Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

Я ИДУ НА УРОК

М.И. ИЛЬИНА,
г. Тамбов


Понятие о союзе

(По учебнику под ред. В.В. Бабайцевой)

7-й класс

Цели урока:

1) повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи;
2) формирование умения определять роль союзов в предложении;
3) закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении;
4) развитие творческой, речевой и мыслительной активности;
5) воспитание любви к животным.

Оборудование: таблица «Группы союзов по строению», иллюстративный материал.

ХОД УРОКА

– Обратите внимание на иллюстративный материал, подготовленный к уроку. На какую тему подобраны иллюстрации? Сегодняшний урок будет проводиться на материале связных текстов, объединенных темой «Животные».

I. Повторение сведений о предлоге.

1. Теоретическая разминка.

– Что называется предлогом?
– Почему предлог – служебная часть речи?
– Как влияют предлоги на форму слов, с которыми они употребляются?
– Как отличить предлог от приставки?

2. Индивидуальное задание на карточке.

Произведите морфологический разбор выделенного слова.

Медвежата первый раз вылезли из берлоги в апреле.

3. Индивидуальное задание на доске с последующей коллективной проверкой.

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Определите часть речи.

Говорить (на)счет работы; (не)смотря на метель; (в)следстви(е,и) ливня; шли, (не)смотря вниз; (в)продолжени(е,и) книги; (в)течени(е,и) года; (в)виду болезни.

II. Работа с текстом (упражнение № 333).

Прочитайте текст выразительно и укажите его основные признаки.
К какому стилю речи его можно отнести?

Медвежата родились в берлоге в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу еще не было ягод. А сейчас и черника поспела, и малина. Мама медведица отыскала в дупле диких пчел и накормила медвежат сладким медом. И еще медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу, слижут муравьев и снова запустят...

(Г.Снегирев)

Задания по вариантам

I вариант

– Выполните задание № 2 (упр. № 333).
– Подумайте: над какими видами орфограмм вы работали?

Индивидуальная работа на доске.

– Сгруппируйте слова по орфограммам.

II вариант

– Спишите текст. Выполните задание № 1 (упр. № 333).

Индивидуальная работа на доске.

– Объясните постановку знаков препинания при помощи схем.
(При проверке ученики меняются заданиями:

I вариант выполняет задание № 1,
II вариант выполняет задание № 2.)

Итог.

– Сделайте вывод: в чем состоит отличие союзов от предлогов?

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

– Вы знаете, что предлог не отвечает на вопрос и не является членом предложения. А что можно сказать о союзе?

Вывод: предлоги выражают зависимость одного слова от другого, а союзы употребляются для связи равноправных слов в предложении (однородных членов) и целых предложений в сложном.

2. Прослушивание сообщения о значении и происхождении слова союз.

Слово союз очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам узы, узел.

Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.

– Каков этимологический корень слова союз?
– Определите, сколько букв и звуков в слове союз. Почему звуков больше, чем букв?

3. Работа с теоретическим материалом учебника.

– Самостоятельно прочитайте параграфы 11 и 148, найдите в них новую информацию, то, о чем вы не знали раньше.

– Какие союзы называются простыми, составными?
– Опираясь на таблицу, приведите примеры.

Группы союзов по строению

IV. Закрепление.

1. Словарная работа (правописание составных союзов). Смотрите таблицу.

2. Творческий диктант.

– Найдите в тексте стилистический недочет.
– Какое значение имеет союз ибо? Назовите союзы, имеющие такое же значение.
– Запишите предложения, заменяя простой союз ибо сложным так, чтобы союзы не повторялись.
– Что связывают союзы?

Преследуя оленя, охотники шли вперед, но часто останавливались, ибо (потому что) на поверхности льда попадались трещины.
Мало-помалу расстояние между ними уменьшалось, ибо (так как) долина суживалась.
Охотники уже надеялись на удачу, но внезапно их надежды рухнули, ибо (оттого что) перед ними зияла огромная трещина, через которую перейти нельзя.

(Ученик записывает первое предложение на доске и индивидуально выполняет синтаксический разбор, остальные продолжают записывать в тетрадь.)

3. Конструирование сложных предложений.

– Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.
– Объясните орфограммы и знаки препинания.

Медвеж_нок-шалун

1) Под тяжестью медвеж_нка дерево склонялось все ниже и ниже. Крайние ветки стали к_саться воды.
2) Он нал_гал (изо)всех сил. Дерево (не)заметно сг_балось.
3) Коре_ки, д_ржавшие дерево, лопнули. Забавник (в)месте с деревом гулко шлепнулся в холодную в_ду.

4. Сочинение-миниатюра.

– Составьте связный текст (5–6 предложений) о любимых животных, их повадках.
– Озаглавьте его.
– Используйте простые и составные союзы, связывающие как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

(Иллюстрации помогут вспомнить внешний вид животных, их повадки.)

Слабо успевающие дети получают индивидуальные задания на карточках.

V. Итог.

– Каковы отличительные признаки союза?
– Что общего между союзом и предлогом и чем они различаются?
– Какие союзы называются простыми и какие – составными?

Домашнее задание. § 148, выучите правописание союзов на стр. 126; упр. 334 или составьте предложения, используя данные союзы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru