НАШИ РЕЦЕНЗИИ
Т.К. ДОНСКАЯ,
профессор кафедры русского языка в национальной
школе
Института народов Севера
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Е.А. Быстрова. Диалог культур на
уроках русского языка
(СПб.: Просвещение, 2002)
Пособие по развитию речи
учащихся 7–9-х классов общеобразовательных
учреждений
В пособии реализован новый
культуроведческий аспект изучения русского
языка, в содержание которого входит диалог
русской культуры с культурами других народов.
Актуальность такого подхода к
обучению русскому языку и развитию речи в
многонациональной России нет необходимости
доказывать, поскольку функционирование русского
языка в РФ как языка межличностного общения уже
предполагает одновременно межкультурную
коммуникацию. И если этот принцип обучения в
методике РКИ уже давно стал методической
аксиомой (даже в названии многих кафедр РКИ
появилось название «Кафедра межкультурной
коммуникации»!), то в общеобразовательной
русской школе впервые появилось учебное
пособие, в котором этот принцип воплощен
последовательно и методически системно.
Эта книга «будет интересна и полезна
особенно тем школьникам, которые обучаются на
другом языке – башкирском, татарском,
осетинском, удмуртском или якутском». Именно им
предназначены специальные задания: «Переведите
сочетание родной язык на ваш язык. Какой
признак родного языка называется в вашем языке?».
А русский язык, являясь родным языком русского
народа, в то же время является государственным
языком РФ, языком науки и культуры для народов
России, особенно для малочисленных народов
Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока,
которые не имели письменности до XX века.
Пособие состоит из 4 разделов:
1. Диалог культур в речи. 2. Стили речи.
3. Диалог культур в тексте. 4. Типы речи.
Им предпослано введение «Родной и
русский языки в нашей жизни», в котором учащиеся
знакомятся с такими базовыми лингвистическими
понятиями, как родной язык, материнский язык,
русский язык, родной русский язык русского
народа, многонациональная Российская Федерация,
межнациональное общение, официальный язык,
государственный язык, развитой язык. Ни в одном
существующем пособии по русскому языку для
русских и русскоязычных школ, а также для
национальных школ, где обучение ведется на
родном языке школьников, нет такого понятного и
доступного для учащихся 7–9-х классов
разъяснения государственной функции русского
языка в современной России.
Автор предлагает учащимся целый ряд
заданий, задач и речевых упражнений, которые
вводят их в различные ситуации речевого общения
на тему «Родной и русский язык»: Расскажите, что
значит родной язык в жизни каждого человека, в
вашей жизни. Сравните высказывания поэтов –
представителей разных народов нашей страны с
высказываниями русских писателей. Что, по-вашему,
общего в их оценке родного языка? Скажите, когда
вы обычно говорите на родном, а когда – на
русском языке. Почему? Составьте план сочинения
на тему по выбору: «Русский язык в жизни нашей
страны», «Родной и русский языки в моей жизни» и
т.п.
Для выполнения этих заданий учащимся
предлагаются богатый фактический и лексический
материал, высказывания и размышления русских и
других российских поэтов и писателей о родном и
русском языках, фрагменты из книг Л.Успенского,
Р.Будагова, Л.Бархударова, В.Костомарова и
К.Чуковского о роли языка в жизни отдельного
человека и разных народов. Учащимся предлагается
в заключительном упражнении высказать свою
точку зрения, поспорить с товарищами, одни из
которых считают, что есть языки особенно богатые
и красивые, а другие – что каждый язык хорош
по-своему.
* * *
Направленность на диалогическое
общение является главной особенностью этого
уникального пособия, вовлекающего учеников в
активную речевую деятельность с партнерами по
общению.
В качестве примера диалога культур в
речи школьники знакомятся с русским речевым
этикетом.
Раздел оснащен различными
графическими схемами, наглядно отражающими
содержание базовых речеведческих понятий язык
и речь. В него включены удачные упражнения:
они не только формируют у школьников точное
знание о языке и речи, но и обогащают моделями
словосочетаний как строительным материалом
предложения и связного высказывания. Например,
словосочетания с прилагательными (язык –
родной, трудный, красивый, мировой; речь – устная,
письменная, правильная) и глаголами (язык
изучают, знают, преподают; речь развивают,
совершенствуют, слышат, понимают). Кроме
языковых упражнений, в разделе можно найти
познавательные тексты о языке и речи: например,
«Что такое язык?» (В.В. Колесов), притча Эзопа о
языке. Так от упражнения к упражнению
развиваются критическое мышление учащихся, их
умение рассуждать, доказывать свою точку зрения,
спорить или соглашаться с авторами текстов, ведя
с ними диалог о роли языка и речи в жизни
человека, опираясь на материалы учебного
пособия и свой личный опыт.
Е.А. Быстрова вводит в учебное
пособие толерантные формулы
согласия/несогласия в речевом общении. Они
отражены в таблицах «Как выразить согласие» и
«Как выразить несогласие» и в памятке о
корректном речевом поведении. Для закрепления
полученных знаний предлагаются упражнения,
отражающие реальные ситуации общения
подростков: 1) выразите согласие в правильности
одного из предложенных мнений, используя
необходимые выражения. Докажите свою точку
зрения; 2) используя материал памятки, напишите
небольшое сочинение на тему «От чего зависит
успех в споре»; 3) по материалам памятки проведите
диалог на тему «Хочешь победить в споре – умей
убеждать»; 4) проведите диалог-спор на тему «За и
против», используя советы памятки, разные
формулы согласия/несогласия.
* * *
В разделе «Стили речи» обращено особое
внимание на выбор языковых единиц различного
стиля в зависимости от ситуации общения.
Большое место отведено сопоставительным
аналитическим текстовым упражнениям с такими
заданиями: 1) сопоставьте тексты, скажите, к
какому стилю речи они принадлежат, что в них
общего и чем они отличаются друг от друга, чем
объясняются эти различия; 2) какую речь вы
используете, рассказывая товарищу о поездке,
какую – в общении с друзьями, в семье, на
перемене, какую – в школьном сочинении, в ответе
на экзамене; 3) попробуйте передать содержание
басни «Слон и Моська», используя книжную речь; 4)
как вы сообщите родителям о собрании и чем будет
отличаться ваше сообщение от прочитанного
объявления; 5) сравните два текста, скажите, в
каком из них представлен научный стиль,
аргументируйте свой ответ и т.д.
Несомненным достоинством раздела
является подбор прекрасных дидактических
текстов из статей Д.Лихачева, К.Чуковского,
О.Сиротининой, Н.Формановской, учебные статьи
самой Е.А. Быстровой. Особенно хочу отметить ее
текст о различных представлениях у каждого
народа о вежливости – у узбеков, армян,
кабардинцев, англичан, индейцев, главки «Ты и Вы»,
«Это интересно» (об употреблении местоимений в
русском, итальянском, польском, английском и
американском языках), здесь же предлагается
рассказать о разных формах обращения в родных
языках учащихся.
Важно, что наряду с понятием научный
стиль автор знакомит учащихся с научно-популярным
стилем, с риторическим вопросом как
отличительным признаком научно-популярного
стиля.
В разделе «Стили речи» автор знакомит
с жанрами речи, характерными для того или иного
стиля общения. Так, для официально-делового стиля
это: заявление, доверенность, справка,
объявление, резюме, оформление почтовых адресов.
Для публицистического стиля автор
пособия называет характерные стилистические
приемы: повторы, параллелизм, риторические
вопросы, антонимы и другие средства
выразительности. Здесь же предлагаются
упражнения и речевые задачи, выполняя которые
учащиеся убеждаются в необходимости отбирать
языковые стилистические средства в зависимости
от ситуации, жанра и участников общения:
проведите диалог-спор, используя выражения
согласия/несогласия, обосновывая свою точку
зрения; подготовьте монологическое высказывание
на тему «Публицистическая речь» по плану;
напишите сочинение на тему «Умей отстоять свою
точку зрения, используя элементы
публицистического стиля»; подготовьте
выступление на тему «Мой родной язык» («Моя
родная литература»)... Особое внимание обратите
на выступление, постарайтесь уже в нем вызвать
интерес к теме, установить контакт со
слушателями, возбудить их внимание.
* * *
В завершающих разделах диалог культур
как стратегический принцип построения данного
учебного пособия и как средство развития речи в
культуроведческом аспекте сохраняется.
Например, предлагаются такие задания в главе
«Типы речи»: сравнить описание летнего утра в
тексте М.М. Пришвина и в произведении
национального писателя; описать центральную
площадь родного города; описать в письме к
другу свой родной город (село); прочитав
текст, подумать, согласны ли вы с утверждением,
что представление о красоте, в частности о
женской красоте, различно у разных народов.
Среди оригинальных диалогических
упражнений и задач отметим упражнение, в котором
предлагается написать сочинение, ответив на
вопрос «Русский человек. Каков он?». У ребят
обязательно вызовут интерес ответы их
сверстников. Ученики могут вступить в диалог с
одногодками.
Значимость данного пособия видится в том, что
традиционно диалог культур понимается
методистами как диалог между русской и западной
культурами, а в пособии Е.А. Быстровой впервые
говорится о культурном диалоге между народами
Российской Федерации.
|