Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

Я ИДУ НА УРОК

С.М. КОМИСАРОВА,
Марьинская школа
Юринского р-на,
Республика Марий Эл


Об имени числительном

6-7-е классы

Цели:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»;
2) совершенствовать навык нахождения изученной части речи в тексте, обоснования правильности выбора орфограмм при написании числительного, использования числительных в речи;
3) воспитывать интерес учащихся к истории своей республики, города.

Оборудование: карта-схема Царевококшайска, гербы Царевококшайска и города Йошкар-Олы; карточки с текстами; выставка книг о Марий Эл; таблицы по числительным.

Приемы работы: а) устный опрос; б) словарный диктант; в) работа с текстами и схемами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ребята записывают число. Затем им предлагается вместо слов «Классная работа» записать «Путевой лист экскурсовода...».

– Что такое экскурсия?

1) Сообщение подготовленного ученика (по материалу толкового словаря) о значении слова экскурсия.

Э К С К У Р С И Я

а) Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

б) Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

Экскурсия – поездка (от латинского excursio), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

II. Вступительное слово учителя.

Сообщаются цели урока.

III. Тренировочные упражнения.

1) Фронтальный опрос-повторение.

а) Чтение текста об основании Царевококшайска.

Основание Царевококшайска относится ко второй половине XVI столетия. В 1574 году для безопасности края по велению Иоанна Четвертого была построена крепость на берегу Волги, между устьями рек Большой и Малой Кокшаги, на месте нынешнего Кокшайска. Здесь было учреждено воеводское управление. На территории крепости было 5 деревянных церквей. В 1584 году воеводское управление было переведено в нынешний Царевококшайск, и город при основании переименован в Царев-город-на-Кокшаге.

б) Беседа по вопросам.

– Что обозначает числительное как часть речи?
– Какими бывают числительные по разряду и по составу?
– Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

в) Выборочно-поисковая работа.

Задание. Из данного текста выпишите словосочетания «существительное + числительное», записав каждое числительное прописью. Укажите разряд и состав числительных.

г) Склонение порядковых числительных.

2) Рассказ о правописании ь в середине и на конце числительных.

Задание. Из данного текста выпишите словосочетания «числительное + существительное», объясните правописание числительных.

По данным первой всеобщей переписи населения России в 1897 году население Царевококшайска по сословиям распределялось так: дворяне – 179, духовенство – 68, купцы – 16, мещане – 522, крестьяне – 822, прочие – 51 человек. В городе было 324 хозяйства, из них имели прислугу в 1 человека – 46, в 2–3 человека – 14, в 4–5 человек – 6, от 6 до 10 человек – 1.

3) Упражнения на склонение количественных числительных.

а) Слово учителя.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40–50 км/ч, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км/ч. На трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже 80 км/ч.

– Скажите: какой вопрос «спрятан» в моих словах? (Склонение количественных числительных.)

б) Склонение количественных числительных.

Задание. Из данного текста выпишите одно количественное числительное и просклоняйте его.

Произошли изменения в социальной структуре населения города.

Общая численность проживающих в нем увеличилась с 918 человек в 1849 году до 1685 – в 1897 году и до 2042 – в 1913 году.

– Как склоняются количественные числительные?

Наша экскурсия продолжается.

4) Работа с текстом.

По данным первой всеобщей переписи населения России 1897 года грамотность населения Царевококшайска составляла 60,9%. Это был самый высокий процент грамотности по сравнению со всеми другими городами Казанской губернии, включая ее административный центр (Свияжск – 52,5%, Казань – 51,4%, Цивильск – 51,2%, Чебоксары – 48,8%, Козмодемьянск – 44, 5%).

– Определите стиль данного текста.
– Определите разряд числительных в тексте.
– Из каких частей состоят дробные числительные?
– Как склоняются дробные числительные?
– Устно просклоняйте одно из дробных числительных из текста.

Знаете ли вы, какие имена носил наш город? До 1918 года столица нашего края называлась Царевококшайском. С начала 1919 года город был переименован в Краснококшайск, а затем он стал называться Йошкар-Ола, что значит «Красный город».

5) Чтение текста о первом транспорте города.

Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода.

Огромное значение для последующего развития города, всей автономной области имел пуск в эксплуатацию железной дороги от Зеленого Дола до Йошкар-Олы. В строительстве дороги, начатом в 1921 году, активно участвовали трудящиеся Краснококшайска, многих сельских районов, рабочие и крестьяне русской, марийской, татарской и других национальностей. 6 ноября 1927 года на станции Куяр состоялась торжественная встреча первого поезда. В ночь на 22 октября 1928 года первый поезд прибыл в Йошкар-Олу.

Задание. Устно определите разряд и состав числительных в тексте.

6) Рассказ о собирательных числительных.

– С числительными какого разряда мы с вами сегодня не встретились?
– Как образуются собирательные числительные?
– С какими существительными сочетаются собирательные числительные?
– Что вы можете сказать о собирательных числительных оба (обе)?

7) Конструирование словосочетаний.

Задание. Составьте словосочетания, употребляя, где можно, собирательные числительные.

2 (дети), 3 (товарищ), 5 (ученица), 4 (брюки), 6 (медвежонок), 7 (девчата), 3 (сани).

IV. Итог урока.

Наше путешествие заканчивается в современном городе.

1) Грамматический разбор.

Задание. Сделайте полный синтаксический разбор предложения и морфологический разбор числительного.

На марийской земле одной дружной семьей живут марийцы и русские, чуваши и татары.

2) Словарный диктант.

(Все слова изучены в процессе знакомства с числительным.)

Пассажир, секунда, километр, одиннадцать, бассейн, троллейбус, миллион, миллиард, килограмм, минута, неделя, процент.

V. Домашнее задание.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru