РАЗВИТИЕ РЕЧИ
И. Н. ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва
Работа над публицистическим стилем
7-й класс
На уроках развития речи в курсе 7-го
класса разговор идет в основном о
публицистическом стиле речи. Учебник русского
языка под редакцией М.М. Разумовской,
П.А. Леканта предлагает много интересных
заданий, текстов для наблюдения и анализа.
Хотелось и свои задания придумывать в
предложенном ключе, развивая у учащихся умения
различной информационной переработки текста:
дописать вступление и заключение, сократить
текст, разбить текст на абзацы, составить план,
придумать заголовок к данной заметке и по
заголовку написать заметку и др.
Заметка в газету
Задание 1
Журналист часто получает задание
написать заметку, объем которой задан, –
например, 100 слов. Вам предлагаются некоторые
интересные факты, которые станут основой вашей
заметки для публикации в рубрике «Эти
удивительные животные».
Ваша задача – дописать вступление
и заключение, придумать интересный заголовок.
1. Долгожителем среди обитателей
Московского зоопарка является аллигатор Сатурн
– ему более ста лет. Для крокодилов это лишь пора
«зрелости».
2. Рабочие муравьи постоянно выносят на
просушку материал от основания гнезда наружу,
так что слой, лежавший сверху, оказывается все
глубже и глубже, но до тех пор, пока не придет
время ему снова увидеть свет. Так, муравьи
предотвращают как образование плесени, так и
процессы гниения.
3. Многие палеонтологи считают, что
именно мелкие динозавры стали предками всех
современных птиц. Археоптериксы были небольшими
существами – тело достигало в длину 35
сантиметров. Они, безусловно, могли летать, ловко
бегали по земле и были способны лазить по
деревьям.
4. Крысы могут быть хорошими саперами:
грызуны улавливают запах взрывчатых веществ на
больших расстояниях. Эксперимент по
натаскиванию крыс на обнаружение
противопехотных мин проводили в Танзании. Крысы
работают быстрее человека, за полчаса они
обследуют 1 га поля, тогда как опытный сапер –
50 м2 в день.
5. Гепарды начинают учиться охотиться
примерно в возрасте 6 месяцев. В среднем погоня
длится 15–20 секунд. После удачной охоты гепард не
может сразу приступить к трапезе, поскольку
нуждается в отдыхе после изнурительной погони.
Гепарды не дерутся из-за добычи, а делят ее
поровну.
6. Дельфины обладают сложной звуковой
сигнализацией. Они способны создавать и
воспринимать ультразвуки. Точный гидролокатор
дает им возможность обнаружить предметы
величиной с желудь в воде на расстоянии
15 метров. Благодаря эхолокации дельфины
находят пищу и избегают столкновений с
препятствиями даже в совершенно мутной воде.
Сокращение текста, деление текста на
абзацы
Работа по сокращению текста часто
вызывает у учащихся трудности, им легче
запомнить и передать текст целиком, чем выделить
в нем ключевые слова, предложения. Подбор именно
интересных текстов (таких, из которых, кажется,
слова не выкинешь) очень важен. Для начала работы
лучше подбирать небольшие по объему тексты.
Задание 2
Сократите данный текст, исключив
оценочную или дополнительную информацию.
1. Абсолютный рекорд по
продолжительности жизни среди животных
установили красные морские ежи, обитающие на
мелководье у западного побережья Америки.
Морской еж, проходя все стадии развития до
взрослой особи всего за месяц, в возрасте двух
лет достигает размера четырех сантиметров, затем
прибавляя в росте ежегодно по одному миллиметру.
Особое внимание ученых эти животные привлекли
после того, как на одной из живых особей была
обнаружена метка, датированная 1805 годом.
Исследования, проведенные учеными
Калифорнийского и Орегонского университетов,
показали, что у морских ежей не возникает
признаков старения, а некоторые их них никогда не
перестают расти.
(По материалам журнала «Вокруг света»,
апрель 2004)
2. Почему ответы на сто вопросов,
кажущихся неразрешимыми вечером, мы часто легко
находим утром? Немецкие исследователи из
университета города Любека, задумавшись над
этим, провели эксперимент с участием группы
испытуемых. Каждый из них поздно вечером получил
задание продолжить числовой ряд, используя
логику и знание математических правил. На
следующий день выяснилось, что участники,
приступившие к его выполнению утром, нашли
оптимальное решение и справились с поставленной
задачей быстрее. Это дало авторам исследования
основание убедиться в том, что во время ночного
сна мозг способен максимально эффективно
обрабатывать полученную информацию, облегчая
себе поиск ответа.
(По материалам журнала «Вокруг света»,
апрель 2004)
Задание 3
1. Разбейте предложенный текст на
абзацы, укажите номера предложений, которые
станут началом каждого абзаца.
2. Придумайте 2 заголовка к данному тексту: 1-й
заголовок – повествовательное предложение, 2-й
заголовок – с использованием средств
художественной изобразительности.
3. Сократите текст, исключив информацию, которая
является вспомогательной или оценочной.
(Некоторые предложения можно совсем исключить,
некоторые – перестроить.)Ъ
4. Укажите номера предложений с причастным
оборотом, выпишите причастный оборот с
определяемым словом.
5. Укажите номер предложения с деепричастным
оборотом, выпишите оборот с определяемым словом.
6. Выпишите 3 словосочетания с наречиями.
7. Объясните орфограммы в словах: песчаного,
расходящимися, увлеченными, подчинено.
8. Выполните синтаксический разбор предложения 18.
1. Дюны не такая уж редкость на нашей
планете. 2. Их можно встретить в Сахаре и донских
степях, на берегах Арала и в дельте реки Лены, в
пустыне Атакама и в окрестностях Байкала. 3. Там,
где встречаются песок и ветер, появляются дюны. 4.
Правда, в России дюнами принято считать только те
песчаные насыпи, что образуются на берегах морей,
рек и озер, а в пустынях их называют барханами. 5.
Дюны изменчивы. 6. Ветер постоянно обновляет
ландшафт, добавляет какие-то детали, штрихи, без
устали стирает и заново создает пейзажи на
старом песчаном холсте. 7. После каждой бури волны
песка застывают новыми гребнями и ложбинами. 8.
Начинается дюна с небольшого песчаного бугорка,
образовавшегося возле камня или растения, там,
где ветер, несущий миллионы песчинок, замедляя
бег, расстается со своей ношей. 9. У такого
препятствия постепенно возникает небольшой
песчаный холм, который сам становится преградой
для ветра. 10. Если направление ветра сохраняется
достаточно долго, то холм растет, его наветренный
склон делается пологим и вогнутым, а
подветренный – более крутым, выпуклым. 11. Так
возникает дюна. 12. По ее отлогому склону песчинки,
увлеченные ветром, поднимаются к гребню и
скатываются вниз, на противоположную сторону
песчаного холма. 13. Все в дюнах подчинено ветру,
даже когда царит полный штиль, движение воздуха
почти физически ощущается в округлых, сглаженных
очертаниях холмов, в застывшем ритме плавных,
мягких линий. 14. В основном от силы и постоянства
ветра зависит и облик дюн. 15. В тех случаях, когда
ветер дует с одной и той же стороны, а
растительность практически отсутствует,
песчаные холмы образуют длинные волнистые
складки, гребни, лежащие под прямым углом к
господствующему направлению ветра. 16. Там, где
песка мало, при сохраняющемся господстве ветра
одного направления образуются дюны, форма
которых, если смотреть сверху, напоминает
наконечник копья. 17. Но такое постоянство
воздушных течений – редкость. 18. Чаще ветер дует
то с одной, то с другой стороны, заставляя песок
подчиняться своему изменчивому нраву. 19. Дюны в
таких местах приобретают форму звезды с
многочисленными расходящимися в разные стороны
лучами. 20. Эти дюны малоподвижны и зачастую
сохраняются на протяжении сотен лет. 21. Одни из
самых высоких дюн расположены на Куршской косе
Балтийского моря, здесь встречаются 60-метровые
песчаные горы. 22. Настоящие великаны – дюны
Бискайского залива, где вдоль французского
побережья тянется гигантская полоса дюн шириной
до 8 км и высотой до 100 м.
(«Вокруг света», июнь 2005)
Конспект урока
«Язык газеты. Роль и структура
заголовка. Заголовки периодических школьных
изданий».
Цель: закрепить знания об
особенностях публицистического стиля речи,
совершенствовать умения анализировать
структуру предложения на примере газетных
заголовков, развивать умения прогнозировать
содержание текста по заголовку, анализировать
текст публицистического стиля речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, мотивация.
(На партах у учащихся газеты.)
Определяем: зачем человек читает
газеты?
– Чтобы получить информацию, узнать
факты;
– познакомиться с позицией автора по данному
вопросу;
– испытать определенные эмоции, чувства...
Все это характерно для
публицистического стиля речи, разновидностью
которого является язык газеты.
Газета существует в мире информации
более 300 лет, другие средства информации не могут
ее заменить полностью – растут тиражи,
появляются газеты самых разных направлений. В
чем преимущество газеты? (Актуальность
материалов, доступность стиля)
Кто-то сказал: «Газета – очень
необходимая вещь. Ею можно убить муху. А можно и
человека». И мы понимаем, о чем идет речь: всем
публицистическим произведениям свойственна
функция воздействия; все сообщаемые факты
получают определенное толкование и оценку,
сопровождаются комментариями и выводами.
2. Объявление темы урока.
Бывает так, что, привлеченные броским
заголовком, мы покупаем и читаем газету, а
прочитав, испытываем разочарование. Это
происходит потому, что статья может в полной мере
не отражать материал, который обещает заголовок.
Значит, помимо самой статьи, уже заголовок
оказывает воздействие на читателя. Каким образом
это происходит?
С помощью отбора определенных
языковых средств. Значит, важно понять, какие
особенности имеет язык газеты, как организуются
подача информации и воздействие на читателя в
газетных текстах и заголовках.
Формулируем и записываем тему урока.
3. Прогнозирование содержания статьи,
выявление структуры заголовка.
Разумеется, эта часть урока должна
варьироваться у каждого учителя, так как
информация газет устаревает, заголовки должны
быть актуальны и подобраны в соответствии с
задачами урока. Ниже приводится описание работы
с заголовками газеты «Аргументы и факты», № 23 и 24
за 2005 год.
Перед уроком я тоже просматривала
газеты, и вот какие заголовки заинтересовали
меня. (Заголовки записаны на доске.) Прочитайте и
спрогнозируйте содержание статьи по
понравившемуся вам заголовку.
– «Сезон, откройся!» (Об открытии
курортного сезона в Краснодарском крае.)
– «Тарелка-наводчица» (О росте количества
квартирных краж.)
– Куда исчезли мумии? (О некоторых результатах
экспедиции Эрнста Мулдашева в Сирию, Ливан и
Египет.)
– «Доллар бензину не товарищ» (О росте цен на
бензин.)
«Ну вы и “Звери”!» (О награждении
премией МУЗ-ТВ-2005.)
– «Заговор против России?» (Об
отношениях России с ближним и дальним
зарубежьем.)
– Вы получили информацию, прочитав заголовок?
Можно ли понять, как автор статьи относится к
теме, проблеме? Как выражена авторская позиция?
(Cм. схему на доске.)
Заголовок
Проанализируем структуру
предложенных заголовков. Делаем вывод, что
удачный заголовок – это:
трансформация фразеологизма,
известной фразы, пословицы;
риторический вопрос;
простое предложение;
побудительное предложение.
Итак: заголовок позволяет
спрогнозировать содержание, во многом от
заголовка зависит, прочтут или не прочтут
заметку или статью, заинтересуются ли данной
темой. Таким образом, заголовок выполняет
рекламную функцию. Как рекламный слоган умещает
океан информации в одну «ударную строку», так и
заголовок отражает суть заметки.
Дополним и систематизируем наши
наблюдения в ходе работы с теоретической
справкой.
Работа с карточками «Стилевые
особенности языка газеты»
Лексика. Морфология
1. Общественно-политическая лексика.
2. Отвлеченные имена существительные
(лексика с абстрактным значением: суффиксы -ость-,
-ств-, -изн-, -ений-, -аний-, -от-).
3. Сложносокращенные слова и
аббревиатуры.
4. Термины.
5. Эмоционально окрашенная лексика с
оценочным значением.
6. Устойчивые выражения, фразеологизмы.
7. Местоимения я, мы, наш
(выражают позицию автора).
Синтаксис
1. Риторические вопросы, восклицания.
2. Вводные слова и обороты.
3. Преобладание простых предложений.
4. Конструкции разговорного характера.
5. Сегментированные конструкции.
6. Парцелляция.
7. Стилистические приемы – перифраза,
антитеза, параллелизм...
4. Работа с заголовками газет.
Примечание
Уже четыре года подряд на базе
Московского культурологического лицея № 1310
проходит Российский конкурс школьных изданий.
Это конкурс школьной периодики. Здесь
соревнуются редакционные команды и их издания:
газеты, журналы, альманахи. Конкурс – это не
только (и не столько) определение победителей,
сколько прекрасная школа, где начинающие
журналисты накапливают опыт, учатся работать над
словом, а сами конкурсные материалы могут стать
объектом исследования.
Эффективность газетного текста во
многом определяется его заглавием, т.к. известно,
что с помощью удачного заголовка часто легче
убедить читателя. Учащимся интересно
анализировать строение заголовков
периодических школьных изданий, отражающих как
язык в его современном состоянии, так и умение
авторов-учащихся использовать средства
художественной выразительности в создании
заголовка.
Варианты организации работы:
1. Класс работает под руководством
учителя, анализируя примеры использования
какого-либо средства выразительности, например,
трансформации фразеологизмов.
2. Класс делится на группы, каждая
группа выбирает из предложенных заголовков те,
которые соответствуют заданной группе задаче,
например, анализ использования парцелляции.
3. Каждая группа должна привести по одному
примеру использования разных средств
выразительности.
4. Хорошо подготовленные учащиеся
могут работать самостоятельно.
Примеры использования
фразеологизмов и трансформации фразеологизмов.
С желанием сделать заголовки более
яркими, привлекательными связано употребление в
них фразеологических оборотов в
трансформированном виде. Изменения
фразеологизмов позволяют избегать штампов, так
как в этих случаях фразеологизм приобретает
новый оттенок смысла, неожиданную окраску.
Способы трансформации фразеологизмов
в заголовках школьных газет разнообразны.
Наиболее распространенными являются:
1. Замена одного или нескольких
лексических компонентов фразеологической
единицы:
Кто ищет, тот и получает. (НТЭ, № 13,
2001)
Кто на ноувенького? (НТЭ, № 15, 2002)
Надо чаще собираться (НТЭ, № 15, 2002)
Любовь нечаянно как грянет!.. (НТЭ, № 15,
2002) – замена компонента фразеологизма,
осуществляемая на основе созвучия исходного и
заменяющего слов.
В другом случае происходит резкое
изменение смысла, например: Хочу жениться, хочу
учиться. (Ф, № 2, 2003)
Используется прием перестановки слов,
что полностью меняет смысл исходной единицы,
например: Ученье – неученье, а свет – тьма.
(НТЭ, № 13, 2001).
Наряду с перестановкой слов
используется замена части фразеологизма
синонимичным словом. Подобное сокращение
привносит также новый смысловой оттенок: Кто к
нам с мечом, сам виноват. (ВД, № 4, 2004)
2. Используется в газетных заголовках и
прием усечения фразеологической единицы, что
создает эффект усиленного ожидания:
Большому кораблю... (НТЭ, № 15, 2002)
Всяк сверчок... (НТЭ, № 15, 2002)
Интересным способом трансформации
является усечение заголовка-фразеологизма, в
котором заменен один из компонентов: Как
наденешь форму, береги ее. (НТЭ, № 1, 2002)
3. Весьма выразительны заголовки, в
которых фразеологизм, трансформированный
каким-либо образом, включается в экспрессивную
синтаксическую конструкцию, например, в
вопросно-ответную: 33-й – лишний? (НТЭ, № 13, 2001)
Использование фразеологических
единиц в газетных заголовках является
эффективным средством создания экспрессии,
позволяет читателю напомнить исходный
фразеологизм, с помощью его трансформации
выразить отношение к проблеме, затрагиваемой в
статье.
Карточка для работы группы
1. Истории на уроках истории. (НТЭ, № 13, 2001)
2. Тянем министра за уши! (НТЭ, № 16, 2002)
3. Форменные страсти. (НТЭ, № 16, 2002)
4. Пришкольный «Тополек». (ВД, № 1, 2004)
5. наследники (ВД, № 4, 2004)
6. Великолепная семерка. (Ф, № 3, 2004)
7. Там русский дух, там Русью пахнет... (НТЭ, № 13, 2001)
8. Если есть пуля – значит, есть цель. (НТЭ, № 13, 2001)
9. Флаг в руки и барабан на голову. (ВД, № 4, 2004)
10. Что думают разработчики о новом курсе, или Для
чего все это нужно? (МЭЛ, № 3–4, 2003)
11. Отстоять свой мир, или Вкус соленых огурцов (КН,
№ 8–9, 2004)
12. Все не так плохо, как вы думаете. Все намного
хуже. (ВД, 2003)
13. Рукописи не горят. А тетрадки с двойками –
запросто! (Фр, № 7, 2002)
14. Человек... Какой он? (МЭЛ, № 8, 2002)
15. Идеальный учитель. Какой он? (К, № 3, 2001)
16. Баба ЕГЭ. Так ли страшен черт, как его малюют?
(ВД, 2004)
17. Болеть – не вредно! (НТЭ, № 13, 2001)
Некоторые комментарии:
2. Тянем министра за уши! (НТЭ, № 16, 2002)
Заметка о юбилее Министерства образования. Одно
из значений глагола тянуть – «усиленно
содействовать, вытаскивать» – в сочетании тянуть
за уши – помочь выбраться из затруднительной
ситуации», но содержание позволяет понять, что
это – своеобразное поздравление с днем рождения.
3. Форменные страсти. (НТЭ, № 16, 2002)
Форменные как многозначное
прилагательное здесь имеет два значения: первое
– настоящие страсти, а второе – как имеющее
отношение к школьной форме.
4. Пришкольный «Тополек» (ВД, № 1, 2004).
Использование возможностей шрифта позволяет
реализовать игру слов: пришкольный
(находящийся у школы) – прикольный (смешной,
интересный).
5. Наследники (ВД, № 4, 2004). Возможные
варианты прочтения данного заголовка: «Наследники»
– 1) лица, которые получают наследство; 2)
продолжатели чьей-то деятельности – «Наследники
Ники»; На след Ники (о ком-то, словно идущем
по следам Ники – богини победы).
12. Все не так плохо, как вы думаете. Все
намного хуже. (ВД, 2003) Заголовок создает эффект
обманутого ожидания. В этом заголовке, как и в
следующем, использована парцелляция, это –
деление предложения на отдельные смысловые
блоки, когда информация дается по частям, при
этом каждая часть выделяется интонацией (в
устной речи) и знаками препинания (точкой или
запятой в письменной речи).
13. Рукописи не горят. А тетрадки с
двойками – запросто! (Фр, № 7, 2002)
Этот прием интересен еще и тем, что
здесь использовано известное выражение Рукописи
не горят, второе предложение, дополняя его,
выстраивает антитезу.
14. Человек... Какой он? (МЭЛ, № 8, 2002)
Пример использования сегментированных
конструкций.
5. Создание заголовков статей,
которые ученикам хотелось бы прочитать (2–3
минуты).
6. Подведение итогов.
Существует такое мнение: «Окно в мир
можно закрыть газетой». Можно по-разному
воспринимать это высказывание: зачем закрывать
всего лишь газетой прекрасный мир? Или: как
здорово, что такой многообразный мир может
отразиться, уместиться на страницах газеты!
7. Домашнее задание: напишите
статью, соответствующую написанному заголовку.
При подготовке к уроку были
использованы материалы исследовательской
работы семиклассниц лицея № 1310 Фастовец
Анастасии, Федоровой Екатерины.
Использованы заголовки следующих
газет и альманахов:
Встречное движение (ВД), «Контакт» (К),
«Know how» (KH), «На трех этажах» (НТЭ),
«Медико-экологический листок» (МЭЛ), «Фишка» (Ф),
«Француженка» (Фр).
|