ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Т.И. ПАВЛОВА,
г. Ростов,
С.В. ФЕДОТЕНКО,
школа № 6;
г. Шахты, Ростовская обл.
Учебник нового поколения:
творческая лаборатория учителя
и учащихся
В течение трех лет мы работали в
старших классах по учебно-методическому
комплексу А.А. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.
Новый подход к преподаванию русского языка,
переход к профильному обучению, а также участие
Ростовской области в эксперименте по ЕГЭ
заставили искать другие пути решения основных
задач преподавания русского языка в старших
классах.
Выбор свой мы остановили на
учебнике-практикуме А.Д. Дейкиной и
Т.М. Пахновой. На наш взгляд, этот учебник
помогает решать комплекс задач воспитания,
обучения и развития личности старшеклассников.
Методический аппарат учебника содержит богатый
и разнообразный материал для осуществления этих
задач. Прежде всего это система уроков-семинаров,
требующая творческого подхода от учителя и
самостоятельной работы старшеклассников.
Можно выделить такие направления
работы при подготовке учащихся к семинарам.
1. Работа с понятиями-терминами (см.
перечень ключевых понятий в начале каждого
раздела учебника) по следующему алгоритму:
что известно о данном понятии;
как это понятие трактуется в
лингвистическом справочнике;
этимологический анализ слова-термина
(если возможно);
подбор однокоренных слов;
введение данного понятия в
словосочетание, предложение, текст;
комментирование написания
слова-термина.
2. Выбор и комментирование
учащимися темы сообщения на семинаре:
чем вызван интерес к данной теме;
на какие материалы (учебник, пособие,
справочник, словари и т.д.) учащиеся будут
опираться при подготовке (это своеобразная
диагностика, которая поможет учителю
порекомендовать дополнительную литературу);
дополнение списка ключевых опорных
понятий, которые помогут старшекласснику глубже
раскрыть тему семинара;
сбор материала об ученых-лингвистах,
исследовавших данную тему;
составление плана сообщения, подбор
тезисов, цитатного материала;
обдумывание вопросов, которые можно
задать аудитории, чтобы вызвать интерес у
одноклассников. Так, ученики, выбравшие тему
сообщения «Группы слов по происхождению»,
подготовили следующие вопросы:
1) Чем объясняется особое место
старославянизмов среди других заимствований?
2) Какова судьба старославянизмов в
русском языке?
3) Какие стилистические функции
выполняют старославянизмы в языке
художественных произведений?
4) От чего зависит степень
проникновения заимствованных слов в лексику
современного русского литературного языка?
3. Работа в группе «Занимательная
лингвистика».
Учащиеся составляют или подбирают
задания занимательного характера (ребусы,
кроссворды) к выбранной теме сообщения. Например,
к семинару «Язык и речь» учащиеся могут с помощью
ребусов зашифровать слова, характеризующие
качества хорошей речи (точность – ка + ность
и т.д.).
4. Привлечение лингвистического
материала регионального компонента.
Готовясь к семинарскому занятию по
теме «Лексика русского языка», старшеклассники
работают со статьями донских лексикологов Ю.А. Гвоздарева,
Л.А. Введенской, с материалами по
диалектологии Б.Н. Проценко, со словарем
русских донских говоров З.В. Валюсинской,
М.П. Выгонной, В.И. Дегтярева; Большим
толковым словарем казачьих говоров; по теме
«Части речи» – «Трудные случаи морфологии»
Л.Д. Чесноковой, по теме «Состав слова.
Способы словообразования» – со статьями Т.Е. Гильчёнок.
Ученикам можно также порекомендовать следующие
материалы:
Л.А. Введенская,
Н.П. Колесников. От собственных имен к
нарицательным;
словарь антонимов Н.П. Колесникова.
Ростов: Феникс, 1999;
пособие: Л.А. Введенская.
Культура речи и искусство общения. Ростов:
Феникс, 1998;
пособие Б.Н. Проценко. Трудные
случаи орфографии и пунктуации. Ростов:
Феникс, 1994.
На семинарском занятии по теме
«Лексика» старшеклассники анализируют текст из
пособия «Русское слово» Л.А. Введенской,
Т.А. Баранова, Ю.А. Гвоздарева.
Тематика уроков, предлагаемая в
ориентировочном планировании к
учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной и
Т.М. Пахновой, направлена на формирование
лингвистической компетенции старшеклассников.
Целями уроков являются повторение,
систематизация, углубление лингвистических
знаний. При формулировании темы необходимо
предусмотреть диалоговую форму урока, элементы
дискуссии. Например, тема урока формулируется
так: «Имя существительное. Проблема категории
рода имени существительного как вопрос
лингвистических исследований». Подобный подход
к тематике уроков позволяет ставить перед
учениками лингвистические задачи разной степени
сложности, создать проблемную ситуацию, которая
разрешается в споре, дискуссии.
Умение и навыки учащихся по работе с
лингвистическим текстом в профильных классах
могут совершенствоваться и привести к созданию
собственного лингвистического текста по образцу
текстов учебника Дейкиной – Пахновой. Основная
цель такого вида работы – осмысление учащимися
различных лингвистических понятий, их
функционирования в системе языка.
Обширное поле для такой продуктивной
деятельности содержит раздел «Морфология».
Посвятив несколько серьезных лингвистических
текстов разделу в целом (понятие морфологии как
грамматического учения о слове, связь
лексического и грамматического значений слова),
авторы решили не использовать их в тематических
подразделах, когда идет речь об имени
существительном, прилагательном, местоимении,
глаголе и т.д.
Уместно предложить старшеклассникам
восполнить «пробел». Например, при изучении темы
«Имя числительное» учащиеся составляют текст,
освещающий спорные вопросы имени числительного.
При изучении форм глагола они попытаются
ответить на проблемный вопрос: «Причастие и
деепричастие: части речи или формы глагола?».
Такой подход к изучению частей речи
открывает большие возможности для
дифференцирования заданий: одаренные учащиеся
составляют тексты, те, кто испытывает
затруднения, могут получить другое задание.
Например: подобрать текст на определенную
лингвистическую тему из трудов донских
ученых-лингвистов (Ю.А. Гвоздарева, В.И. Дегтярева,
Т.И. Хазагерова и т.д.) или составить вопросы к
предложенному товарищем тексту, как в
учебнике-практикуме. Последнее задание может
помочь ученику написать собственный
лингвистический текст. Так, ученик,
сформулировавший вопрос к тексту, составленному
товарищем, должен будет сам же на него ответить, а
это уже кусочек собственного лингвистического
текста.
В методическом аппарате учебника есть
совершенно уникальные, нигде не встречающиеся
приемы работы, например, такое задание: читая
текст, сделать паузу, закрыть непрочитанную
часть и попытаться домыслить продолжение
самостоятельно, а затем сравнить с оригиналом.
Или после того как в конце упражнения учащимся
задан сложный проблемный вопрос, тут же для
самопроверки предложен ответ на него.
Большое значение при переходе к
профильной школе приобретает работа на уроках с
одаренными детьми. Важнейшей целью такой работы
остается подготовка их к участию в олимпиадах по
русскому языку. Как показывает практика,
наиболее трудными вопросами для учащихся
являются те, которые так или иначе связаны с
историей языка.
К сожалению, и в школьном курсе, и в УМК
Дейкиной – Пахновой недостаточно представлены
материалы по истории языка. Тогда как анализ
материалов всероссийских олимпиад, участие в
качестве членов жюри в областных олимпиадах по
русскому языку подтверждают тот факт, что
данному аспекту в сегодняшнем преподавании
русского языка уделяется большое внимание.
Ведь осознание закономерностей
исторического развития языка дает возможность
изучать предмет одновременно в диахронии и в
синхронии, развивает навыки наблюдения за
историческими изменениями в языке, учит
объяснять трудные случаи орфографии.
В связи с этим предлагаем дополнить
дидактические материалы учебника
лингвистическими текстами о зарождении
категории числа в русском языке, о развитии
падежной системы, о признаках исконно русских
слов и старославянизмов и т.д. Эти сведения в
форме лингвистического текста лучше
воспринимаются и запоминаются учениками, чем
«сухие» данные параграфов учебника. Кроме того,
подобные тексты и задания к ним дадут ученику
возможность самостоятельно подготовиться к
олимпиадным заданиям, проконтролировать
усвоение лингвистического материала.
Старшеклассники могут сформулировать такие
вопросы, как «Причина возникновения и роль
устаревших слов в произведениях А.Пушкина» или
«Отступление от грамматической нормы: всегда ли
это ошибка?».
Для профильных классов, особенно тех,
которые специализируются по лингвистике,
интересными будут задания сравнительного
характера, предусматривающие сопоставление
языковых фактов и явлений в русском и
иностранных языках.
Учебник-практикум А.Д. Дейкиной и
Т.М. Пахновой помогает учителю не только в
достаточной степени совершенствовать у учащихся
умения и навыки, относящиеся к языковедческой
компетенции, подготавливая их тем самым к
успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку, но и
является образцом для собственного
методического творчества учителя.
Предоставленная возможность для сотрудничества
в режиме ученик – текст, ученик – ученик, ученик
– учитель дает ориентиры для совместной
исследовательской деятельности учителя и
старшеклассника.
|