ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Проблема почерка в современной школе
Если спросить у учителей, существует ли
проблема почерка, ответ скорее всего будет
однозначным. На самом деле, попробуйте
расшифровать эти линии, похожие на размытый
рисунок кардиограммы, или выведенные бисерным
почерком причудливые иероглифы, или того хуже –
разлапистые закорючки, одинаково изображающие п,
к, н, и.
Конечно, у каждого свой характер и свой
индивидуальный почерк. Психологи считают, что
особенности почерка могут свидетельствовать о
характере, о внутреннем состоянии, благополучии
или неблагополучии человека. Возможно, работа
над улучшением почерка оказывает влияние и на
самого пишущего, например, помогает обрести
большую уверенность в себе. Но учителей русского
языка прежде всего волнует другое –
разборчивость почерка, различение букв а и о,
узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам
напомнить о культуре письма, о том, над чем надо
заранее поработать, чтобы их письмена могли быть
прочитаны.
«Зачем мне фотография человека, для
меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги,
так как в нем выражаются преступность, радость,
печаль, озлобленность, жестокость, настроение
духа и тому подобное».
(Габриель Тард)
В современной школе мало внимания
уделяется почерку. В 6–7-х классах учителя не
могут изменить уже состоявшийся почерк ученика.
В младшей школе педагоги зачастую желают только
научить писать, не обращая внимания на
каллиграфию.
Одним из первых ученых, рассмотревших
и поднявших проблему почерка в школе, стал
крупнейший методист Николай Сергеевич
Поздняков.
Давно известно, что с улучшением
почерка в школе повышается грамотность.
Современные школьники, боясь допустить ошибку,
пишут некоторые буквы одинаково (например: о
и а, м и н), однако «хитрость» эта
вредит прежде всего им, потому что их зрительная
память так же спорно воспринимает написанные
слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибки
даже в несложных словах.
В
довоенной школе на рабфаках проводились
выставки почерков, которые призваны были
пробудить интерес учащихся к проблеме.
Н.Поздняков мечтал создать профессиональную
каллиграфическую школу, занятия в которой были
бы посвящены постановке четкого, добротного,
каллиграфического почерка. Не устарела эта идея
и сегодня. Многие наглядные материалы
выполняются с помощью информационных технологий
и компьютерных возможностей, но в школе до сих
пор остаются востребованы стенгазеты, плакаты,
выполненные руками учащихся.
Поздняков призывает выработать
четкость почерка. В качестве примера раскрывает
опыт изучения почерка американских и
французских ученых, активно работающих над
постановкой четкого письма.
В статье «Почерк в
современной школе»1 Поздняков
вслед за американскими методистами приходит к
выводу, что почерк тесно взаимосвязан с
психологией человека.
Cтраничка из ученической тетради Петра
I
Специальное учение о почерке как
отражении свойств характера и психологических
состояний человека называется графологией.
Впервые этот термин появился в трудах аббата
Ипполита Мишона (1807–1881) в 1871 году. Французский
священнослужитель основательно проработал
данные графологии, строго их систематизировал.
Намеки на существование графологии встречаются
еще у древних греков.
В конце XX века графология активно
разрабатывалась в отечественной и западной
науке.
Психолог И.Моргенштерн в 1903 году
предложил переименовать графологию в психографологию,
потому что «при анализе почерка всегда
приходится учитывать психологическое состояние
личности»2.
В науке доказано, что уже в детстве
закладываются основы почерка. Н.С. Поздняков
подробно описывает становление детского письма.
Ученому важно показать, что на четкость почерка
влияют наклон, скорость, форма букв, величина
интервалов между словами и буквами.
Причины, влияющие на почерк, можно
разделить на 3 группы:
1) физиологические – возраст;
2) психологические – уровень развития;
3) технические – положение бумаги, ручки,
качество ручки, поза пишущего.
Н.С. Поздняков поднимает вопрос о
том, как строить процесс обучения почерку.
Следует:
– обращать внимание на качество
материалов для письма и технику письма учителя;
– развивать гибкость руки;
– предоставлять образцы правильного написания
букв;
– контролировать, как ученики передают форму
букв;
– классифицировать погрешности.
Также важно и эстетическое восприятие,
условия, в которых работает учащийся: положение
корпуса ученика, положение головы, пальцев и
тетради.
Н.С. Поздняков разработал свой
авторский четырехлетний курс обучения почерку.
1-й год обучения
Предварительное запоминание
очертаний букв.
Учащиеся пишут между 2 параллельными
линиями без косых с расстоянием между ними в 1
сантиметр.
2-й год обучения
Выработка правильного ритма письма,
нажима, наклона.
3-й год обучения
Совершенствование в формах букв,
дальнейшее развитие скорости письма.
4-й год обучения
Выработка плавности почерка.
Н.Поздняков сопоставляет вопрос о
почерке с вопросом о культурном письме.
Хочется надеяться, что эта заметка
заставит учителей-словесников по-новому
взглянуть на давно знакомое явление. А это всегда
полезно как теоретически, так и практически.
1 Поздняков
Почерк в современной школе // Родной язык в школе.
Книга 5. 1927. С. 220–239.
2 Моргенштерн И.
Психографология // Тайны характера. Чтение
характера по почерку. Харьков: Фолио, 1996. С. 10.
|