Я ИДУ НА УРОК
С.М. КОМИСАРОВА,
Марьинская школа
Юринского р-на,
Республика Марий Эл
Об имени числительном
6-7-е классы
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания
учащихся по теме «Имя числительное»;
2) совершенствовать навык нахождения изученной
части речи в тексте, обоснования правильности
выбора орфограмм при написании числительного,
использования числительных в речи;
3) воспитывать интерес учащихся к истории своей
республики, города.
Оборудование: карта-схема
Царевококшайска, гербы Царевококшайска и города
Йошкар-Олы; карточки с текстами; выставка книг о
Марий Эл; таблицы по числительным.
Приемы работы: а) устный опрос; б)
словарный диктант; в) работа с текстами и схемами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята записывают число. Затем им
предлагается вместо слов «Классная работа»
записать «Путевой лист экскурсовода...».
– Что такое экскурсия?
1) Сообщение подготовленного ученика
(по материалу толкового словаря) о значении слова
экскурсия.
Э К С К У Р С И Я
а) Посещение (обычно коллективное)
достопримечательного места, поездка куда-либо с
целью ознакомления с чем-либо.
б) Организованный, сопровождаемый
объяснением показ чего-либо, проводимый по
определенному плану с образовательной или
ознакомительной целью.
Экскурсия – поездка (от
латинского excursio), посещение чего-нибудь с
образовательной или увеселительной целью.
II. Вступительное слово учителя.
Сообщаются цели урока.
III. Тренировочные упражнения.
1) Фронтальный опрос-повторение.
а) Чтение текста об основании
Царевококшайска.
Основание Царевококшайска относится
ко второй половине XVI столетия. В 1574 году для
безопасности края по велению Иоанна Четвертого
была построена крепость на берегу Волги, между
устьями рек Большой и Малой Кокшаги, на месте
нынешнего Кокшайска. Здесь было учреждено
воеводское управление. На территории крепости
было 5 деревянных церквей. В 1584 году воеводское
управление было переведено в нынешний
Царевококшайск, и город при основании
переименован в Царев-город-на-Кокшаге.
б) Беседа по вопросам.
– Что обозначает числительное как
часть речи?
– Какими бывают числительные по разряду и по
составу?
– Чем отличаются количественные числительные от
порядковых?
в) Выборочно-поисковая работа.
Задание. Из данного текста
выпишите словосочетания «существительное +
числительное», записав каждое числительное
прописью. Укажите разряд и состав числительных.
г) Склонение порядковых числительных.
2) Рассказ о правописании ь в середине
и на конце числительных.
Задание. Из данного текста
выпишите словосочетания «числительное +
существительное», объясните правописание
числительных.
По данным первой всеобщей переписи
населения России в 1897 году население
Царевококшайска по сословиям распределялось
так: дворяне – 179, духовенство – 68, купцы – 16,
мещане – 522, крестьяне – 822, прочие – 51 человек. В
городе было 324 хозяйства, из них имели прислугу в 1
человека – 46, в 2–3 человека – 14, в 4–5 человек – 6,
от 6 до 10 человек – 1.
3) Упражнения на склонение
количественных числительных.
а) Слово учителя.
Сейчас мы едем по городу со скоростью
40–50 км/ч, чтобы все успеть разглядеть.
Максимальная скорость в городе – 60 км/ч. На
трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже
80 км/ч.
– Скажите: какой вопрос «спрятан» в
моих словах? (Склонение количественных
числительных.)
б) Склонение количественных
числительных.
Задание. Из данного текста
выпишите одно количественное числительное и
просклоняйте его.
Произошли изменения в социальной
структуре населения города.
Общая численность проживающих в нем
увеличилась с 918 человек в 1849 году до 1685 – в 1897
году и до 2042 – в 1913 году.
– Как склоняются количественные
числительные?
Наша экскурсия продолжается.
4) Работа с текстом.
По данным первой всеобщей переписи
населения России 1897 года грамотность населения
Царевококшайска составляла 60,9%. Это был самый
высокий процент грамотности по сравнению со
всеми другими городами Казанской губернии,
включая ее административный центр (Свияжск – 52,5%,
Казань – 51,4%, Цивильск – 51,2%, Чебоксары – 48,8%,
Козмодемьянск – 44, 5%).
– Определите стиль данного текста.
– Определите разряд числительных в тексте.
– Из каких частей состоят дробные числительные?
– Как склоняются дробные числительные?
– Устно просклоняйте одно из дробных
числительных из текста.
Знаете ли вы, какие имена носил наш
город? До 1918 года столица нашего края называлась
Царевококшайском. С начала 1919 года город был
переименован в Краснококшайск, а затем он стал
называться Йошкар-Ола, что значит «Красный
город».
5) Чтение текста о первом транспорте
города.
Интересна и история транспорта города.
Послушаем экскурсовода.
Огромное значение для последующего
развития города, всей автономной области имел
пуск в эксплуатацию железной дороги от Зеленого
Дола до Йошкар-Олы. В строительстве дороги,
начатом в 1921 году, активно участвовали
трудящиеся Краснококшайска, многих сельских
районов, рабочие и крестьяне русской, марийской,
татарской и других национальностей. 6 ноября 1927
года на станции Куяр состоялась торжественная
встреча первого поезда. В ночь на 22 октября 1928
года первый поезд прибыл в Йошкар-Олу.
Задание. Устно определите разряд
и состав числительных в тексте.
6) Рассказ о собирательных
числительных.
– С числительными какого разряда мы с
вами сегодня не встретились?
– Как образуются собирательные числительные?
– С какими существительными сочетаются
собирательные числительные?
– Что вы можете сказать о собирательных
числительных оба (обе)?
7) Конструирование словосочетаний.
Задание. Составьте
словосочетания, употребляя, где можно,
собирательные числительные.
2 (дети), 3 (товарищ), 5 (ученица), 4 (брюки), 6
(медвежонок), 7 (девчата), 3 (сани).
IV. Итог урока.
Наше путешествие заканчивается в
современном городе.
1) Грамматический разбор.
Задание. Сделайте полный
синтаксический разбор предложения и
морфологический разбор числительного.
На марийской земле одной дружной
семьей живут марийцы и русские, чуваши и татары.
2) Словарный диктант.
(Все слова изучены в процессе
знакомства с числительным.)
Пассажир, секунда, километр,
одиннадцать, бассейн, троллейбус, миллион,
миллиард, килограмм, минута, неделя, процент.
V. Домашнее задание.
|