях А.Пушкина» или «Отступление от грамматической нормы: всегда ли это ошибка?».

Для профильных классов, особенно тех, которые специализируются по лингвистике, интересными будут задания сравнительного характера, предусматривающие сопоставление языковых фактов и явлений в русском и иностранных языках.

Учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой помогает учителю не только в достаточной степени совершенствовать у учащихся умения и навыки, относящиеся к языковедческой компетенции, подготавливая их тем самым к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку, но и является образцом для собственного методического творчества учителя. Предоставленная возможность для сотрудничества в режиме ученик – текст, ученик – ученик, ученик – учитель дает ориентиры для совместной исследовательской деятельности учителя и старшеклассника.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru