ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
В.Н. ФИЛОСОФ,
Республика Беларусь
Залог успеха – постоянный тренинг
Уважаемая редакция!
Пишу вам в первый раз. Хотелось бы поделиться
своим опытом. Я хочу предложить способ узнавания
детьми частей речи и частей слова. Я преподаю в
школе уже тринадцать лет и вижу, что детям трудно
сразу определить части речи, особенно наречия,
местоимения и те, что образованы путем перехода
из одной части речи в другую. Думаю, что этот
материал заинтересовал бы многих учителей как
средней, так и начальной школы. Работу можно
начать с любого класса. Я отвожу для нее в начале
урока 3–5 минут, и этого достаточно, если
проводить ее ежеурочно в течение определенного
времени. Затем работу можно повторить.
Осваивается способ узнавания морфем и частей
речи поэтапно.
Вначале учитель выбирает небольшой текст (можно
из учебника), дети по цепочке читают слова.
Переход от одного этапа к другому учитель
определяет сам, в зависимости от результата.
1-й этап. Дети читают слово, задают к нему как
к части речи вопрос. Наступила (что сделала?)
– глагол, ранняя (какая?) – прилагательное, зима
(что?) – существительное.
2-й этап. Количество частей речи
расширяется, включаются служебные части речи. На
– предлог, улице – сущ., рано – наречие, зажигают
– глагол, фонари – существительное.
3-й этап. Называются только части речи:
предлог, существительное, наречие, глагол.
Таким же образом можно отработать и
распознавание морфем. Каждый ученик может
произносить целое слово, деля его на значимые
части, или все по очереди называют только одну
морфему в слове. Например: один – приставку,
второй – корень, третий – суффикс, последний –
окончание.
Перегородка:
пере (приставка), город (корень), к
(суффикс), а (окончание)
Трудной темой для многих детей является
орфограмма «Правописание безударных гласных в
корне слова». Мои ученики на занятиях кружка по
русскому языку приготовили материал, который
можно использовать при изучении, например,
словарных слов. Его можно вывешивать в виде
таблиц, и детям можно предложить составить
аналогичные образцы.
На ОкОшке МнОгО РОЗ.
Кто нарисовал? МОРОЗ.
РЕшали РЕбусы РЕбята.
ВИКТОР и ИРИНА
составляли викторину.
ХВОст пошел в РОСТ,
получился ХВОРОСТ.
КОРАБЛЬ сКОР.
Пудель КАПИ – КАПИТАН.
Он объездил много стран.
ОстОрОжн
Какая птица спряталась
в жаворонке?
В КОрзине круглое дно.
БАрАн на бАзАре бАрАбАнил
в БАРАБАН.
От врАГА спасет ОТВАГА.
А НА НАС свалился АНАНАС.
САд у меня – РАЙ,
Только жаль, в саду САРАЙ.
БЛОК
нот
ОбОз
дЕльфин
вЕрЕтЕно
ЖЕЛЕЗО не ЖЕЛЕ, оно твердое.
РАКЕТА не РАК, она быстрая.
БА! Стол ХРОМ,
Но горд собой –
На нем скатерть
с БАХРОМОЙ.
Я Годы пишу ОДЫ
и ем ЯГОДЫ.
КРОлик спит в КРОВАТКЕ,
ИВАН на ДИВАНЕ.
ХОрОшо на ОхОту
хОдить на бОлОтО.
РОМА и МАШКА
гадали на РОМАШКЕ.
ПЕС не пьет СОК,
Пес лег на ПЕСОК.
СОбаке снится СОн,
СОбаке снится СОва.
СОве – СОбака.
ЗА'МОК закрыт на ЗАМО'К.
НОСКИ' НО'СКИ,
носки эти НОСКИ.
Ворона «КАР» – и вНИЗ.
Пуст КАРНИЗ.
ГЕНа – ГЕНЕРАЛ.
ВЕРА на ВЕРАНДЕ.
НАТА в КОМНАТЕ.
|