РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Любимые
цветы
Использование частиц в речи
Чтобы жить, нужно солнце, свобода и
маленький цветок.
(Х.К. Андерсен)
Оформление доски. Фотографии
цветов, о которых будет идти речь на уроке.
1. Риторические обороты речи –
риторические восклицания, риторические
обращения и риторические вопросы – усиливают
выразительность, эмоциональность речи.
Риторический вопрос не требует ответа.
2. Язык цветов (эта запись пока
закрыта).
Роза – влюбленность, любовь,
гордость.
Гвоздика – честь и свобода, верность.
Ландыш – тайная любовь, излияние сердца,
ласка.
Лилия – честность, невинность, чистота.
Нарцисс белый – кротость, смирение.
Нарцисс желтый – самовлюбленность.
Тюльпан – большое счастье, гордость.
3. Икебана – искусство составления
букетов, распространенное в Японии, а также сам
букет, составленный по принципам икебаны.
Слово учителя. Цветы сопровождают
нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в
старости, радуют на свадьбе, именинах и других
праздниках, приходят в памятные даты. Где бы ты ни
был: дома, на работе, – цветы необходимы, без их
красоты беднее становятся наши дни. Нам хочется
видеть цветы весной и в лютые морозы, жарким
летом и поздней осенью.
Вы обратили внимание, что наши отрицательные
эмоции снимаются, когда мы находимся на природе?
Поэтому, устав от будничной суеты, от унылого
однообразия, мы идем общаться с природой, которая
врачует наше настроение. Цветы открывают перед
человеком возможности познать прекрасное,
ощутить полноту жизни.
Дарить цветы – значит выражать чувства любви,
благодарности, расположения или уважения. С
цветами связан духовный мир человека. И хотя
каждый народ по-своему воспринимает красоту,
есть красота, которая воспринимается и
осознается всеми единодушно, – это красота
цветов. О ней мы сегодня и поговорим.
(Ребята принесли открытки с
изображением цветов, собственные рисунки и живые
цветы, которые поставлены в вазы. Ученики разбиты
на группы, каждая из которых выполняет свое
задание, а затем отчитывается о выполненном в
классе. Творческие работы выполняются совместно
всеми группами.)
К-1 (для группы сильных учеников). Прочитайте
текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Объясните орфограммы. (Текст
закрыт пленкой, на которой ученики выполняют
нужные работы: вставляют буквы и расставляют
знаки препинания.) Вставьте в текст название
цветка.
Почему мы все реже и реже восхищаемся
полевым цветком р_стущим у дорог_ апрельским
тума_ным и бе_звучным дождем кленов_ми листьями
вмер_шими в речной лед теми чудесами которые
(не)перестали быть чудесами?
Вот первые _______ – настоящ_ чудо... Ум_рающий снег
почти прозрачен и пропитан водою наскво_ь. Солнце
днем нагр_вает стволы деревьев. Снег прота_вает
до самой земли и деревья словно в чашах стоят.
Даже самый тонкий ствол_к п_ет воду из своего
блюд_чка. И тут(же), под кустами, пробив край
сугроба наклонились (желтовато)зеленые стрелы
____. Цветы их опуще_ны (в)низ как готовые упасть
капли. Только (с)начал_ они кажутся белыми. Ведь
цветок как бы переливается осв_щаясь (из)нутри. А
в сумерках когда еще подм_раживает гибкие
стрелки опускаясь словно пряч_т цветы в снег.
Живые капли теплы они дышат и от их дыхания
по_вляются в снегу крохотные лунки... Ну разве не
чудо?
(По И.Соколову-Микитову)
1. Как можно озаглавить текст?
2. Какого типа текст перед вами: описание,
повествование, рассуждение?
3. Чем в этом тексте является первый абзац? Какова
его основная мысль? Согласны ли вы с ней?
4. Благодаря каким художественным приемам и
деталям вам удалось увидеть этот цветок?
5. Есть ли здесь сравнения? Для чего их использует
автор? (Помните, что сравнения присоединяются
с помощью союзов как, как бы, словно, точно,
будто.) Что изменилось бы, если бы мы убрали
сравнения?
6. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите,
что они усиливают значения отдельных слов,
выразительность фразы, а значит, и всего текста.
Сделайте вывод о роли частицы в тексте.
7. Для чего автор в начале текста использует
риторический вопрос?
К-2. Спишите, вставляя пропущенные
буквы и расставляя знаки препинания.
Нужно бережно относит_ся ко всем
р_стениям, даже к тем которых очень много и они
р_стут (по)всюду. И если уж срываеш_ (не)сколько
цветков то (не)бери самых крупных самых
пр_влекательных. Из их сем_н выр_стут такие(же)
красивые р_стения. Сорва_ный цветок быстро увян_т
а оставле_ный р_сти не только пораду_т своей
красотой многих людей но и даст жизнь сотням себе
подобных.
(М.Аспиз)
1. Как можно озаглавить этот текст?
2. К какому стилю вы его отнесете? По каким
признакам вы определили стиль речи?
3. Какому правилу научил вас автор статьи?
Согласны ли вы с ним?
4. Укажите частицы и их группы в тексте. Каких
частиц в тексте больше? Случайно ли это? Для чего
автор использует частицы именно этой группы?
К-3. Расставьте знаки препинания и
вставьте пропущенные буквы (карточка
предлагается для группы сильных учеников и
обтянута для быстроты работы пленкой, на которой
выполняются все задания).
Цветы существа живые и у каждого свой
х_рактер, поэтому в вазе (не)всегда ладят друг с
другом.
Самый (не)уживчивый цветок это
ландыш(?). Поста_те его в одну вазочку с фиалкой
(не)забу_кой или другими весе_ними цветами –
пере_сорятся (не)преме_но. Победителем выйдет
ландыш(?) а другие цветы завянут. Одна лишь
примула сильнее его.
Душистый горошек то(же) (не)уживчивый цветок
поэтому и он должен стоять в отдельной вазочк_.
Быстрее завянут тюльпаны и нарци_сы
если их соед_нить в одном букет_. Роза терпеть
(не)может резеды и жестоко ра_правля_тся с ней.
(Не)долюблива_т роза и гвоздику а с лилией дружит.
И если посадить их рядом будут хорошо р_сти и
цвести.
Р_стения живя в воде или почве выделяют особые
вещества. Одни из них помогают окружающим
р_стениям а другие угнетают их сдерживают их
рост.
(По В.Ветлиной)
1. Как бы вы озаглавили текст?
2. Какова основная мысль текста?
3. Наблюдали ли вы за таким явлением, о котором
говорит автор?
4. Выпишите названия всех указанных в тексте
цветов. Можно ли утверждать, что каждый цветок
имеет свой характер? Если да, то попробуйте
определить характер некоторых цветов, названия
которых указаны в тексте.
К-4. (Работа проводится на пленке.) Расставьте
знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Как (н_)пр_красен тюльпан своей
окраской как (н_)оригинальна его форма но
почему(то) (н_)греческая (н_)римская мифология
(н_)создали о нем (н_)какого ск_зания. И это тем
более стра_но что тюльпаны в диком состо_ни_ в
обили_ р_стут в Греци_ где их (н_)могли (н_)заметить
как сами жители так и все те которые были тв_рцами
мифологии.
Первые сведения об этом пр_лес_ном цветке мы
встречаем в Персии. В этой стране сказаний и
песен о розе оригинальный в виде ф_наря или кубка
цветок (н_)мог пройти (не)замеч_ным и носил
название «турецкая чалма». Он воспет многими
персидскими поэтами которые утверждали что с
девстве_ной красотой этого р_стения (н_)могут
сравнит_ся (н_)нежные движения кипариса (н_)даже
сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на
Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный
волшебный праз_ник тюльпанов.
(По Н.Ф. Золотницкому)
1. Как можно озаглавить текст?
2. Определите его микротемы (составьте план).
3. Какие частицы используются в тексте?
Определите их разряд. Для чего они служат в
данном тексте?
К-5. (Работа идет на пленке.) Расставьте
знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Напишите название цветка, о котором идет речь в
тексте.
Его
родина далекая Мексика. (Ярко)ж_лтые соцветия _____
к_зались древним мексиканцам чудесными
маленькими солнцами спустившимися на землю.
Таинстве_ную связь р_стения с древним светилом
усматривали так(же) в том что соцветия целый день
поворачиваются в сторону солнца что(бы) поймать
его горячие лучи. (В)следстви_ связи _____ с солнцем
его сч_тали св_ще_ным.
Когда испанские м_ряки пр_плывшие вместе с
Колумбом в Америку завезли р_стение к себе на
родину восторгам (не)было конца. Каждый у кого был
клоч_к земли старался выр_стить (не)обычайный
цветок. А другие ра_водили _____ в горшках как
комнатное р_стение. В нем вид_ли пр_лестное живое
украшение (не)подозревая что от него может быть
какая(то) польза.
И только в России крепос_ной крестьянин Даниил
Бокарев см_стерил (не)большой пресс на котором
стал выжимать _____ масло. Это было в 1829 году.
(По Н.Осипову)
1. Озаглавьте текст.
2. Составьте план его (обозначьте микротемы).
3. Какое применение нашел этот цветок у нас в
России?
4. Какие частицы и для чего использованы в тексте?
Зависят ли от их употребления выразительность и
эмоциональность текста?
После выполнения работы в группе
выслушивается отчет каждой группы о результатах
своих наблюдений.
Вначале читаются тексты. Затем дается
связный отчет на задания к этому тексту. Ученики
другой группы выслушивают ответы, при
необходимости дают пояснения или замечания.
Делается вывод о роли частиц в тексте.
Слово учителя.
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
(Из книги С.Красикова «Легенды о
цветах»)
– Напишите небольшое сочинение о
подснежнике. С какими чувствами у вас связано
появление этого цветка?
Слово учителя. Как только
появляются первые цветы, так и хочется сорвать
их, принести домой. Многие так и делают. А нужно ли
это? (Выслушиваем отчет о работе группы,
выполнявшей задание на карточке 2.)
– Как вы поняли основную мысль этого текста?
Запишите свои мысли и объясните правильность
советов.
Слово учителя. Знаете ли вы, что
такое икебана? Почему в одних букетах
цветы стоят долго, а в других вянут чуть ли не на
глазах? (Слушаем отчет группы, выполнявшей работу
по карточке 3.)
Откроем запись на доске «Язык цветов» и
попробуем определить причину неуживчивости
цветов, о которых говорится в тексте.
– Напишите, какой букет вы хотели бы составить и
подарить (любимому другу, подруге, родственнику
или учителю). Почему именно такой?
Слово учителя. А теперь поговорим о
тюльпанах.
Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,
Колышется мелодия тюльпанов
Возвышенной симфонией земли.
Они переполняют счастьем душу,
Рассудок заставляют ликовать,
И потому их надо сердцем слушать,
Восторженной душой воспринимать.
Такое буйство
красное в зените
Несет крутой тюльпановый прибой,
Что вы в зените этом захотите
Однажды искупаться с головой.
Тогда-то и услышите нежданно,
Что сердца плеск с цветками заодно, –
Подобно сердце венчику тюльпана
И тою же зарей напоено.
(Из книги С.Красикова «Легенды о
цветах»)
(Отчет группы, работавшей по карточке
4.)
– Опишите подсолнечник. Определите,
почему его так назвали. Какие эмоции у вас
связаны с этим цветком?
(Слушаем отчет группы, работавшей по
карточке 5.)
Итог. Мы сегодня говорили с вами о
цветах, о бережном отношении к ним, об искусстве
составления букетов и о частицах, которые
помогали нам при описании цветов. Итак, для чего
же в речи служат частицы? (Подведение итога
ребятами.) А дома вам предлагается творческое
задание на выбор:
– опишите любимый цветок;
– придумайте легенду или сказку о цветке с
использованием частиц.
|