Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

И. ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва


Сладкие загадки, или Приятного аппетита!

Всем известно утверждение: «Реклама – двигатель торговли». Часто само название товара является его рекламой, помогает создать у потребителя запоминающийся образ. Если говорить о названиях различных видов конфет, то впервые мы встречаемся с ними, разглядывая упаковку.

Упаковка – одно из немногих рекламных средств, которые неизменно привлекают внимание потребителя. Она дает информацию о товаре и одновременно предлагает его, выделяя из массы аналогичных изделий. Многие покупатели выбирают товар по упаковке. Хорошую упаковку рассматривают как свидетельство высокого качества ее содержимого. Кроме защиты товара, упаковка выполняет и рекламные функции. Утверждение «упаковка продает» является постоянно актуальным. Упаковка – это самое массовое рекламное средство. Действенность упаковки проявляется длительное время, не только до, но и в процессе потребления товара и даже после его использования.

При выборе названия многие производители руководствуются правилом «Уникальное свойство продукции». Автором этого принципа, даже целой философии, является Россер Ривз. Идея Ривза была простой: агентство должно перебрать все преимущества товара, пока не найдет чего-то уникального, что можно о нем сказать. Или если в реальности ничего уникального нет, то необходимо найти особенность товара, оставшуюся незамеченной, и сделать ее своей. Рекламируя шоколадный горошек, покрытый сахарной глазурью, в качестве уникального средства продукции было выделено то, что «он тает во рту, а не в руке». А для леденца – то, что он «в двойной обертке для сохранения свежести».

Часто название конфет помогает предположить вкус, например, конфеты «Клубничные» сулят нам аромат клубники в начинке, карамель «Клубника со сливками» обещает вкус именно клубники со сливками, название конфет «Лесная лакомка», дополненное рисунком лесных орехов, позволяет предположить в их составе орехи. И таких явных названий можно привести много: карамель «Лимонная», конфеты «Киви», карамель «Молочная с кофе», «Вишневый аромат».

Другая группа названий вызывает в памяти героев сказок: «Дикие лебеди», «Незнайка», «Золотой ключик», «Красная шапочка».

Названия, использующие слова, обозначающие лиц женского пола по какому-либо признаку: «Кокетка», «Черноморочка» – или женские имена: «Аленка». Отмечается использование уменьшительно-ласкательных суффиксов или лексики, которая приятна уху женщины (кокетка). Это, возможно, и привлекает потенциальных покупателей.

Интересно: какой образ хотели создать авторы названий следующих кондитерских изделий?

1) Вафли «Ха-ха-тушки»;
2) конфета молочная «Буренка-мудренка» (Рузанна);
3) карамель «Проказница Муму» (СладКо);
4) конфеты «Огонек» (г. Рыбинск);
5) конфеты «Анютины глазки» (г. Рыбинск);
6) конфеты «Пилот-снайпер» (СладКо);
7) конфеты «Лесная загадка»;
8) карамель «Кроха Туля» (СладКо).

1. Попытайтесь объяснить, почему авторы выбрали именно такие названия.
2. Подумайте, какие средства языка используют авторы, чтобы привлечь внимание покупателей.
3. Какие ассоциации вызывают у вас эти названия?
4. Укажите удачные и неудачные, на ваш взгляд, названия. Ответ объясните.

 Результаты работы

Удачные названия (по мнению большинства): «Огонек», «Лесная загадка», «Пилот-снайпер».

Неудачные названия: «Ха-ха-тушки», «Проказница Муму», «Кроха Туля».

1. Вафли «Ха-ха-тушки». 

  • Использовано сравнение с веселыми людьми.

  • Кажется, что ориентировано изделие только на девочек-«хахатушек», мальчишкам-«хахатунам» пробовать нельзя.

  • Отличники и учителя русского языка покупать не будут, т.к. это название с ошибкой действует им на нервы!

2. Конфета молочная «Буренка-мудренка» (Рузанна).

  • Автор хотел привлечь внимание к названию с помощью рифмы, но придумал неудачно – мудренка.

  • Вкус молока, ассоциация – корова, читающая книгу.

  • Старая корова в очках пишет что-то пером в свитке.

  • Вероятно, авторы названия намекают, что, после того как съешь конфету, непременно поумнеешь. Но известно, что молоко прибавляет здоровья, а не ума.

3. Карамель «Проказница Муму» (СладКо).

  • Если речь идет о корове, то странно: это – малоподвижное животное...

  • Ассоциация – собачка, которую топит Герасим, всплывает...

  • Маленькая озорная собачка.

  • Использовано название произведения.

  • Муму катается на роликовых коньках.

4. Конфеты «Огонек» (г. Рыбинск).

  • Возможно, когда ешь, остается жгучее ощущение.

  • Акцент на ярком впечатлении от жизни.

  • Праздник, радостный и добрый.

  • Что-то экзотическое.

  • Представляю: снежная вьюга, ничего не видно, только где-то теплится огонек...

5. Конфеты «Анютины глазки» (г. Рыбинск).

  • Авторы хотели сравнить вкус конфет с чем-то красивым, привлекательным.

  • Возможно, стремление привлечь тех, кого зовут Аня.

  • Желание сыграть на увлечениях цветами.

  • Думаю, что начинка будет неоднородная, двухслойная – темная и светлая.

6. Конфеты «Пилот-снайпер» (СладКо).

  • Наверное, хотели продолжить традицию: есть карамель «Взлетная», конфеты «Стратосфера», нужен пилот...

  • Должна быть вкусная начинка.

  • Пилот стреляет по врагам из самолета.

  • Конфеты точно «попадают» в цель.

  • Были конфеты «Пилот» (не очень вкусные), авторы хотят заставить поверить, что «Пилот-снайпер» лучше.

7. Конфеты «Лесная загадка».

  • Содержат лесные орехи или вкус ягод.

  • Ежик – ни головы, ни ножек... Загадка!

8. Карамель «Кроха Туля» (СладКо).

  • Сама карамель маленького размера, поэтому такое название.

  • Авторы хотели «надавить на жалость».

  • Странное имя для девочки (или это мальчик?).

Авторы использовали:

1) возможные рифмы: буренка-мудренка;
2) многозначность слова: огонек;
3) прием каламбура: крохотуля – кроха Туля;
4) языковую игру: ха-ха-тушки;
5) приложения: проказница Муму, буренка-мудренка, пилот-снайпер.

В названиях нет указания или намека на вкус конфеты (исключения – «Лесная загадка», «Буренка-мудренка»).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru