Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

В.Н. ФИЛОСОФ,
Республика Беларусь


Залог успеха – постоянный тренинг

Уважаемая редакция!

Пишу вам в первый раз. Хотелось бы поделиться своим опытом. Я хочу предложить способ узнавания детьми частей речи и частей слова. Я преподаю в школе уже тринадцать лет и вижу, что детям трудно сразу определить части речи, особенно наречия, местоимения и те, что образованы путем перехода из одной части речи в другую. Думаю, что этот материал заинтересовал бы многих учителей как средней, так и начальной школы. Работу можно начать с любого класса. Я отвожу для нее в начале урока 3–5 минут, и этого достаточно, если проводить ее ежеурочно в течение определенного времени. Затем работу можно повторить.
Осваивается способ узнавания морфем и частей речи поэтапно.
Вначале учитель выбирает небольшой текст (можно из учебника), дети по цепочке читают слова. Переход от одного этапа к другому учитель определяет сам, в зависимости от результата.

1-й этап. Дети читают слово, задают к нему как к части речи вопрос. Наступила (что сделала?) – глагол, ранняя (какая?) – прилагательное, зима (что?) – существительное.

2-й этап. Количество частей речи расширяется, включаются служебные части речи. На – предлог, улице – сущ., рано – наречие, зажигают – глагол, фонари – существительное.

3-й этап. Называются только части речи: предлог, существительное, наречие, глагол.

Таким же образом можно отработать и распознавание морфем. Каждый ученик может произносить целое слово, деля его на значимые части, или все по очереди называют только одну морфему в слове. Например: один – приставку, второй – корень, третий – суффикс, последний – окончание.

Перегородка:

пере (приставка), город (корень), к (суффикс), а (окончание)

Трудной темой для многих детей является орфограмма «Правописание безударных гласных в корне слова». Мои ученики на занятиях кружка по русскому языку приготовили материал, который можно использовать при изучении, например, словарных слов. Его можно вывешивать в виде таблиц, и детям можно предложить составить аналогичные образцы.

На ОкОшке МнОгО РОЗ.
Кто нарисовал? МОРОЗ.

РЕшали РЕбусы РЕбята.
ВИКТОР и ИРИНА
составляли викторину.

ХВОст пошел в РОСТ,
получился ХВОРОСТ.

КОРАБЛЬ сКОР.

Пудель КАПИ – КАПИТАН.
Он объездил много стран.

ОстОрОжн
Какая птица спряталась
в жаворонке?

В КОрзине круглое дно.
БАрАн на бАзАре бАрАбАнил
в БАРАБАН.

От врАГА спасет ОТВАГА.

А НА НАС свалился АНАНАС.

САд у меня – РАЙ,
Только жаль, в саду САРАЙ.

БЛОК
нот

ОбОз

дЕльфин

вЕрЕтЕно

ЖЕЛЕЗО не ЖЕЛЕ, оно твердое.
РАКЕТА не РАК, она быстрая.

БА! Стол ХРОМ,
Но горд собой –
На нем скатерть
с БАХРОМОЙ.

Я Годы пишу ОДЫ
и ем ЯГОДЫ.

КРОлик спит в КРОВАТКЕ,
ИВАН
на ДИВАНЕ.

ХОрОшо на ОхОту
хОдить на бОлОтО.

РОМА и МАШКА
гадали на РОМАШКЕ.

ПЕС не пьет СОК,
Пес лег на ПЕСОК.

СОбаке снится СОн,
СОбаке снится СОва.
СОве – СОбака.

ЗА'МОК закрыт на ЗАМО'К.

НОСКИ' НО'СКИ,
носки эти НОСКИ.

Ворона «КАР» – и вНИЗ.
Пуст КАРНИЗ.

ГЕНа – ГЕНЕРАЛ.
ВЕРА на ВЕРАНДЕ.
НАТА в КОМНАТЕ.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru